г. Воронеж |
|
15 сентября 2010 г. |
Дело N А08-2088/2010-6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду: Власенко О.А., главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 07.06.2010 N 19,
от Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области: Закора С.В., ведущий специалист-эксперт по доверенности N 05-19/5 от 16.04.2009 выданной сроком на три года,
от Федеральной налоговой службы Российской Федерации: Власенко О.А., главный специалист-эксперт юридического отдела Инспекции ФНС России по г.Белгороду по доверенности выданной сроком на один год,
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2010 по делу N А08-2088/2010-6 (судья Белоусова В.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) расчетных счетов, обязании представить указанные сведения, при участии третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области, Федеральной налоговой службы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (далее - ООО "Ремстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду (далее - ИФНС России по г. Белгороду, Инспекция) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) расчетных счетов открытых на ООО "Ремстрой" в кредитных учреждениях, обязании ИФНС России по г. Белгороду представить указанные сведения.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 24.05.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области (далее - УФНС России по Белгородской области, Управление), Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2010 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Ремстрой" отказать.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает на правомерность отказа в предоставлении сведений о наличии банковских счетов Общества, ссылаясь на положения п.2,3 ст. 23 НК РФ, ст. 32 НК РФ, а также на Административный регламент ФНС по исполнению государственной функции, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 9н от 18.01.2008 г. которыми, по мнению Инспекции, не предусматривают обязанность налогового органа по выдаче налогоплательщикам справок об открытых (закрытых) расчетных счетах.
Ссылки суда первой инстанции на п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 6 от 20.03.1997 г "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" Инспекция считает необоснованными, поскольку указанное постановление является актом толкования арбитражного процессуального законодательства и имеет обязательную силу только для правоотношений возникших при подаче искового заявления в арбитражный суд.
Третье лицо - УФНС России по Белгородской области - также не согласилось с вынесенным судебным актом, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Белгородской области отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества к Инспекции ФНС России по г. Белгороду.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает следующее.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на Постановление Пленума ВАС РФ N 6 от 20.03.1997 г "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", между тем, указанное постановление принято до введения в действие Налогового кодекса РФ и не учитывает его положений, которыми устанавливаются права и обязанности налоговых органов (статья 32 НК РФ).
По мнению Управления, возложение обязанности на Инспекцию по выдаче справки о наличии (отсутствии) счетов в кредитных организациях не предоставит Обществу права на получение государственной пошлины и не основано на законодательстве о налогах и сборах.
В представленном отзыве ФНС России поддерживает доводы апелляционных жалоб и указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.
ООО "Ремстрой" в представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на необоснованность доводов апелляционной жалобы и просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители ООО "Ремстрой", извещенного о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей ООО "Ремстрой".
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество 17.03.2010 г. обратилось в Инспекцию с заявлением о выдаче справки о наличии банковских счетов ООО "Ремстрой". В заявлении указано, что данная справка необходима для предоставления в Свердловский районный суд г. Белгорода.
Инспекция письмом N 06-24 отказала Обществу в предоставлении справки о наличии банковских счетов, указав на то, что положения статей 32 и 21 НК РФ, Административный регламент ФНС по исполнению государственной функции, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 9н от 18.01.2008 г. не предусматривают выдачу налогоплательщикам справок об открытых расчетных счетах.
Также Инспекция указала на то, что в случаях, когда у судов общей юрисдикции и арбитражных судов при производстве по делам возникает потребность привлечения сведений о налогоплательщике в качестве доказательств, материалы, содержащие данные сведения предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд.
Считая отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно п.1 ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее - НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Положениями п.3, 4 указанной статьи НК РФ установлено, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют свои функции посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
При этом, в силу ст.4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, налоговые органы в свое деятельности обязаны руководствоваться как положениями Налогового кодекса Российской Федерации, так и положениями нормативно правовых актов, принимаемых Правительством Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением.
В соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен положениями ст.84 НК РФ.
При этом, в соответствии с п.8 ст.84 НК РФ ( в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г.) на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. После 1 января 2009 года - в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации
Во исполнение указанных положений законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - Правила).
В силу п.2, 3 Правил Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - реестр), включающий в себя государственные базы данных учета налогоплательщиков, ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее - налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы.
При этом, реестр содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно приложению.
Приложением к Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков установлен Перечень сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 раздела 1 Перечня в состав сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков включаются также сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ( кроме подпункта "е") на основании данных, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о банковских счетах юридического лица.
Таким образом, данные о банковских счетах юридического лица относятся к сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определен п.12, 13 Правил.
В соответствии с порядком, определенным данными пунктами Правил, сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.
При этом сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются на бесплатной основе организациям (сведения о них) - в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет ( п.13 Правил).
Как следует из имеющего в материалах дела заявления Общества (л.д. 36), оно содержит все необходимые реквизиты - идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер.
Таким образом, из вышеприведенных положений следует, что Общество вправе обратиться с заявлением к Инспекции о предоставлении информации о наличии ( отсутствии) открытых расчетных счетов, а Инспекция обязана была предоставить Обществу указанную информацию.
Отказав в предоставлении указанных сведений Инспекция нарушила вышеприведенные положения постановления Правительства Российской Федерации.
Ввиду изложенного доводы апелляционных жалоб со ссылками на положения ст. 23, 32 НК РФ, Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции, которые, по мнению заявителей апелляционных жалоб, не предусматривают обязанность налогового органа по выдаче налогоплательщикам справок об открытых (закрытых) расчетных счетах, отклоняются судом апелляционной инстанции за необоснованностью.
Доводы апелляционных жалоб о неправильном применении судом первой инстанции положений постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. N 6 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае данные доводы не имеет правового значения.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае судом установлено, что отказ Инспекции в предоставлении ООО "Ремстрой" сведений о наличии расчетных счетов ООО "Ремстрой" противоречит положениям постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 110, а также положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества.
Поскольку отказ Инспекции в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) расчетных счетов признан незаконным, суд правомерно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду предоставить сведения о наличии (отсутствии) расчетных счетов, открытых на ООО "Ремстрой" в кредитных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Инспекцией не представлено доказательств законности отказа Обществу в предоставлении сведений о наличии ( отсутствии) расчетных счетов Общества.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2010 по делу N А08-2088/2010-6 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании с Инспекции и Управления государственной пошлины, как с заявителей апелляционных жалоб, судом не разрешается.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2010 по делу N А08-2088/2010-6 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2088/2010
Истец: ООО "Ремстрой"
Ответчик: ИФНС России по г. Белгороду
Третье лицо: УФНС России по Белгородской области, ФНС России