город Москва |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А40-83251/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Овсепян К.Г., доверенность от 18.01.2021;
рассмотрев 06 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области
на решение от 02 октября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29 декабря 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-83251/20
по заявлению Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области
об оспаривании отказа
к Росимуществу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росимуществу о признании незаконным и не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации отказа от 16.04.2020 N ЕГ10/12401 в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельных участков с кадастровыми номерами 58:15:0490901:57: земельный участок 1, площадью 9.794.862 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 2, площадью 8.267.262 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 3, площадью 3.283.358 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 4, площадью 10.364.091 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 5, площадью 3.377.164 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 6, площадью 2.896.659 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 7, площадью 3.990.011 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 8, площадью 38.620 кв.м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 58:15:0490901; об обязании Росимущества не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельные участки с кадастровыми номерами 58:15:0490901:57: земельный участок 1, площадью 9.794.862 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 2, площадью 8.267.262 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 3, площадью 3.283.358 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 4, площадью 10.364.091 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 5, площадью 3.377.164 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 6, площадью 2.896.659 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 7, площадью 3.990.011 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 8, площадью 38.620 кв.м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:15:0490901.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.12.2017 по делу N А49-6446/17, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, требования администрации к Росимуществу и МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об оспаривании решения об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность удовлетворены.
Суд обязал Росимущество и МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области передать в установленном законом порядке из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 58:15:0490102:17, площадью 6.857.721 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:18, площадью 231.526 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:19Э, площадью 192.081 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:20, площадью 785.700 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:57, площадью 45.748.936 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:58, площадью 2.623.785 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:59, площадью 877.072 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2018 решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-6446/17 от 27.12.2018 требования администрации к Росимуществу и МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об оспаривании решения об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность удовлетворены.
Суд признал незаконными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, решение Росимущества, изложенное в письме от 02.05.2017 N 10/17259, и решение ТУ Росимущества в Пензенской области, изложенное в письме от 05.05.2017 N 01/2170, в части отказа в передаче в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 58:15:0490102:17, площадью 6.857.721 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:18, площадью 231.526 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:19, площадью 192.081 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:20, площадью 785.700 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:58, площадью 2.623.785 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:59, площадью 877.072 кв.м, по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6.
Росимущество письмом от 23.09.2019 N СА-10/31891 ответило отказом в передаче заявленных земельных участков по причине:
- несоответствия схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, формируется в виде файлов в формате XML;
- графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в неполноценном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Устранив недостатки, указанные Росимуществом, глава Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области повторно письменно обратился с заявлением от 15.11.2019 N 252 в Росимущество в порядке статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации о передаче вновь образованных земельных участков в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:15:0490901: 58:15:0490901:57: земельный участок 1, площадью 9.794.862 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 2, площадью 8.267.262 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 3, площадью 3.283.358 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 4, площадью 10.364.091 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 5, площадью 3.377.164 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 6, площадью 2.896.659 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 7, площадью 3.990.011 кв.м, 58:15:0490901:57: земельный участок 8, площадью 38.620 кв.м, с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в виде файла в формате PDF на диске CD RW.
16.04.2020 Росимущество письмом N ЕГ-10/12401 повторно отказало в передаче заявленных земельных участков по причине несоответствия схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории приказу Росреестра от 27.03.2017 N П/0152 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в форме электронного документа" (далее - Приказ N П/0152), а именно: не приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков; отсутствует схема расположения земельных участков, сформированная в виде файла в формате XML; графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в неполноценном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Не согласившись с указанным отказом, администрация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральные земельные участки подлежат передаче в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если муниципальным образованием предлагается осуществить передачу части земельного участка к заявлению о ее передаче должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 9 стать 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка, что является основанием для обеспечения муниципальные образованием, за счет средств местного бюджета, выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, а также государственной регистрации права собственности муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление указанной схемы расположения на кадастровом плане территории для юридических лиц осуществляется исключительно в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 5 Требований N 762, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Между тем, Приказом N П/0152 установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема ЗУ на КПТ), подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив (далее - пакет). Одна схема ЗУ на КПТ соответствует одному пакету.
Содержимое пакета представляет из себя всегда один XML-файл, содержащий также семантические сведения схемы ЗУ на КПТ, а также один или несколько файлов с расширением PDF, в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, содержащих графическую часть схемы ЗУ на КПТ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Как следует из фактических обстоятельств дела и установлено судами, представленная администрацией схема расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории вышеуказанным требованиям не соответствует, в том числе:
- не приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков;
- отсутствует схема расположения земельных участков, сформированная в виде файла в формате XML;
- графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в не полноцветном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
С учетом изложенного, письмом Росимущества от 16.04.2020 N ЕГ-10/12401, направленным в ответ на обращение, Даниловскому сельсовету Лопатинского района Пензенской области предложено при следующем обращении в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельных участков, площадью 9.794.862 кв.м, 8.267.262 кв.м, 3.283.358 кв.м, 10.364.091 кв.м, 3.377.164 кв.м, 2.896.659 кв.м, 3.990.011 кв.м, 38.620 кв.м, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57, в случае отсутствия проекта межевания территории, представить схему расположения земельных участков, подготовленную с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Требований N 762 и требований Приказа N П/0152.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Росимущество предприняло все необходимые меры для полного и всестороннего рассмотрения заявления администрации, действуя исключительно в соответствии с действующим законодательством.
При этом суды обоснованно отметили, что администрация не лишена возможности повторно обратиться с заявлением в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность испрашиваемых участков, предоставив все соответствующие документы с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Требований N 762 и требований Приказа N П/0152.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2020 года по делу N А40-83251/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из фактических обстоятельств дела и установлено судами, представленная администрацией схема расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории вышеуказанным требованиям не соответствует, в том числе:
- не приводится изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков;
- отсутствует схема расположения земельных участков, сформированная в виде файла в формате XML;
- графическая информация в виде файла в формате PDF сформирована в не полноцветном режиме, позволяющем в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
С учетом изложенного, письмом Росимущества от 16.04.2020 N ЕГ-10/12401, направленным в ответ на обращение, Даниловскому сельсовету Лопатинского района Пензенской области предложено при следующем обращении в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области земельных участков, площадью 9.794.862 кв.м, 8.267.262 кв.м, 3.283.358 кв.м, 10.364.091 кв.м, 3.377.164 кв.м, 2.896.659 кв.м, 3.990.011 кв.м, 38.620 кв.м, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57, в случае отсутствия проекта межевания территории, представить схему расположения земельных участков, подготовленную с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Требований N 762 и требований Приказа N П/0152.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Росимущество предприняло все необходимые меры для полного и всестороннего рассмотрения заявления администрации, действуя исключительно в соответствии с действующим законодательством.
При этом суды обоснованно отметили, что администрация не лишена возможности повторно обратиться с заявлением в адрес Росимущества по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность испрашиваемых участков, предоставив все соответствующие документы с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Требований N 762 и требований Приказа N П/0152."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф05-2114/21 по делу N А40-83251/2020