Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2021 г. N Ф07-2743/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А56-124994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсоновой Е.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Исаева Е.И., на основании доверенности от 16.08.2020
от заинтересованных лиц: 1, 2. представители не явились, извещены, 3. представитель Березовская Е.А., на основании доверенности от 24.12.2019,
от 3-их лиц: 1. представитель не явился, извещен, 2. представитель Рожнов А.В., на основании доверенности от 31.12.2020, 3, 4, 5. представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34382/2020) акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-124994/2019, принятое по заявлению:
заявитель: акционерное общество "Оборонэнерго" (адрес: Россия, 107140, город Москва, улица Русаковская, дом 13, стр. 19_21_25, ОГРН: 1097746264230, Дата присвоения ОГРН: 30.04.2009, ИНН: 7704726225)
заинтересованные лица: 1. Комитет по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия, 188300, Ленинградская область, Гатчинский район, город Гатчина, проспект 25 Октября, дом 21, ОГРН: 1064705011084, Дата присвоения ОГРН: 01.02.2006, ИНН: 4705031478); 2. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: Россия, 191119, Санкт-Петербург, улица Звенигородская, 5, ОГРН: 1027810323342, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7826001547); 3. Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (адрес: Россия, 188300, Ленинградская область, Гатчинский район, город Гатчина, улица Карла Маркса, 44, ОГРН: 1054701273351, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2005, ИНН: 4705030989)
третьи лица: 1. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, улица Гороховая, 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847130886, Дата присвоения ОГРН: 05.05.2009, ИНН: 7838426520); 2. муниципальное унитарное предприятие "Городская электросеть" г.Гатчина (адрес: Россия, 188304, Ленинградская область, Гатчинский район, город Гатчина Улица Чкалова 62, ОГРН: 1024701245711, Дата присвоения ОГРН: 02.12.2002, ИНН: 4705014458); 3. Министерство обороны Российской Федерации (адрес: Россия, 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261); 4. акционерное общество "Лоэск - электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (адрес: Россия, 187342, Ленинградская область, Кировский район, город Кировск, улица Ладожская, дом 3А, ОГРН: 1044700565172, Дата присвоения ОГРН: 30.08.2004, ИНН: 4703074613); 5. Администрация муниципального образования "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" (адрес: Россия, 188330, Ленинградская область, Гатчинский район, городской поселок Сиверский, улица Крупской, 6, ОГРН: 1054701273956, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2005, ИНН: 4705031020)
о признании незаконной передачи трансформаторных подстанций, комплектной трансформаторной подстанции, электрических сетей в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет), Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее -Учреждение) и Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконной передачи трансформаторных подстанций ТП-64а, ТП-64, ТП-24, комплектной трансформаторной подстанции КПТ-3, электрических сетей, расположенных в поселке Сиверский, Гатчинского района, Ленинградской области в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, муниципальное унитарное предприятие "Городская электросеть" (далее - Предприятие), Министерство обороны Российской Федерации, акционерное общество "Лоэск-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", Администрация муниципального образования "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области".
Решением от 01.10.2020 суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; нарушены нормы материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что поскольку на его балансе находятся трансформаторные подстанции ТП-64а, ТП-64, ТП-24, КТП-3, электрические сети, расположенные в п. Сиверский, Гатчинского района, Ленинградской области, он вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; считает, что сфера его интересов затронута действиями и решениями других лиц. Общество указывает, что является сетевой организацией, а спорные объекты электросетевого хозяйства находятся на балансе заявителя и используются заявителем в соответствии с основным видом деятельности - участвуют в передаче электрической энергии; Общество обслуживает данное имущество, производит осмотр, ремонт оборудования, в том числе аварийный. Данный факт подтверждают листы осмотра, выписки из оперативных журналов, журналов учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акты об осуществлении технологического присоединения, паспорта на трансформаторные подстанции. Податель жалобы указывает, что спорные объекты не поименованы в распоряжении Правительства РФ N 1291-р от 08.09.1998 (передаче подлежат четыре трансформаторные подстанции общей площадью 101 кв.м), акт приема-передачи не составлялся, техническая документация не передана, в связи с чем нельзя сделать вывод о том, что решение принято в отношении спорных объектов. Податель жалобы указывает, что Учреждению передано в муниципальную собственность шесть трансформаторных подстанций: ТП-64а, ТП-64, ТП-27, ТП-24, ТП-14, ТП-28, а не четыре, как указано в распоряжении Правительства РФ N 1291-р от 08.09.1998, при этом Учреждение не имело полномочий распоряжаться имуществом. По мнению подателя жалобы, передача объектов ЭСХ в 2006 году в муниципальную собственность должна была осуществляться Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
В настоящем судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Администрации и Предприятия представили отзывы, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.10.2006 на основании постановления главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 3008 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.1998 N 1291-р объекты жилищно-коммунального хозяйства федеральной собственности, в том числе ТП-64а, ТП-64, ТП-27, ТП-24, ТП-14, ТП-28 были переданы в собственность муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на основании акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения, подписанного между администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Санкт-Петербургской КЭЧ.
Общество, считая, что передача объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность была осуществлена с нарушением Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.1998 N 1291-р вышеназванное имущество, находящееся в федеральной собственности, передано в муниципальную собственность муниципального образования - Гатчинский район.
На момент издания указанного распоряжения порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность был установлен постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 235) и постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" (далее - Постановление N 1131).
Согласно пункту 5 Постановления N 235 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Согласно пункту 4 Постановления N 1131 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социальной инфраструктуры, совместно с соответствующими органами военного управления в месячный срок после принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче указанных объектов оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи, включая финансово-экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых объектов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что утверждение актов приема-передачи собственником имущества не требовалось.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к компетенции муниципальных районов.
Таким образом, в муниципальной собственности может находиться указанное спорное имущество.
В силу статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Цель, указанная в распоряжении Правительства РФ, фактически достигнута, на спорные ТП зарегистрировано право муниципальной собственности.
Таким образом, передача спорного имущества осуществлена с согласия всех заинтересованных лиц.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции предлагал Обществу представить документы, подтверждающие наличие права собственности или иных законных прав на электросетевые объекты в поселке Сиверский Гатчинского района Ленинградской области: ТП-64а, ТП-64, ТП-24, КТП-3, электрические сети в пос. Сиверский Ленинградской области. Таких доказательств Обществом представлено не было.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что Общество, не являясь собственником спорного имущества, не обосновало кем и каким образом нарушены его права, является верным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют аргументы Общества, положенные в основу обоснования заявленных требований. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-124994/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124994/2019
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Администрация МО "Сиверское гордское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области", АО "Лоэск-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САКНТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство обороны Российской Федерации, МУП "ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЬ" Г.ГАТЧИНА