г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А56-55256/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Беззубцев А.В. - доверенность от 03.02.2020
от ответчика (должника): Маразуев А.В. - доверенность от 26.12.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление по иску ООО "Завод Реостат"
к ООО "Деловые Линии"
3-е лицо: АО "Группа Ренессанс Страхование"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод Реостат" (ОГРН 1026000899825; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ОГРН 1027810306259; далее - ответчик) о взыскании 374 280 руб. стоимости поврежденного груза. К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено АО "Группа Ренессанс Страхование".
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 09.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 05.10.2020.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Определением суда от 09.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначить исковое заявление ООО "Завод Реостат" к рассмотрению в судебном заседании Тринадцатого арбитражного апелляционного суда на 23.12.2020.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы искового заявления. Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
От третьего лица поступило ходатайство о назначении экспертизы. Представитель истца и ответчика оставили вопрос на усмотрение суда.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
В данном случае апелляционный суд оценил имеющиеся в деле доказательства, и пришел к выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы.
В обоснование исковых требований истец сослался на следующие обстоятельства. ООО "Деловые Линии", в соответствии с договором транспортной экспедиции N ВЛЮ/Сф00005597/19 от 09.01.2019, организовало в адрес получателя ООО "Завод Реостат" доставку следующего груза: профиля коллекторного массой брутто 1737 кг, в трех тарных местах, из ОАО "КУЗОЦМ" г. Каменск - Уральский до терминала в г. Великие Луки, поставляемого ОАО "КУЗОЦМ" истцу по товарной накладной N 7331 от 09.12.2019. Товар принят ООО "Деловые Линии" от ОАО "КУЗОЦМ" по накладной N 19- 02521015289.
При получении товара, 17.12.2019, представителем истца по накладной N 19-02521015289 от 10.12.2019 на терминале ответчика в г. Великие Луки обнаружилось, что доставленное количество товара составляет 996 кг в двух тарных местах, тара без повреждений, одно тарное место отсутствует, о выявленных расхождениях был составлен коммерческий акт, подписанный представителями истца и ответчика; позднее была выдана оставшаяся часть товара массой 741 кг.
При приёмке всей партии товара истцом установлено: - отклонение профиля по толщине ниже предельного уровня (1 полоса) и выше предельного уровня (2 полосы); - на поверхности профиля забоины и царапины (33 полосы); - один ящик в разбитом виде.
Данные несоответствия зафиксированы фотоизображениями. Согласно данных складского учета истца масса нетто поврежденного товара составила 467,85 кг.
С учетом указанной в товарной накладной N 7331 от 09.12.2019 цены товара 800 000 руб. за тонну, стоимость поврежденного товара составляет 374 280 руб. Претензионные требования истца о возмещении понесенных убытков ответчиком не удовлетворены.
В связи с тем, что груз, перевозимый ответчиком по накладной, был застрахован в страховой компании АО "Группа Ренессанс Страхование" претензия была перенаправлена ответчиком в АО "Группа Ренессанс Страхование".
В своем письме исх. N GR49802 от 30.04.2020 АО "Группа Ренессанс Страхование" отказала истцу в удовлетворении претензии.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии совокупности условий, предусмотренных законом.
В пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления. Истец в нарушение указанных условий при получении груза не уведомлял перевозчика о повреждении груза и не извещал ответчика о необходимости присутствовать при приемке груза для составления двустороннего акта в течение установленного 30-дневного срока.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 08.11.07 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается ст. 80 Устава: акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта каждая сторона вправе изложить в нем свое мнение. При отказе от составления акта или внесения записи в товарно-транспортные накладные в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации (параграф 5 указанного раздела).
Подпунктом "в" пункта 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.11 N 272, предусмотрено, что акт составляется в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза.
Согласно пункту 3.3.1 Договора транспортной экспедиции Ответчиком для осуществления экспедирования грузы от отправителей принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца, прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки.
В соответствии с пунктом 3.1.6 договора грузы могут быть приняты к перевозке как с указанием объявленной стоимости, так и без указания объявленной стоимости груза. Отправляя груз без объявленной стоимости. Клиент/Грузоотправитель подтверждает, что действительная стоимость груза не превышает 50 (пятьдесят) рублей за один килограмм отправленного груза. Экспедитор по своей инициативе не проверяет достоверность представленных сведений о стоимости груза. Если действительная стоимость груза превышает 50 (пятьдесят) рублей за один килограмм отправленного груза, Клиент/Грузоотправитель обязуется письменно заявить об этом Экспедитору, объявив стоимость груза в целях организации его дополнительною страхования.
При отправке груза в приемной накладной N 02520013852 проставлена объявленная стоимость груза - 85 000.00 рублей, имеется отметки отправителя, фиксирующие согласие с данным условием договора.
В момент выдачи Истцом была подписана экспедиторская расписка N 19-02521015289. также с объявленной стоимостью в размере 85000.00 рублей.
Как следует из договора, поштучная сверка груза с товарными накладными не производилась, водитель принимал груз по объему и весу, следовательно, качество товара не оценивалось.
В соответствии с пунктом 1 ст. 7 ФЗ N 87-ФЗ от 30.06.03 "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от пего не зависело.
В соответствии с пунктами 3.2.5. 3.2.6 договора транспортной экспедиции грузополучатель при приеме груза без признаков нарушения упаковки, либо с нарушением упаковки, имеет право требовать его осмотра и проверки его внутреннего состояния как на складе 'Экспедитора, так и на складе получателя.
В материалы дела был представлен акт от 25.12.2019 г.. составленный сотрудниками ООО "Завод Реостат" в одностороннем порядке, доказательств уведомления ООО "Деловые Линии" о вызове на составление данного акта в материалы дела не представлено, истец обращался с претензией в адрес ответчика спустя около четырех месяцев после составления акта, но и претензия не содержит уведомления ответчика о вызове на составление фиксирующих документов. Представленные фотоснимки не позволяют определить дату и место их производства, установить происхождения изображенного товара, а также имеющиеся на нем недостатки. Изображение на данных фотографиях трудноразличимо, суд первой инстанции пришел к обоснованному и законному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств повреждения груза в период перевозки.
Истец был вправе досмотреть груз, в момент выдачи зафиксировать повреждения в акте, либо составить акт на следующий день, предварительно известив экспедитора, как предусматриваю!" вышеуказанные нормы. Таким образом, судом первой инстанции в полном объеме исследованы все доказательства и сделан законный вывод о невозможности определения периода повреждения груза.
Таким образом, в материалы дела не представлено допустимых и относимых доказательств повреждения груза. Вместе с тем Истец не доказал размер убытков, представленные документы: односторонний акт входного контроля N 258 от 25.12.2019 г.. справка от 23.04.2020 г. N 773-71/688 не позволяют определить размер ущерба истца с разумной степенью достоверности. Акт N 258 от 25.12.2019 г. не содержит данные по выявленным отклонениям, результаты измерений, какие инструменты использовались при замерах, каковы характер и размер царапин и забоин.
Вместе с тем ГОСТ 4134-2015 "Профили из медных сплавов для коллекторов электрических машин. Технические условия" допускает на поверхности профиля отдельные и лены, вмятины, раковины, риски, задиры и другие дефекты, а также следы правки, если они при контрольной зачистке не выводя! профили за предельные отклонения (пункт 5.3).
На основаниях профиля высотой до 20 мм допускаются продольные выступы до 0,2 мм и риски глубиной не более 0.2 мм. На основаниях профилей высотой свыше 20 мм допускаются продольные выступы высотой до 1% от высоты профиля, по не более 0.4. Допускаемая ширина выступа или риски не должна превышать их высоты (пункт 5.4).
Раздел 7 ГОСТ 4134-2015 предусматривает методику проведения измерений: для проверки формы и размеров сечения проводят три измерения, в начале, в середине и на конце профиля.
В представленном в материалы дела акте результаты таких измерений не содержатся, а имеется лишь непроверяемый вывод, в том числе с невозможностью установления причины выявленных дефектов. Кроме того, из материалов дела не установить, какие из грузомест имели описанные в иске повреждения: те. два. которые были выданы получателю 17.12.2019 г. или то, которое обнаружено ответчиком на складе и получено Истцом позже - 24.12.2019 г.
Таким образом, помимо того, что в материалы дела не представлено доказательств повреждения груза в период перевозки, истец не представил доказательств невозможности использования груза по назначению.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, не усматривает оснований для удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2020 по делу N А56-55256/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55256/2020
Истец: ООО "ЗАВОД РЕОСТАТ"
Ответчик: ООО "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ"
Третье лицо: АО "ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ"