Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-1438/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
11 января 2021 г. |
Дело N А60-39880/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Балдина Р.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон, апелляционную жалобу истца, ООО "Гражданпроект",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 23 октября 2020 года (резолютивная часть от 09 октября 2020 года)
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-39880/2020
по иску ООО "Гражданпроект" (ОГРН 1096625002033, ИНН 6625053409)
к союзу саморегулируемой организации "Региональная Проектная Ассоциация" (ОГРН 1096600002927, ИНН 6672302268)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гражданпроект" (далее - ООО "Гражданпроект", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к союзу саморегулируемой организации "Региональная Проектная Ассоциация" (далее - союз, ответчик) о взыскании убытков в размере 200 000 руб.
Настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 09.10.2020 принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
23.10.2020 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводами суда о недоказанности оснований для удовлетворения заявленного иска. Заявитель жалобы отмечает, что по независящей от ООО "Гражданпроект" причине, а именно из-за исключения ССРО "РЕПРА" из государственного реестра СРО (приказ Ростехнадзора N СП-37 от 23.07.2019), ООО "Гражданпроект" потеряло возможность выполнять работы по уже заключенным договорам подряда на подготовку проектной документации.
Кроме того, истцом к апелляционной жалобе приложены: договор N 11/05/18 от 11.05.2018 выполнения работ по созданию проектной документации, доверенность от 24.09.2019, заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 06.11.2019, положительное заключение экспертизы.
В приобщении к материалам дела дополнительных документов приложенных к апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отказано на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, поскольку дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода в порядке п. 4 ст. 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Гражданпроект" являлся членом Союза (СРО-П-144-03032010) с 26.07.2018 по 09.07.2020, истцом были уплачены денежные средства в Союз в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 50 000 руб. (платежное поручение от 23.07.2018) и взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 150 000 руб.
Ростехнадзором принято решение об исключении сведений об организации "РЕПРА" из государственного реестра саморегулируемых организаций и 23.07.2019 издан приказ N СП-37.
10.07.2019 ООО "Гражданпроект" обратилось в НОПРИЗ о переводе средств компенсационного фонда.
09.08.2019 получен ответ от НОПРИЗ о том, что средства компенсационного фонда ответчиком на специальный банковский счет не переводились.
Как указывает истец, ответчик не исполнил обязанность по переводу средств компенсационного фонда на счет НОПРИЗ.
В связи с неисполнением обязанности союза ООО "Гражданпроект" понесло убытки - было вынуждено повторно оплатить взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 50 000 руб. и взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 150 000 руб. на счет СРО "Межрегионпроект".
17.06.2020 ответчику была направлена претензия по электронной почте, но ответа на нее не последовало, денежные средства, уплаченные ООО "Гражданпроект" в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не были возвращены ООО "Гражданпроект" на расчетный счет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст.15 ГК РФ).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
В силу положений ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Согласно ч. 1 ст. 55.2 ГрК РФ статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных статьей 55.1 настоящего Кодекса, при условии ее соответствия требованиям, установленным статьей 55.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 11 ст. 55.6 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить взнос в компенсационный фонд.
По правила ч. 14 ст. 55.6 ГрК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной саморегулируемой организации каждого из видов саморегулируемых организаций, указанных в статье 55.3 настоящего Кодекса.
Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" приведены в ч. 5 ст. 55.2 ГрК РФ.
Исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с ч. 12 ст. 55.19 настоящего Кодекса, или в судебном порядке в соответствии с ч. 13 ст. 55.19 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 55.2 ГрК РФ).
Частью 14 ст. 55.16 ГрК РФ предусмотрено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст. 60 и 60.1 настоящего Кодекса.
В свою очередь национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в части 14 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16-1 настоящего Кодекса (ч. 15 ст. 55.16 ГрК РФ).
При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации (ч. 16 ст. 55.16 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждается, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 23.07.2019 N СП-37 сведения о ССРО "РЕПРА" были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, о чем ответчик уведомил истца.
Вышеуказанные заключение и приказ были оспорены ССРО "РЕПРА" путем подачи соответствующего заявления в Арбитражный суд Свердловской области (дело N А60-44797/2019).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.12.2019, вступившим в законную силу 12.02.2020, приказ об исключении сведений о ССРО "РЕПРА" из государственного реестра признан незаконным, сведения о ССРО "РЕПРА" восстановлены Ростехнадзором в государственном реестре.
Поскольку в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда в недельный срок с даты исключения сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в свою очередь Национальное объединение саморегулируемых организаций по заявлению индивидуального предпринимателя или юридического лица, принятого в члены иной саморегулируемой организации, перечисляет средства компенсационного фонда на счет той саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в связи с исключением ответчика из государственного реестра саморегулируемых организаций и неисполнением требований ч. 14 ст. 55.16 ГрК РФ истец был вынужден стать членом другой саморегулируемой организации и 01.08.2019 произвел повторно уплату в компенсационный фонд в сумме 200 000 руб., требования истца о взыскании убытков заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2020 подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины по иску (7 000 руб.) и по апелляционной жалобе (3 000 руб.) относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 октября 2020 года (резолютивная часть от 09 октября 2020 года) по делу N А60-39880/2020 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с союза саморегулируемой организации "Региональная Проектная Ассоциация" (ОГРН 1096600002927, ИНН 6672302268) в пользу ООО "Гражданпроект" (ОГРН 1096625002033, ИНН 6625053409) задолженность в сумме 200 000 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в сумме 10 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39880/2020
Истец: ООО ГРАЖДАНПРОЕКТ
Ответчик: СОЮЗ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ АССОЦИАЦИЯ"