Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф05-2114/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-83251/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В. Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2020 по делу N А40-83251/20
по заявлению Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Овсепян К.Г. по дов. от 31.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - заинтересованное лицо, Росимущество) о признании незаконным не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации отказа от 16.04.2020 N ЕГ10/12401 в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельных участков: 58:15:0490901:57: ЗУ1 площадью 9794862 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ2, площадью 8267262 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУЗ площадью 3283358 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ4, площадью 10364091 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ5, площадью 3377164 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ6, площадью 2896659 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ7 площадью 3990011 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ8, площадью 38620 кв.м., которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:15:0490901., обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельные участки: 58:15:0490901:57: ЗУ1 площадью 9794862 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ2 площадью 8267262 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУЗ площадью 3283358 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ4 площадью 10364091 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ5 площадью 3377164 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ6 площадью 2896659 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ7 площадью 3990011 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ8 площадью 38620 кв.м., которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:15:0490901.
Решением от 02.10.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, которые предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче.
Представитель Росимущества в судебном заседании поддержал решение суда, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2017 по делу N А49-6446/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, исковые требования администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об оспаривании решения об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность удовлетворены.
Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области передать в установленном законом порядке из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области земельные участки сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 58:15:0490102:17 площадью 6857721 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:18 площадью 231526 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:19 площадью 192081 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:20 площадью 785700 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490901:57 площадью 45748936 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490901:58 площадью 2623785 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490901:59 площадью 877072 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2018 решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2017 и Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-6446/2017 от 27.12.2018 исковые требования администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об оспаривании решения об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность удовлетворены.
Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области передать в установленном законом порядке из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области земельные участки сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 58:15:0490102:17 площадью 6857721 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:18 площадью 231526 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:19 площадью 192081 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490102:20 площадью 785700 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490901:58 площадью 2623785 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6; с кадастровым номером 58:15:0490901:59 площадью 877072 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6 (за исключением земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 площадью 45748936 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6 по причине расположения в границах данного участка водного объекта).
Исключив водный объект путем образования новых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 площадью 45748936 кв.м.
по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6, глава Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области письменно обратился с заявлением от 21.05.2019 N 123 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации в порядке ст. 39.30 и 39.31 Земельного кодекса РФ о передаче вновь образованных земельных участков в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:15:0490901: 58:15:0490901:57: ЗУ1 площадью 9794862 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ2 площадью 8267262 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ3 площадью 3283358 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ4 площадью 10364091 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ5 площадью 3377164 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ6 площадью 2896659 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ7 площадью 3990011 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ8 площадью 38620 кв.м.
Росимущество письмом от 23.09.2019 N СА-10/31891 ответило отказом в передаче заявленных земельных участков по причине:
- несоответствия схемы расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML;
- графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в неполноценном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Устранив недостатки, указанные ответчиком, глава Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области повторно письменно обратился с заявлением от 15.11.2019 N 252 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации в порядке ст. 39.30 и 39.31 Земельного кодекса РФ о передаче вновь образованных земельных участков в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:15:0490901: 58:15:0490901:57:
ЗУ1 площадью 9794862 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУ2 площадью 8267262 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУЗ площадью 3283358 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУ4 площадью 10364091 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУ5 площадью 3377164 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУ6 площадью 2896659 кв.м. 58:15:0490901:57:
ЗУ7 площадью 3990011 кв.м. 58:15:0490901:57: ЗУ8 площадью 38620 кв.м. с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в виде файла в формате PDF на диске CD RW.
16.04.2020 Росимущество письмом N ЕГ-10/12401 повторно отказало в передаче заявленных земельных участков по причине несоответствия схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории приказу Росреестра N П/0152, а именно: не приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков; отсутствует схема расположения земельных участков, сформированная в виде файла в формате XML; графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в неполноценном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) федеральные земельные участки подлежат передаче в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 39.31 ЗК РФ в случае, если муниципальным образованием предлагается осуществить передачу части земельного участка к заявлению о ее передаче должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ, если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка, что является основанием для обеспечения муниципальные образованием, за счет средств местного бюджета, выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, а также государственной регистрации права собственности муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1. проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2. проектная документация лесных участков;
3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N762).
Согласно п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ предоставление указанной схемы расположения на кадастровом плане территории для юридических лиц осуществляется исключительно в форме электронного документа.
В соответствии с п. 10 ст. 11.10 ЗК РФ и ст. 5 Требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Между тем приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.03.2017 N П/0152 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в форме электронного документа" (далее - Приказ Росреестра N П/0152).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема ЗУ на КПТ), подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив (далее - пакет).
Одна Схема ЗУ на КПТ соответствует одному пакету.
Содержимое пакета представляет из себя всегда один XML-файл, содержащий также семантические сведения Схемы ЗУ на КПТ, а также один или несколько файлов с расширением PDF, в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, содержащих графическую часть Схемы ЗУ на КПТ.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Как следует из фактических обстоятельств дела и оспариваемого отказа, представленная Администрацией Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области Схема расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории вышеуказанным требованиям не соответствует, в том числе:
- не приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков.
- отсутствует схема расположения земельных участков, сформированная в виде файла в формате XML;
- графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в не полноцветном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
С учетом изложенного, письмом Росимущества от 16.04.2020 N ЕГ-10/12401, направленным в ответ на обращение, Даниловскому сельсовету Лопатинского района Пензенской области предложено при следующем обращении в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельных участков площадью 9794862 кв. м, 8267262 кв. м, 3283358 кв. м, 10364091 кв. м, 3377164 кв. м. 2896659 кв. м, 3990011 кв. м, 38620 кв. м, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57, в случае отсутствия проекта межевания территории, представить схему расположения земельных участков, подготовленную с учетом Земельного кодекса,
Требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 и требований Приказа Росреестра N П/0152.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Росимущество предприняло все необходимые меры для полного и всестороннего рассмотрения заявления Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, действуя исключительно в соответствии с действующим законодательством.
При этом, заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность испрашиваемых участков, предоставив все соответствующие документы с учетом требований Земельного кодекса, Требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 и требований Приказа Росреестра N П/0152.
В указанной связи, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права и оценке доказательств по делу. Администрация не лишена возможности обратиться в Росимущество с соответствующим заявлением, устранив все технические недостатки представляемых документов.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2020 по делу N А40-83251/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.