Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф08-2535/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А32-9368/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бархо В.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Игнатенко А.С., по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель Федотов Г.Р., по доверенности от 04.08.2020; представитель Хаузова И.А., по доверенности от 20.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу N А32-9368/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ОГРН: 1092315002911, ИНН: 2315153325)
о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (далее - ответчик, ООО "НМТ") с исковым заявлением о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования в размере 742 545, 60 руб., 41 169, 99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 20.04.2019 по 31.01.2020 и с продолжением их начисления с 01.02.2020 по фактический день исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указало, что судом первой инстанции не дана оценка актам формы ГУ-23ВЦ, подтверждающим занятость железнодорожных путей общего пользования станции Новороссийск вагонами, простаивающими в ожидании подачи на выставочные пути для ООО "НМТ" в спорный период задержки. Кроме того, в материалах дела есть акты общей формы, которые также подтверждают занятость железнодорожных путей общего пользования станции Новороссийск именно в момент отставления спорных составов. Согласно актам в качестве обстоятельств, вызвавших их составление, указано, что выгоны в ожидании подачи на выставочный путь простаивают на путях общего пользования станции Новороссийск по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования ООО "НМТ". Данные акты подписаны ответчиком. Вывод суда первой инстанции о том, что задержка составов на станции Батайск и станции Лихая не привели к нарушению срока доставки груза, поскольку вагоны с промежуточной станции были отправлены до истечения срока доставки, является неправомерным. Статья 39 Устава железнодорожного транспорта в качестве основания для начисления спорной платы называет не истечение срока доставки в период задержки поезда, а прибытие поезда на станцию назначения с нарушенным сроком доставки. Истец отмечает, что факт прибытия в адрес ответчика составов с более поздними сроками доставки в спорный период задержки вагонов в пути следования не может являться основанием для отказа в иске.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции. В свою очередь, представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "НМТ" (владелец) заключен договор N 478/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Новороссийский мазутный терминал" при станции Новороссийск СКжд от 22.08.2016 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- пути N N 6, 9 стрелочным переводом N 172 к путям парка "Нижний" станции Новороссийск СКжд; - путь N 1 к пути необщего пользования N 15 АО "НВРЗ" - филиала АО "Вагонреммаш", являясь его продолжением.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом ответчика.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В соответствии с пунктом б пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 М127-т/1 с учетом повышающих коэффициентов.
Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагона на путях необщего пользования:
- в теплый период года- 6 часов;
- в холодный период года - 10 часов.
В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" указало на то, что в период с февраля по март 2019 года в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причине несвоевременной выгрузки вагонов грузополучателем (ООО "НМТ") произошли следующие задержки вагонов, а именно:
22 февраля 2019 года в 13:24 часов поезд N 2027 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 22 февраля 2019 года за N 2423 и был отправлен 27 февраля 2019 года в 09:11 часов.
Повторно 04 марта 2019 года в 11:45 часов поезд N 3003 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был повторно задержан на станции Аргун ж. д. в соответствии с извещением от 04 марта 2019 года за N 2888 и был отправлен 12 марта 2019 года в 23:39 часов согласно извещению от 13 марта 2019 года за исх. N 3182.
Также 14 марта 2019 года в 02:37 часа поезд N 3504 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Гудермес ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3205 и был отправлен 14 марта 2019 года в 19:12 часов согласно извещению от 14 марта 2019 года за исх. N 3242.
05 марта 2019 года в 22:47 часов поезд N 2001 с индексом 5100-933-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Батайск ж. д. в соответствии с извещением от 05 марта 2019 года за N 2936 и был отправлен 06 марта 2019 года в 07:00 часов согласно извещению от 06 марта 2019 года за исх. N 2951.
Повторно 13 марта 2019 года в 21:33 часов поезд N 2256 с индексом 5100-014-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был повторно задержан на станции Отрада-Кубанская ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3192 и был отправлен 16 марта 2019 года в 04:25 часа согласно извещению от 16 марта 2019 года за исх. N 3280.
04 марта 2019 года в 11:38 часов поезд N 2224 с индексом 5100-913-5209 в количестве 64 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Аполлонская ж. д. в соответствии с извещением от 04 марта 2019 года за исх. N 2861 и был отправлен 15 марта 2019 года в 09:13 часов в соответствии с извещением от 15 марта 2019 года за N 3250.
06 марта 2019 года в 10:37 часов поезд N 2284 с индексом 6396-919-5210 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Армавир-Ростовский СКВ ж. д. в соответствии с извещением от 06 марта 2019 года за исх. N 2966 и был отправлен 07 марта 2019 года в 18:39 часов в соответствии с извещением от 07 марта 2019 года за N 3034.
14 марта 2019 года в 00:43 часов поезд N 2052 с индексом 6361-158-5210 в количестве 52 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Минеральные воды ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3203 и был отправлен 14 марта 2019 года в 03:47 часа согласно извещению от 14 марта 2019 года за исх. N 3211.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов N N 025492, 025497, 025500, 025505, 025510, 026522, 031565, 032575, 032587, 032602, 033627, 033642, 033645, 033663, 033668, 034681.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 13 договора - 10 часов в холодный период года.
Как указывает истец, факт нарушения сроков доставки подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии от 19.04.2018 исх. N N 19/883, 19/884, 19/885, 19/886 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
При рассмотрении дела и разрешении спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагон находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта также предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве. Размер платы определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 п. 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
В силу п. 2.1.1 Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования.
Предметом рассмотрения данного спора являются задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях в период с февраля по март 2019 года.
Как указано выше, грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Как неоднократно ссылался ответчик, акты общей формы подписаны им с разногласиями, то есть сами по себе данные документы, подлежащие составлению на основании первичных документов, не доказывают причины простоя вагонов на путях общего пользования. ОАО "РЖД", как истец, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов ответчика были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Ответчиком пояснено, что мазутный терминал ООО "НМТ" предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт, в связи с чем строительство ООО "НМТ" предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО "НМТ", включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО "НМТ" выставочных железнодорожных путей N N 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях N 6 и N 7, возможно накопление танкерных партий груза. Оставшиеся выставочные железнодорожные пути NN 8, 9, 10, 11 согласно заключенным договорам переданы в пользование ООО "ИПП" и ООО"Кубанский топливный терминал" для выставления вагонов, прибывших в их адрес.
Согласно Своду правил Станционные здания, сооружения и устройства, утвержденного Приказом Минтранса России от 02.12.2014 N 331 выставочный путь - это железнодорожный путь, предназначенный для размещения вагонов, с которыми выполняют приемо-сдаточные операции.
Согласно условиям договора ответчику на выставочные пути общего пользования N N 36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов. Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах N 1 и N 2. Эстакада N 1 рассчитана на прием 60 вагонов-цистерн, а Эстакада N 2 рассчитана на прием 48 вагонов-цистерн. При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО "НМТ"NN 6, 7. После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования NN 35, 36, 37, 38 парка "Нижний" станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года.
Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования N N 36, 37, 38, возникает у ООО "НМТ" только после их осмотра, а также с момента составления памяток приемосдатчика.
Однако не все принятые вагоны могут быть поданы под слив по следующим причинам:
1. Подача коммерчески неисправного вагона;
2. Подача вагонов с 3 степенями защиты слива;
3. Несоответствие качества груза;
4. Накопление вагонов для слива одной партии груза и другое.
Вследствие чего на поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, но при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования N N 36, 37, 38 ОАО "РЖД" может подать следующий состав.
Следовательно, ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приемосдатчиков, на которые ссылается истец, не могут подтверждать факт превышения в спорный период ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного п. 13 договора.
Ответственность за нарушение технологического срока оборота вагонов наступает лишь тогда, когда ООО "НМТ" не может освободить собственные выгрузочные пути по причине прекращения слива вагонов, а также выставочные пути общего пользования N N 36, 37, 38, что приводит к простою вагонов на станционных путях.
Таким образом, надлежащим доказательством занятости инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, прибывшими в адрес грузополучателя, являются акты общей формы, составленные сотрудниками ОАО "РЖД" и пописанные ответчиком. Как указывалось выше, с февраля по март 2019 года в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, произошли следующие задержки вагонов, а именно:
22 февраля 2019 года в 13:24 часов поезд N 2027 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 22 февраля 2019 года за N 2423 и был отправлен 26 февраля 2019 года в 09:11 часов согласно извещению от 26 февраля 2019 года за исх. N 2649.
Согласно актам общей формы N N 15/4407, 15/4412, 15/4408, 15/4409, 15/4410, 15/4411 от 17.03.2019 срок доставки данного состава - 27 февраля 2019 года, следовательно, задержка на станции Лихая ж. д. не привела к нарушению срока доставки груза.
04 марта 2019 года в 11:45 часов поезд N 3003 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был повторно задержан на станции Аргун ж. д. в соответствии с извещением от 04 марта 2019 года за N 2888 и был отправлен 12 марта 2019 года в 23:39 часов согласно извещению от 13 марта 2019 года за исх. N 3182.
На станцию Аргун ж. д. (Махачкалинское направление) состав отправился 27 февраля 2019 года, куда шёл 5 суток, по причине чего при повторной задержке на промежуточной станции состав был задержан уже с истёкшим сроком доставки, где простоял ещё 8 суток.
После чего 14 марта 2019 года в 02:37 часа поезд N 3504 с индексом 6254-704-5210 в количестве 56 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Гудермес ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3205 и был отправлен 14 марта 2019 года в 19:12 часов согласно извещению от 14 марта 2019 года за исх. N 3242.
В общей сложности состав шёл на станцию назначения Новороссийск около 30 суток, при этом, как следует из доводов истца, Терминал ООО "НМТ" в данный период не должен был принимать вагоны, приходящие в его адрес, что привело бы к простою вагонов на станционных путях. Следовательно, на данный период истцом должны были оформляться акты общей формы, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. Однако данные акты истцом в материалы дела не представлены.
Из чего следует, что в данный период станционные железнодорожные пути не были загружены вагонам, прибывшими в адрес ООО "НМТ", и истцом безосновательно вагоны были задержаны на промежуточных станциях.
05 марта 2019 года в 22:47 часов поезд N 2001 с индексом 5100-933-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Батайск ж. д. в соответствии с извещением от 05 марта 2019 года за N 2936 и был отправлен 06 марта 2019 года в 07:00 часов согласно извещению от 06 марта 2019 года за исх. N 2951.
Согласно актам общей формы N N 15/4429, 15/4430, 15/4431, 15/4432 от 17.03.2019 срок доставки данного состава - 09 марта 2019 года, следовательно, задержка на станции Батайск ж. д. не привела к нарушению срока доставки груза.
13 марта 2019 года в 21:33 часов поезд N 2256 с индексом 5100-014-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был повторно задержан на станции Отрада-Кубанская ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3192 и был отправлен 16 марта 2019 года в 04:25 часа согласно извещению от 16 марта 2019 года за исх. N 3280.
На станции Отрада-Кубанская ж. д. вагоны задерживаются в составе поезда N 2256 с индексом 5100-014-5209 уже с истёкшим сроком доставки. Ответчик полагает, что поезд N 2001 с индексом 5100-933-5209 в течение 7 суток, которые он шёл со станции первой задержки Батайск ж. д. до второй станции задержки Отрада-Кубанская ж. д., был расформирован и заново сформирован в другой поезд N 2256 с индексом 5100-014-5209 на иной промежуточной станции, расположенной между станциями Батайск ж. д. и Отрада - Кубанская ж. д., что истцом документально не зафиксировано.
04 марта 2019 года в 11:38 часов поезд N 2224 с индексом 5100-913-5209 в количестве 64 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Аполлонская ж. д. в соответствии с извещением от 04 марта 2019 года за исх. N 2861 и был отправлен 15 марта 2019 года в 09:13 часов в соответствии с извещением от 15 марта 2019 года за N 3250. Указанный состав простоял на промежуточной станции 11 суток. Тем не менее, на момент задержки вышеуказанного поезда на станцию Новороссийск в адрес ООО "НМТ" прибывали составы с более поздними сроками доставки.
06 марта 2019 года в 10:37 часов поезд N 2284 с индексом 6396-919-5210 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Армавир-Ростовский СКВ ж. д. в соответствии с извещением от 06 марта 2019 года за исх. N 2966 и был отправлен 07 марта 2019 года в 18:39 часов в соответствии с извещением от 07 марта 2019 года за N 3034. 08 марта 2019 года на станцию назначения Новороссийск прибыло 59 вагонов без нарушенного срока доставки (срок доставки истекает 11 марта 2019 года). А 6 вагонов, отцепленных истцом по неизвестным ответчику причинам, прибыли на станцию назначения Новороссийск ж. д. 19 марта 2019 года в составе иного поезда.
14 марта 2019 года в 00:43 часов поезд N 2052 с индексом 6361-158-5210 в количестве 52 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Минеральные воды ж. д. в соответствии с извещением от 14 марта 2019 года за N 3203 и был отправлен 14 марта 2019 года в 03:47 часа согласно извещению от 14 марта 2019 года за исх. N 3211.
Согласно акту общей формы N 15/4784 от 25.03.2019 срок доставки данного состава - 15 марта 2019 года, следовательно, задержка на станции Минеральные воды ж. д. не привела к нарушению срока доставки груза.
Кроме того, в период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования N N 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. При этом на момент задержки вышеуказанного поезда на станцию Новороссийск в адрес ООО "НМТ" прибывали составы с более поздними сроками доставки, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными.
Более того, вагоны, прибывшие с более поздними сроками доставки, подавались под слив на территорию ООО "НМТ", что подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов. Следовательно, вагоны, которые истцом были задержаны на промежуточных станциях в спорный период, могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж. д. на время прибытия одного из прибывших в спорный период составов с более поздними сроками доставки грузов.
Довод о том, что судами не дана оценка имеющимся в материалах дела актам общей формы, памяткам приемосдатчика, подлежит отклонению, с учетом того, что период времени, в течение которого производилась разгрузка вагонов на путях необщего пользования, который определяется по памяткам приемосдатчика и ведомостям подачи и уборки вагонов, является лишь частью согласованного сторонами в договорах срока оборота вагонов.
Таким образом, фактические причины задержки поездов в пути следования, описанные выше, а также нормы законодательства Российской Федерации, свидетельствуют об отсутствии вины ответчика и причинно-следственной связи между действиями ООО "НМТ" и задержкой ОАО "РЖД" вагонов на промежуточных станциях.
Истцом не представлены доказательства того, что начисление платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 742 545,60 руб. вызвано причинами, зависящими от грузополучателя (ООО "НМТ"), равно как и доказательства того, что причины задержек вагонов вызваны обстоятельствами, зависящими от ООО "НМТ".
На основании изложенного в удовлетворении требований о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава правомерно отказано.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 41 169,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 20.04.2019 по 31.01.2020 и с продолжением их начисления с 01.02.2020 по фактический день исполнения обязательств.
Принимая во внимание, что истцом не доказан факт нарушения ответчиком договорных обязательств, суд первой инстанции обоснованно отказал в заявленных требованиях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (платежное поручение N 2280048 от 29.10.2020) по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу N А32-9368/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9368/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Новороссийский мазутный терминал"