Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2021 г. N Ф08-1493/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А53-16641/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2020 об уменьшении исполнительского сбора по делу N А53-16641/2019
по иску АО "Донэнегро"
к ответчику - ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
при участии УФССП по Ростовской области
о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о взыскании задолженности в размере 335438 руб. 46 коп., пени в размере 17771 руб. 79 коп., а также пени по день фактической оплаты суммы задолженности (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 21).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2019 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 335438 руб. 46 коп. задолженности, 9870 руб. 77 коп. пени за период с 12.02.2019 по 17.05.2019, а также пени с 18.05.2019 до момента фактического исполнения обязательства на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Арбитражным судом Ростовской области 12.11.2019 выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 28.11.2019 в отношении ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" возбуждено исполнительное производство N 45077/19/61018-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 31.01.2020 исполнительное производство N 45077/19/61018-ИП окончено.
В связи с неисполнением ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора N 61018/20/3453 от 31.01.2020 в размере 27139 руб. 98 коп., постановлением от 05.02.2020 в отношении ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" возбуждено исполнительное производство N 34462/20/61018-ИП.
ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора до 2 % от подлежащей взысканию суммы либо освобождении от взыскания исполнительного сбора в полном объеме.
Определением от 09.11.2020 уменьшен размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области N 61018/20/3453 от 31.01.2020 до 20354 руб. 99 коп. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Определение мотивировано тем, что с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора, затруднительного финансового положения должника, мероприятий, проводимых предприятием по удовлетворению требований взыскателей в ходе исполнительного производства, погашения задолженности на момент рассмотрения заявления в полном объеме, размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области N 61018/20/3453 от 31.01.2020 подлежит снижению на 1/4 от суммы исполнительского сбора 27139 руб. 98 коп., установленной постановлением судебного пристава-исполнителя, до 20354 руб. 99 коп. Снижение размера исполнительного сбора более чем на одну четверть от размера максимально допустимого исполнительского сбора недопустимо в силу части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность определения, просил его изменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что отказ в уменьшении исполнительского сбора ниже указанного в части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является незаконным. Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что исполнительский сбор по своей природе является административной штрафной санкцией, которая должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения и обладать разумным сдерживающим эффектом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд может снизить штраф ниже низшего предела, установленного законом. Данная позиция изложена в ряде других судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации.
Размер исполнительского сбора значителен для должника. В отношении ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" ведется сводное исполнительное производство, предъявлено к исполнению 1703 исполнительных документов на общую сумму более 2 млрд. рублей. Имеется сложившаяся судебная практика по заявлениям ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о снижении исполнительского сбора до 2-х % от суммы взыскания. Вина должника в нарушении срока исполнения исполнительного листа отсутствует. В настоящее время на денежные средства, находящиеся на счетах должника, обращено взыскание, имущество, в том числе дебиторская задолженность, арестованы. Судом первой инстанции не учтена динамика погашения задолженности по сводному исполнительному производству и принятие должником всех необходимых мер для погашения задолженности. Не принято во внимание, что должник осуществляет социально значимую деятельность, является гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения в Ростовской области и крупным налогоплательщиком.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" не явился. Предприятие о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель АО "Донэнегро" в заседание не явился. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Представитель УФССП по Ростовской области в заседание не явился. Служба судебных приставов о судебном заседании извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном указанным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как отмечено выше, в связи с неисполнением ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора N 61018/20/3453 от 31.01.2020 в размере 27139 руб. 98 коп.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что отказ в уменьшении исполнительского сбора ниже указанного в части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является незаконным.
В пункте 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве в связи с запросами Арбитражных судов Воронежской и Саратовской областей и жалобой ОАО "Разрез "Изыхский" указал, что размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким образом, уменьшение исполнительского сбора должно быть связано с наличием обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии верхней границы его размера степени вины правонарушителя, либо его имущественному положению.
Из части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что уменьшение размера исполнительского сбора (не более, чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 данной статьи) является правом суда, которое реализуется судом с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств.
Возможность снижения исполнительского сбора ниже указанного частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предела данным Законом или иным нормативным правовым актом не установлена.
В данном случае размер исполнительского сбора определен согласно части 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в сумме 27139 руб. 98 коп. (7 % от суммы взыскания).
Размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области N 61018/20/3453 от 31.01.2020 снижен судом первой инстанции на 1/4 от суммы исполнительского сбора 27139 руб. 98 коп., установленной постановлением судебного пристава-исполнителя, до 20354 руб. 99 коп.
Довод о том, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд может снизить штраф ниже низшего предела, установленного законом, данная позиция изложена в ряде других судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми установлены минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении совершивших их юридических лиц.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральному законодателю надлежит внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие изменения, вытекающие из настоящего постановления, а до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях таких изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим указанные административные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, за которые минимальный размер административного штрафа установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Поскольку названным постановлением на соответствие Конституции Российской Федерации проверялись положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, в которую Федеральным законодателем соответствующие изменения не внесены, довод должника о возможности уменьшения исполнительского сбора более чем на одну четверть несостоятелен.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2019 по делу N А53-13057/2017, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А53-3253/2019.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает на то, что размер исполнительского сбора значителен для должника. В отношении ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" ведется сводное исполнительное производство, предъявлено к исполнению 1703 исполнительных документов на общую сумму более 2 млрд. рублей. Вина должника в нарушении срока исполнения исполнительного листа отсутствует. Судом первой инстанции не учтена динамика погашения задолженности по сводному исполнительному производству и принятие должником всех необходимых мер для погашения задолженности. Не принято во внимание, что должник осуществляет социально значимую деятельность, является гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения в Ростовской области и крупным налогоплательщиком.
С учетом объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, принимая во внимание имущественное положение и социально-значимый характер деятельности предприятия, размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области N 61018/20/3453 от 31.01.2020 обоснованно снижен арбитражным судом на 1/4 от суммы исполнительского сбора 27139 руб. 98 коп.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2020 по делу N А53-16641/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Еремина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.