Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2021 г. N Ф09-1995/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А76-23003/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Аникина И.А., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2020 по делу N А76-23003/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" - Нагалина Лидия Андреевна (доверенность N 5 от 01.01.2020),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Шишкина Ирина Валерьевна (доверенность N 305 от 13.12.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" (далее - заявитель, ООО "ВторРесурс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект "Технологическая площадка для хранения отходов", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127, выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 30.04.2020 N 74/001/222/2019-2927; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произвести государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества: вид - Сооружение, наименование - "Технологическая площадка для хранения отходов", площадь застройки - 480 кв. м, построенное на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Круглое. Участок находится примерно в 600 м от ориентира, но направлению на юго-западнее. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область. Красноармейский район; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" на объект недвижимого имущества: вид - Сооружение, наименование - "Технологическая площадка для хранения отходов", площадь застройки - 480 кв. м, построенное на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира. расположенного за пределами участка. Ориентир д. Круглое. Участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на юго-западнее. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район (с учетом уточнений).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2020 (резолютивная часть объявлена 28.08.2019) в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л.д. 18-22).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ВторРесурс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального права.
По мнению апеллянта, вывод суда о том, что у спорного объекта отсутствуют физические характеристики, которые в силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации позволили бы квалифицировать его в качестве объекта недвижимости, право собственности, на который подлежит государственной регистрации, является незаконным и противоречит обстоятельствам дела.
ООО "ВторРесурс", обращаясь за государственной регистрацией прав и в последующем в суд с настоящим заявлением, доказало наличие всей совокупности законодательно предусмотренных условий, необходимых для признания объекта - объектом недвижимости.
Проведя всесторонне и полное исследование предоставленный документации, а также на основании визуального обследования объекта, эксперт ответил на поставленный вопрос следующим образом (стр. 9 заключения N 026-05-00436 от 17.03.2020): Объект "Технологическая площадка для хранения отходов", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127, обладает всеми признаками недвижимого имущества.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела, которые были подтверждены надлежащими доказательствами, в нарушение требований арбитражного процессуального законодательства, не были надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Вывод суда о том, что сооружение - технологическая площадка для хранения отходов не является самостоятельным объектом прав и выполняет обслуживающую функцию, по мнению подателя жалобы, не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из системного толкования норм гражданского и градостроительного законодательства, учитывая, что при возведении спорного объекта было получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ, следует вывод, что созданный объект является самостоятельным объектом недвижимости.
Апеллянт ссылается также на то, что суд первой инстанции в нарушение статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дал трактовку термину "хранение" как временное до 11 месяцев складирование отходов, тогда как это совершенно другой вид обращения с отходами "накопление".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Управлением Росреестра представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указало, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.07.2011 между Администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области (арендодатель) и ОАО "ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод" (арендатор) на основании постановления Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области N 542 от 12.07.2011 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 223 (л.д. 22-24 т. 2).
Предметом указанного договора является земельный участок из земель населенных пунктов Озерного сельского поселения с кадастровым номером 74:12:1207001:127, находящийся по адресу: участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на юго-западнее от ориентира д. Круглое, расположенного за пределами, адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район, для полигона промышленных отходов, в границах, указанных на кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 182861 кв. м. Срок аренды участка - 10 лет, с 13.07.2011 по 12.07.2021.
Между ООО "КосТ" (субарендодатель) и ООО "ВторРесурс" (субарендатор) заключен договор субаренды N 145 от 18.08.2016 (л.д. 37-40 т. 2). Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером 74:12:1207001:127, общей площадью 182861,00 (сто восемьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят один) кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенном по адресу: Участок находится примерно в 600-м по направлению на юго-западнее от ориентира д. Круглое, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская обл. Красноармейский район, разрешенное использование: полигон промышленных отходов, с правом обработки отходов и хранения готовой продукции.
В 2019 году ООО "Челябинское проектно-конструкторское бюро" для ООО "ВторРесурс" подготовлена проектная документация Технологическая площадка для хранения отходов (л.д. 70-86 т. 1).
На основании заявления ООО "ВторРесурс" Администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области 09.12.2019 ООО "ВторРесурс" выдано разрешение на строительство RU74-12-51-2019 на строительство объекта капитального строительства - Технологической площадки для хранения отходов, общей площадью застройки 480 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Круглое. Участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на юго-западнее. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район (л.д. 22-24 т. 1).
Администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области 20.12.2019 обществу "ВторРесурс" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU74-12-56-2019 построенной технологической площадки для хранения отходов общей площадью застройки 480 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 (л.д. 40-43 т. 1).
ООО "КадастрГрупп" 20.12.2019 выдана справка на ввод в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) сооружения: технологическая площадка для хранения отходов общей площадью застройки 480 кв. м: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Круглое. Участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на юго-западнее. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район.
Кадастровым инженером ООО "КадастрГрупп" 20.12.2019 подготовлен технический план сооружения Технологическая площадка для хранения отходов общей площадью застройки 480 кв. м (л.д. 25-39 т. 1), в соответствии с которым установлено, что по результатам натурного обследования установлен факт наличия на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 сооружения - технологическая площадка для хранения отходов.
ООО "ВторРесурс" 23.12.2019 обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение (технологическая площадка для хранения отходов) общей площадью 480 кв. м.
К указанным заявлениям были приложены следующие документы: квитанции об оплате государственной пошлины, технический план сооружения, оптический компакт-диск размер файла 6МБ, разрешение на строительство от 09.12.2019, доверенность.
Уведомлением Росреестра по Челябинской области от 25.12.2019 N 74/001/239/2019-7912 по результатам рассмотрения представленных документов, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено по причине того, что в состав представленного технического плана в раздел "исходные данные" не включен документ, подтверждающий правомерность проведенной перепланировки (разрешение на ввод реконструированного здания, решение суда и др).
Заявителем 27.12.2019 дополнительно было представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.12.2019.
Уведомлением Росреестра по Челябинской области от 13.01.2020 N 74/001/222/2019-2927 по результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено на срок до 13.04.2020 по причине того, что осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости по приложенным документам не представляется возможным. Объект, о государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
ООО "ВторРесурс" 15.01.2020 обратилось в ООО "МАГ Экспертиза" с заявлением исх.3 от 15.01.2020 о разъяснении, является ли построенный объект ООО "ВторРесурс" - технологическая площадка для хранения отходов, объектом недвижимого имущества, объектом капитального строительства, обособленным сооружением. К заявлению были приложены: уведомление Росреестра по Челябинской области от 13.01.2020 N 74/001/222/2019-2927, разрешение на строительство от 09.12.2019 RU74-12-51-2019, разрешение на строительство от 09.12.2019 RU74-12-56-2019.
В ответе на указанное заявление ООО "МАГ Экспертиза" (исх.N 012 от 30.01.2020) пояснило, что технологическая площадка для хранения отходов, является объектом капитального строительства (лд.46-47 т. 1).
ООО "ВторРесурс" 19.02.2020 в Управление Росреестра по Челябинской области представлена Проектная документация.
Управление Росреестра по Челябинской области 25.02.2020 уведомило ООО "ВторРесурс" об отказе в снятии приостановления.
Обществом "ВторРесурс" 26.02.2020 в Управление Росреестра по Челябинской области дополнительно было представлено письмо ООО "МАГ Экспертиза" от 30.01.2020 N 012.
Управление Росреестра по Челябинской области 06.03.2020 в адрес ООО "ВторРесурс" направлено новое уведомление об отказе в снятии приостановления.
Южно-Уральской торгово-промышленной палатой на основании договора N 436/5 от 10.03.2020, заключенного с ООО "ВторРесурс" подготовлено Заключение N 026-05-00436 от 17.03.2020 по обследованию объекта "Технологическая площадка для хранения отходов", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 (л.д. 47-59 т. 1). В указанном заключении перед экспертом был поставлен вопрос: обладает ли объект "Технологическая площадка для хранения отходов", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 признаками недвижимого имущества?
В ответе на поставленный вопрос эксперт указал, что "Технологическая площадка для хранения отходов", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1207001:127 обладает всеми признаками недвижимого имущества.
ООО "ВторРесурс" 23.03.2020 в Управление Росреестра по Челябинской области представлено заключение по обследованию объекта от 17.03.2020.
Уведомлением от 30.04.2020 N 74/001/222/2019-2927 Управление Росреестра по Челябинской области отказало ООО "ВторРесурс" в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости: сооружение - технологическая площадка для хранения отходов, в связи с тем, что сооружение не обладает признаками объекта недвижимого имущества, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218). Исходя из положений статьи 135 ГК РФ Технологическая площадка для хранения отходов является улучшением земельного участка, на котором расположен, его составной частью, а потому следует его юридической судьбе и не является самостоятельным объектом гражданских прав. Данное сооружение не может быть отнесено к недвижимым вещам.
Не согласившись с указанным уведомлением 30.04.2020 N 74/001/222/2019-2927 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств наличия у спорного объекта признаков недвижимого имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
К рассматриваемым правоотношениям применяются положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
В силу части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Обращаясь в суд, заявитель указал на то обстоятельство, что - сооружение:
- создано как новый объект недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке (разрешение на строительство N RU74-12-51-2019 от 09.12.2019, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU74-12-56-2019 от 20.12.2019), и с соблюдением градостроительных норм и правил.
- имеется физическая тесная, прочная связь с земельным участком - сооружение имеет заглубленный фундамент (подтверждается сведениями, указанными в Проектной документации шифр проекта 15-2019/ПД-КР на строительство объекта, разработанной ООО "Челябинское проектно-конструкторское бюро" - стр. 5. и Заключении ЮУТПП N 026-05-00436 от 17.03.2020 г. стр. 7);
- невозможность перемещения сооружения без несоразмерного ущерба его назначению;
- сооружение имеет самостоятельное функциональное назначение (для хранения отходов);
- обладание сооружением самостоятельными полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Также заявитель указал на заключение, подготовленное специалистами Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, в соответствии с которым установлено, что объект "Технологическая площадка для хранения отходов" обладает признаками недвижимого имущества. Объект возведен на земельном участке как объект недвижимости в установленном законом порядке с получением всех необходимых разрешений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу названных норм и правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1160/13 от 24.09.2013, право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В соответствии с правовым подходом, выраженном в названном выше постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Исходя из смысла указанных норм и разъяснений объект недвижимого имущества должен соответствовать следующим критериям: тесная связь с землей, наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности (самостоятельное функциональное назначение объектов); невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Вопрос о наличии либо отсутствии у вещи статуса объекта недвижимого имущества является правовым вопросом и подлежит разрешению судом на основе исследования и оценки доказательств, позволяющих оценить степень прочности связи постройки с землей, степень капитальности (прочности) той ее части, которая образует предназначенное для нахождения лиц и размещения имущества пространство, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о характере постройки.
Проанализировав доводы заявителя, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, в рассматриваемом случае заявитель идентифицирует понятия "объекта недвижимости" и "объекта капитального строительства".
Вместе с тем, термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, предоставлен для полигона промышленных отходов (срок аренды участка - 10 лет, с 13.07.2011 по 12.07.2021). Общество "ВторРесурс" (являясь его субарендатором) получило права на участок с разрешенным использованием: полигон промышленных отходов, с правом обработки отходов и хранения готовой продукции.
В 2019 году ООО "Челябинское проектно-конструкторское бюро" для ООО "ВторРесурс" подготовлена проектная документация "Технологическая площадка для хранения отходов" (т. 2 л.д. 83-96).
Из проектной документации (т. 2 л.д. 90, 91) следует, что технологическая площадка для хранения отходов выполнена из сборных ж/б дорожных плит по слою гидроизоляции (указанная конструкция обозначена как фундамент), поверх плит устраивается слой асфальта. Стены выполнены из блоков ФБС. Экран гидроизоляции выполняется из щебеночной подушки, подбетонка из бетона класса В7,5, гидроизоляционного рулонного материала. Дорожные плиты укладываются поверх экрана на уплотненную песчаную подушку толщиной не менее 100 мм.
Представленные в материалы дела заключения специалистов (заключение ЮУТПП N 026-05-00436 от 17.03.2020, письмо ООО "МАГ Экспертиза" от 30.01.2020 N 012) фактически указывают на то, что спорное сооружение является объектом капитального строительства.
При этом, указанный объект - технологическая площадка для хранения отходов самостоятельным объектом прав не является, выполняя обслуживающую функцию - временное (до 11 месяцев) хранение отходов (учитывая разрешенное использование участка - основным является - полигон промышленных отходов), не имеет собственного функционального назначения в отрыве от участка, создан исключительно в целях улучшения полезных свойств используемой территории.
Наличие полезных свойств сооружения (площадки), которые могут быть использованы независимо от земельного участка в предпринимательской или иной экономической деятельности (самостоятельное функциональное назначение объектов) из материалов дела не усматривается.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что сооружение (площадка) не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором она расположена, а значит, не имеет качеств самостоятельного объекта недвижимости, независимо от ее характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с землей.
В связи с отсутствием у площадки качеств самостоятельного объекта недвижимости и выполнение лишь вспомогательной функции по отношению к соответствующему земельному участку, право собственности на нее не подлежит регистрации независимо от ее физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для осуществления государственной регистрации заявленного объекта в силу недоказанности отнесения его к числу объектов в отношении которых допускается государственная регистрация права собственности, в силу чего отказ регистрирующего органа является законным и не нарушает прав заявителя.
Ссылка апеллянта на неверное применение положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно представленной заявителем проектной документации 15-2019/ПД-КР, раздел 4, том 4 (лист 6) проектируемая площадка разделена на два объема на всю высоту, площадка предназначена для временного хранения/накопления отходов 4 и 5 классов сроком до 11 месяцев (л.д.60,83,90 т.2).
Такое же указание содержится и в заключении кадастрового инженера (неотъемлемая часть технического плана), составленного по результатам проведенных кадастровых работ (л.д.122 т.2).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при недоказанности правовых оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции судебного акта.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по платежному поручению от 10.11.2020 N 24017 уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2020 по делу N А76-23003/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВторРесурс" из федерального бюджета сумму 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.11.2020 N 24017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.