Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2021 г. N Ф07-2005/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
08 января 2021 г. |
Дело N А56-28681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Семиколенов А.А. по доверенности от 14.10.2020
от ответчика (должника): Муштаев Д.В. по доверенности от 31.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26950/2020) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 по делу N А56-28681/2020 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 17.01.2020 N 01/20-р.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 17.01.2020 N 01/20-р.
Решением суда от 07.08.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение суда от 07.08.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемым предписанием Обществу вменено именно неисполнение решения собственников помещений многоквартирного дома о проведении ремонта (оформлено протоколом от 28.12.2016 N 1), а не отсутствие действий по проведению текущего ремонта. Также податель жалобы полагает, что перечень предписанных к проведению Обществом работ не относится к текущему ремонту; перечень, объем и вид работ свидетельствуют о капитальном ремонте. По мнению подателя жалобы, перечень указанных в оспариваемом предписании работ не включен в перечень работ по текущему ремонту (Приложение N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), что подтверждается также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.12.2016 N1, в соответствии с которым собственниками принято решение провести капитальный ремонт за счет средств текущего ремонта. Также податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка требованиям заявителя о том, что решение собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом от 28.12.2016 N 1, о проведении капитального ремонта за счет средств текущего ремонта, является ничтожным в силу требований части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Подольская ул., д. 44, лит. А (далее - МКД), на основании лицензии от 27.06.2015 N 78-000318 и решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом N 1 от 29.12.2015.
На основании распоряжения от 10.01.2020 N 01/20-р должностным лицом Инспекции 14.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района", с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 25.10.2019 N 01/1892-р.
В ходе проверки административным органом установлено, что ранее выданное предписание от 25.10.2019 N 01/1892-р Обществом в полном объеме не исполнено, а именно: в срок до 13.01.2020 (включительно), не выполнены работы по укладке напольной плитки на лестничных маршах, площадках и коридорах с заменой перил, не произведена замена оконных блоков на пластиковые в парадных N 1, 2, 3, 4 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 28.12.2016 N 1, что является нарушением подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.01.2020 N 01/20-р с приложением материалов фотофиксации.
По результатам проверки Обществу повторно выдано предписание от 17.01.2020 N 01/20-р, которым Обществу предписано устранить вышеуказанные нарушения в срок до 16.04.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания Инспекции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 07.08.2020 ввиду следующего.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии частью 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ.
В силу пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, дверей и световых фонарей, нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил N 170 неисправности заполнений оконных и дверных проемов неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В силу пункта 4.8.1 Правил N 170 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Подольская ул., д. 44, лит. А (далее - МКД).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно на Обществе, как на управляющей организации, лежит обязанность по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома в надлежащем состоянии
Факт нарушения Обществом вышеприведенных требований Правил N 170 и Правил N 416 (невыполнение работ по укладке напольной плитки на лестничных маршах, площадках и коридорах с заменой перил, непроизведение замены оконных блоков на пластиковые в парадных N 1, 2, 3, 4 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 28.12.2016 N 1) установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 14.01.2020 N 01/20-р с приложением материалов фотофиксации.
По мнению подателя жалобы, работы по укладке напольной плитки на лестничных маршах, площадках и коридорах с заменой перил, заменой оконных блоков на пластиковые в парадных N 1, 2, 3, 4 в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений МКД N1 от 28.12.2016 (вопрос N 3) носят характер капитального ремонта.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 7 к Правилам N 170 к работам по текущему ремонту относятся в том числе: "Оконные и дверные заполнения" - смена и восстановление отдельных элементов и заполнений (пункт 5); "Полы" - замена, восстановление отдельных участков (пункт 8).
Вопреки доводам Общества, работы по замене напольного покрытия, перил и оконных заполнений могут быть осуществлены в рамках текущего ремонта общего имущества МКД, в случае одобрения указанных работ общим собранием собственников.
Даже если согласиться с позиций Общества о капитальном характере работ, то в силу пунктов "в" и "д" пункта 4 Правил N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" Общество обязано было, в том числе разработать проект выполнения работ с определением размера их финансирования, представить указанный проект на рассмотрение и утверждение общему собранию собственников, определить способ выполнения работ и пр.
Являясь специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, Общество очевидно знало и должно было знать о принятом 28.12.2016 решении общего собрания собственников помещений в МКД.
Между тем, Обществом не представлены доказательства обращения в адрес собственников помещений МКД с предложением о проведении соответствующих работ, их объеме, предполагаемой стоимости, порядке финансирования и других предложений, связанных с условиями проведения работ.
Указанное свидетельствует о полном бездействии управляющей компании по данному вопросу на протяжении нескольких лет, в связи с чем апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписания является адекватной мерой государственного реагирования на выявленные нарушения, направленной на принятие управляющей организацией надлежащих мер, направленных на устранение нарушений и создания благоприятных условий проживания собственникам МКД.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, указанное в оспариваемом предписании нарушение не является вновь выявленным, а было ранее отражено в предписании от 25.10.2019 N 01/1892-р. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2020 по делу N А56-4624/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020, предписание Инспекции от 25.10.2019 N01/1892-р признано законным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Инспекции от 17.01.2020 N 01/20-р не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 17.01.2020 N 01/20-р недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 07.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 06.10.2020 N 1934) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 августа 2020 года по делу N А56-28681/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., перечисленную платежным поручением от 06.10.2020 N 1934.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28681/2020
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА