Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф05-6391/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-113182/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Военно-Промышленный Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 года по делу N А40-113182/20 (154-838)
по заявлению АО "Военно-Промышленный Банк"
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
Третье лицо: ИФНС России N 8 по г.Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шмелев Е.А. по дов. от 06.10.2020; |
от третьего лица: |
Фомин Д.А. по дов. от 09.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Военно-Промышленный Банк" в лице конкурсного управляющего "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Заявитель, БАНК "ВПБ" (АО), Банк) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) от 25.03.2019 г. N 61600 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Стройинициатива" (ОГРН 5147746419079) из Единого государственного реестра юридических лиц как не соответствующее положениям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве по исключению общества с ограниченной ответственностью "Стройинициатива" (ОГРН 5147746419079) из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц государственную регистрационную запись о недействительности государственной регистрационной записи N9197747086671 от 11.07.2019 г. о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Стройинициатива" (ОГРН 5147746419079).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2020 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, решение налогового органа является незаконным, так как отсутствуют основания для исключения Общества из ЕГРЮЛ, так как фактически ООО "Стройинициатива" продолжает осуществление деятельности. Банк считает, что нарушен порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица и третьего лица, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, 04.07.2016 между Банком и ООО "Стройинициатива" (ОГРН 5147746419079) (далее - Общество) был заключен Кредитный договор N К-1111/2016, в соответствии с которым последнему выдан кредит в размере в размере 150 000 000 руб. на срок до 03.07.2018 года.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом своих обязательств по кредитному договору Банк обратился в суд.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 30.11.2017. по делу N 2- 7367/2017 исковое заявление Банка к ООО "Стройинипиатива", Пустотину В.Ф. о взыскании задолженности по кредитному договору, удовлетворено. Суд взыскал солидарно с ООО "Стройинициатива", Пустотина В.Ф. задолженность по кредитному договору в размере 178 808 748 руб. 56 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 60 000 руб. 00 коп. Указанное решение вступило в законную силу и 04.04.2019 г., был выдан исполнительный лист.
Поскольку задолженность не погашена, Банк является кредитором Общества.
25.03.2019 заинтересованным лицом было принято решение N 61600 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Стройинициатива" из ЕГРЮЛ.
На основании вышеуказанного решения 11.07.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 9197747086671 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "Стройинициатива" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица по решению регистрирующего органа.
Посчитав решение налогового органа от 25.03.2019 N 61600 о предстоящем исключении ООО "Стройинициатива" из Единого государственного реестра юридических лиц и действия налогового органа по исключению ООО "Стройинициатива" (ОГРН 5147746419079) из Единого государственного реестра юридических лиц незаконными, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности принятого Инспекцией решения и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из положений Закона о регистрации, непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации).
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок, не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как верно установлено судом, ИФНС России N 8 по г. Москве направила в адрес МИФНС России N 46 по г. Москве справку N 216556-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и Справку N 216556-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении Общества по формам, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
На основании указанных документов, заинтересованным лицом 25.03.2019 было принято Решение N 61600 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Стройинициатива".
27.03.2019 сведения о предстоящем исключении ООО "Стройинициатива" были опубликованы заинтересованным лицом в Вестнике государственной регистрации (помер журнал 12 (728) часть 2).
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, Заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых МИФНС России N 46 по г. Москве решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Стройинициатива" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "Стройинициатива" из ЕГРЮЛ в течение установленного срока.
Поскольку в течение трех месяцев после публикации сообщения, то есть до 27.06.2019 г., в МИФНС России N 46 по г. Москве, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "Стройинициатива", 11.07.2019 г. по решению регистрирующего органа в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 9197747086671 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Только наличие одновременно всех признаков указанных в п. 1 ст. 21.1. Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО "Стройинициатива" из ЕГРЮЛ его права нарушены не имеется.
Доказательств нарушения ответчиком норм действующего законодательства или несоблюдения порядка исключения общества из ЕГРЮЛ суду не представлено.
Также не представлено доказательства сдачи обществом отчетности или наличия счетов общества и движения по ним средств.
При таких обстоятельствах действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "НЕФТЕХИМ" являются законными и обоснованными.
При этом каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), которые в силу ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявителем не приведено.
Ссылка заявителя на то, что предусмотренный законом административный порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ не должен приводить к нарушению прав кредиторов, правомерно отклонена судом первой инстанции, так как не учитывает особого характера отношений, регулируемых статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, не предполагающего наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, фактически прекративших свою деятельность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-0-0, от 24.09.2013 N 1346-0, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
Кроме того, 28.06.2017 г. вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие вопросы привлечения к субсидиарной ответственности лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том случае, если общество с ограниченной ответственностью исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В связи с тем, что в отношении недействующего юридического лица принято решение и внесена запись о его исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы не лишены возможности привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени общества с ограниченной ответственностью, членов коллегиальных органов общества с ограниченной ответственностью и лиц, определяющих действия общества с ограниченной ответственностью (пункты 1-3 статьи 53.1 ГК РФ)
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Доводы жалобы отклоняются, так как само по себе решение Тверского районного суда города Москвы от 30.11.2017 о взыскании с Общества в пользу Банка денежных средств не подтверждает действующий характер ООО "Стройинициатива" на момент принятия 25.03.2019 решения Инспекции о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ по основаниям, установленным п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2020 года по делу N А40- 113182/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.