Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2021 г. N Ф07-3709/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А56-34494/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Бутыриной Е.В. по доверенности от 23.12.2019;
от ответчика (должника): 1. не явился, извещен,
2. Воронцова С.Э. по доверенности от 07.10.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28884/2020) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2020 по делу N А56-34494/2020, принятое
по иску ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд"
к 1) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
2) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРЭО "Нежилой Фонд" (далее - истец, ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд", эксплуатирующая организация) обратилось в арбитражный суд с исковым заявление о взыскании солидарно с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 1, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик 2, ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России) 198 225 рублей 48 копеек неосновательного обогащения в виде сбережения с 01.01.2018 по 31.12.2019 денежных средств в виде расходов на содержание и техническое обслуживание общего имущества здания.
Решением суда от 20.09.2020 исковые требования удовлетворены частично, с ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд" взысканы 198 225 рублей 48 копеек неосновательного обогащения в виде сбережения с 01.01.2018 по 31.12.2019 денежных средств в виде расходов на содержание и техническое обслуживание общего имущества здания, 6 947 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, выполнение услуг без государственного контракта, подлежащего заключению в случаях и порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, предоставляющее услуги, не могло не знать, что услуги предоставлены при очевидном отсутствии обязательства.
Также податель жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком.
18.11.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд" поступил отзыв на апелляционную жалобу ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика 2, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
25.11.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поступил отзыв на апелляционную жалобу ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России, в котором ответчик 1 возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика 2, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
26.11.2020 в судебном заседании представитель ФГКУ "СЗ ТУИО" Минобороны России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд приобщить дополнения к апелляционной жалобе.
Представитель ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Ответчик 1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В отсутствие возражений истца дополнения к апелляционной жалобе суд приобщил к материалам дела.
Судом объявлено о перерыве в судебном заседании до 03.12.2020.
03.12.2020 после перерыва рассмотрения апелляционной жалобы продолжено в прежнем составе суда, отводов составу суда не заявлено.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Истец как эксплуатирующая организация, осуществляет техническое обслуживание общего имущества и предоставляет коммунальные услуги по тепло- и водоснабжению здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Галерная д. 35 литера А (далее - Здание) с 1964 года.
В Здании расположен объект Министерства обороны РФ-военный городок N 105 войсковой части N 81357, который занимает нежилые помещения 16Н, 25Н, общей площадью 206,10 кв.м. (далее - Помещения) РФ с 01.01.2001.
Первоначально, истец осуществлял обслуживание и предоставляло коммунальные услуги в отношении указанного Здания на основании Решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16.07.1962 N 838.
Далее обслуживание и предоставление коммунальных услуг по Зданию, производилось на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с Пользователями (арендаторами и/или собственниками) помещений Здания.
С 01.04.2017 содержание и эксплуатация объектов военной и социальной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации по объекту Министерства обороны РФ-военный городок N 105 войсковая часть N 81357 возложены на ответчика 1 - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" на основании Приказа Минобороны РФ N 155 от 02.03.2017.
Приказом N 42 от 27.02.2018. Начальника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Помещения в Здании переданы на эксплуатационное обслуживание и обеспечение коммунальными услугами Обособленному подразделению филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по (ВМФ).
Распоряжением N 189 от 28.12.2018. Начальника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в соответствии с Приложением N 5 Помещения в Здании переданы на эксплуатационное обслуживание и обеспечение коммунальными услугами Обособленному подразделению ЖКС N4 (г. Кронштадт) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по (БФ).
Истец 18.05.2017 получил запрос ЖЭ(К)0 N 21 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Западному военному округу) на оформление государственных контрактов по оказанию коммунальных услуг по тепло и водоснабжению на указанные Помещения в Здании.
В период с 01.01.2018. по 31.12.2019, а также на 2020 год, между ответчиком-1 и истцом заключены государственные контракты и договоры на водоснабжение Помещений в Здании (N 1656-к/в от 25.12.2017.;5 N 1656-к/в от 24.12.2018, N 11-171219/1 от 17.12.2019) и на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению Помещений в Здании (N 1656-к/о от 25.12.2017.; N 1656-к/о от 24.12.2018, N 11-171219/1 от 17.12.2019).
Истец направил ответчику-1 для подписания государственный контракт на техническое обслуживание общего имущества Здания на 2019 год.
Договоры (государственные контракты) по техническому обслуживанию общего имущества Здания между истцом и ответчком-1 на период с 01.01.2018 по 31.12.2018. и с 01.01.2019. по 31.12.2019. заключены не были, несмотря на то, что услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества Здания оказывались истцом.
В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ N 878 от 02.06.2014. "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", 2000 Отделение Морской Инженерной службы 10 июля 2014 передало по Акту приема передачи Помещения в Здании ответчику-2 и данным приказом Помещения закреплены за ответчиком-2 на праве оперативного управления.
В отсутствие договоров (государственных контрактов) по техническому обслуживанию общего имущества Здания между истцом и ответчиком 1 - на период с 01.01.2018 по 31.12.2019 затраты истца на содержание и техническое обслуживание общего имущества Здания по доле участия ответчика-2 и ответчика-1 составили 198 225 рублей 48 копеек.
Указанные затраты ответчиками истцу не компенсированы.
Истец направил в адрес ответчиков претензии N 1111 от 27.11.2019, N 214 от 17.03.2020, которые были оставлены без ответа.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества (статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 216 ГК РФ к вещными правам наряду с правом собственности в частности относится право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Толкование пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, должно нести бремя содержание такого имущества.
В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ N 878 от 02.06.2014. "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ответчиком 2- федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", 2000 Отделение Морской Инженерной службы 10.07.2014 передало по Акту приема передачи Помещения в Здании ответчику 2 и данным приказом Помещения закреплены за ответчиком-2 на праве оперативного управления.
Контррасчета и доказательств, опровергающих положенные в основу расчета истца данные, ответчик не представил.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства исполнения обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также коммунальных услуг Учреждение не представило.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом документы каждый в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приняв во внимание владение Учреждением в спорный период нежилыми помещениями на праве оперативного управления, установив факт оказания ООО "ПРЭО "Нежилой Фонд" соответствующих услуг, их объемы и стоимость, суд первой инстанции в отсутствие документально обоснованных возражений ответчика правомерно удовлетворил иск в части требований к Учреждению.
В рассматриваемом случае ссылка Учреждения на недопустимость в отсутствие государственного контракта взыскания в качестве неосновательного обогащения стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных для государственных или муниципальных нужд услуг в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов, как того требует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ошибочна.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона. При таком положении истец не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие письменного договора управления (государственного контракта), заключенного с Министерством обороны Российской Федерации либо Учреждением.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 301-ЭС19-22897 указано следующее.
Поскольку обязательства собственника по оплате содержания общего имущества основаны на императивных нормах ГК РФ и ЖК РФ, регулирующих правоотношения сторон, вывод судов об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с незаключением сторонами контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ в отношении спорных работ, является ошибочным. Отсутствие контракта в данном случае не освобождает государственного (муниципального) собственника от оплаты расходов на содержание и ремонт здания. Данная ситуация является исключением из общего правила о недопустимости оплаты предоставленного в случае отсутствия контракта, изложенного в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 (далее - Обзор).
В соответствии с пунктом 24 Обзора обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения его от внесения соответствующей платы на содержание.
Так как между сторонами отсутствовало соглашение о порядке распределения расходов по содержанию общего имущества, то общество, понесшее расходы сверх своей доли, вправе требовать их компенсации в соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы были предметом исследования судов и получили правовую оценку, соответствующую нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2020 по делу N А56-34494/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34494/2020
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРЭО "НЕЖИЛОЙ ФОНД"
Ответчик: АО "48 УПРАВЛЕНИЕ НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ", ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3709/2021
27.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28884/20
28.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28884/20
20.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34494/20