г. Воронеж |
|
20 августа 2007 г. |
N А14-2476-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 20.08.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Кустовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.05.2007 года по делу N А14-2476-2007/133/28 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Славянский" к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа об обязании налогового органа выплатить проценты в сумме 22 891 руб. 82 коп. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за сентябрь 2005 г.
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "Торговый Дом "Славянский": Кондратович Н.А., представитель, по доверенности б/н от 16.07.2007 г., паспорт серии 20 99 N 206331 выдан 28.02.2000 г. Центральным РОВД г. Воронежа.,
от ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа: Морозова Л.А., начальник юридического отдела, по доверенности N 05-08 от 14.08.2007 г., удостоверение УР N 287532 действительно до 31.12.2009 г.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Славянский" (далее - ЗАО "ТД "Славянский", Общество) обралось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа (далее - ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа, Инспекция) об обязании выплатить проценты в сумме 22 891 руб. 82 коп. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за сентябрь 2005 г. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.05.2007 года по делу N А14-2476-2007/133/28 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа выплатить ЗАО "ТД "Славянский" проценты в сумме 22891 руб. 82 коп. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за сентябрь 2005 г., с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 915 руб. 67 коп.
ИФНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа не согласилась с принятым судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.09.2005 г. Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за сентябрь 2005 г., в которой указало реализацию товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в сумме 9 416 467 руб., налоговые вычеты согласно уточненной декларации от 09.11.2005 г. составили 1 463 683 руб.
Одновременно с декларацией Обществом был представлен полный пакет необходимых документов в обоснование права на возмещение НДС, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
29.12.2005 г. Общество письмом N б/н обратилось в Инспекцию с заявлением о перечислении 1 463 683 руб. на расчетный счет налога на добавленную стоимость.
Письмом от 12.01.2006 г. N 10-41/355 заявления ЗАО "ТД "Славянский" о возврате налоговых вычетов оставлены без исполнения.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации Инспекцией приняты решения от 20.12.2005 г. N 11-749, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и от 20.12.2005 г. N 11-749э об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Указанными решениями, Обществу было отказано в возмещении НДС в сумме 1 463 683 руб. и признано необоснованным применение ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров за сентябрь 2005 г. в сумме 9 416 467 руб.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2006 по делу N А14-29183/2005/1252/24, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.06.2006 г., решение Инспекции от 20.12.2005 г. N 11-749э было признано недействительным в части отказа в применении 929 852 руб. налоговых вычетов по НДС.
Суд обязал Инспекцию произвести возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 929 852 руб. путем зачета в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 176 НК РФ.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2006 по делу N А14-29184/2005/1251/24, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.09.2006 г., решение Инспекции от 20.12.2005 г. N 11-749 было признано недействительным полностью.
Общество 06.03.2006 г. письмом N 185/06 обратилось в ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа о перечислении на расчетный счет подтвержденного к вычету НДС по налоговой ставке 0 процентов в сумме 929 852 руб.
14.06.2006 г. ЗАО "ТД "Славянский" письмом, обратилось в Инспекцию с заявлением о перечислении подтвержденного к вычету НДС по налоговой ставке 0 процентов в сумме 533 831 руб. на расчетный счет Общества.
22.03.2006 г. Инспекцией принято решение N 696 о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 455 996 руб. 48 коп.
15.06.2006 г. ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа было принято решение N 2405 о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 533 831 руб.
ЗАО "ТД "Славянский" считая, что возмещение указанной суммы произведено Инспекцией с нарушением установленных законодательством сроков, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства спора, оценил доводы сторон и, правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, и порядок реализации этого права установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения названной ставки налога и налоговых вычетов. На основании этих документов налоговый орган обязан не позднее трех месяцев со дня их представления принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении (полностью или частично), проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов.
При этом из абзацев 2, 9 и 10 пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что возврат налога осуществляется органом федерального казначейства, для чего налоговый орган обязан не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока принять по заявлению налогоплательщика решение о возврате сумм налога из бюджета и в тот же срок направить его в соответствующий орган федерального казначейства, который исполняет решение налогового органа в течение двух недель со дня его получения. Согласно же последнему абзацу пункта 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных этим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, названной нормой установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму.
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов нацелено на установление баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает выплату процентов за просрочку получения налоговой выгоды с незаконными задержками со стороны налоговых органов выплаты причитающихся вычетов.
Что касается определения периода просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, то он формируется следующим образом.
Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
В обоих случаях период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
В данном случае, как следует из материалов дела, декларация по налоговой ставке 0 процентов и заявление о возврате налога были представлены Обществом - 29.12.2005 г., при подаче уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из сроков, указанных выше, Общество произвело начисление процентов на сумму несвоевременно возвращенного (зачтенного) налога на добавленную стоимость - 989 827 руб., начиная с 04.03.2006 г. (спустя 3 месяца и 22 дня после даты подачи уточненной декларации по НДС (29.12.2005 г.) по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2005 г.) по 26.03.2006 г. (день, предшествующий дате фактического возврата части налога по платежному поручению от 27.03.2006 г. N 557), сумма процентов составила - 7 588 руб. 67 коп.
Также, Общество произвело начисление процентов на сумму несвоевременно возвращенного (зачтенного) налога на добавленную стоимость в сумме 533 831 руб., начиная с 27.03.2006 г. (дате фактического возврата части налога по платежному поручению N 557 от 27.03.2006 г. в сумме 455 996 руб. 48 коп.) по 20.06.2006 г. (день, предшествующий дате фактического возврата налога по платежному поручению N 225 от 21.06.2006 г. на сумму 533 831 руб.), сумма процентов составила - 15 303 руб. 15 коп.
Учитывая изложенное, возмещение сумм налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам было произведено Инспекцией с нарушением сроков, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку возражений по размеру начисленных процентов Инспекцией не заявлялось, расчет суммы судом первой инстанции проверялся, оснований для отмены решения суда не установлено.
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, указанные доводы не соответствуют материалам дела, в которых имеется заявление Общества на возврат налога, датированное 08.11.2005 г. и полученное Инспекцией 29.12.2005 г., которое свидетельствует о волеизъявлении Общества на возврат сумм налога, заявленных к вычету по уточненной декларации. Дата подачи Обществом повторного заявления о возврате не изменяет порядок определения сроков просрочки возврата НДС и исчисления процентов за несвоевременный возврат, поскольку 29.12.2005 г. Инспекции было известно о волеизъявлении Общества на возврат сумм НДС по представленной в Инспекцию уточненной налоговой декларации. При этом судом первой инстанции сроки для определения периода просрочки возврата сумм налога обоснованно исчислялись именно с этой даты.
Довод Инспекции о последующем обращении Общества в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о зачете сумм НДС не имеет правового значения для рассматриваемого дела в связи с тем, что отказ налоговых органов выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц и интересами государства. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2007 г. N 11484/06.
Кроме того, несостоятелен довод апелляционной жалобы, о неправомерном взыскании с Инспекции государственной пошлины в сумме 915 руб. 67 коп.
В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области 17.05.2007 года по делу N А14-2476-2007/133/28 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы в размере, установленном ст. 333.21 НК РФ возврату не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.05.2007 года по делу N А14-2476-2007/133/28 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2476/133
Истец: ЗАО "Торговый дом "Славянский"
Ответчик: ИФНС РФ по Левобережному району г.Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2910/07