Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2021 г. N Ф08-1567/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2021 г. |
дело N А32-14060/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от АО "Краснодаргоргаз": посредством систем веб-конференции ИС "КАД" Амельченко И.Л. по доверенности от 19.03.2020 N 1121/2020/382,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 по делу N А32-14060/2020
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Шарко Натальи Анатольевны
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2020 N 023/04/9.21-518/2020 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением от 27.8.2020 суд удовлетворил заявленные по делу требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Ростехнадзор письмом от 31.03.2020 N 270-4399/14-12 представил пояснения и документы, из которых следует, что 09.01.2020 на основании письма АО "Краснодаргоргаз" от 23.12.2019 N ИП/1002-14/2019/40, государственный инспектор управления принял участие в работе приемочной комиссии по приемке газопровода по адресу: г. Краснодар, п. Индустриальный, ул. Юношеская, 1/1. В процессе приемки были выявлены нарушения требований проектной документации и технического регламента. После устранения нарушений 16.01.2020 подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Учитывая то, что указанный газопровод, принят СКУ Ростехнадзора в январе 2020 года, АО "Краснодаргоргаз" нарушило срок исполнения мероприятий, необходимых для технологического подключения объекта к сетям газораспределения (27.12.2019), предусмотренный договором о подключении.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
Представитель АО "Краснодаргоргаз" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения Шарко Н.А. (вх. N 14613 от 31.12.2019) на действия АО "Краснодаргоргаз", управление пришло к выводу о том, что общество не исполнило свою часть мероприятий, предусмотренных договором о подключении и ТУ по строительству сети газораспределения до границы земельного участка заявителя в срок до 27.12.2019, а также не представило доказательств наличии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, что является нарушением пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Должностным лицом управления 25.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-518/2020, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Заместителем руководителя управления 06.04.2020, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-518/2020, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в ст. 4 ФЗ от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Общество занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа в Краснодарском крае, на него распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Согласно п. 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно п. 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В силу подпункта "а" пункта 83 Правил N 1314 договор о подключении содержит, в том числе, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, исполнитель включает в договор о подключении условия о выполнении мероприятий по фактическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к сети газораспределения.
Пунктом 97 Правил N 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пункт 98 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель обязан, в том числе осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.
Положения Правил N 1314 возлагают на исполнителя обязанность по исполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, вне зависимости от выполнения обязательств по договору со стороны заявителя, при условии внесения последним платы за подключение в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что между Шарко Н.А. (заказчик) и АО "Краснодаргоргаз" (исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 06.04.2018 N 102796-Т.П. (т).
Между Шарко Н.А. и АО "Краснодаргоргаз" заключено дополнительное соглашение от 13.08.2019 к договору о подключении от 06.04.2018 N 102796-Т.П. (т) о продлении сроков подключения (технологического подключения) к сетям газораспределения до 27.12.2019 года.
Согласно пункту 5 договора о подключении от 06.04.2018 N 102796-Т.П. (т), исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего договора.
Учитывая вышеизложенное, общество обязано было выполнить все действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения, предусмотренной договором о подключении от 06.04.2018 N 102796-Т.П., а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства Шарко Н.А. не позднее установленного договором дня подключения 27.12.2019.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Шарко Н.А. письмом от 11.02.2020 вх. N 1783 представлены пояснения, из которых следует, что только 05.02.2020 АО "Краснодаргоргаз" осуществило технологическое присоединение объекта к сети газораспределения, о чем составлен соответствующий акт от 05.02.2020 N 102796 (т. 1 л.д. 70-71).
Суд первой инстанции установил, что 23.12.2019 приемочная комиссия, совместно с АО "Краснодаргоргаз" приняли построенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, п. Индустриальный, ул. Юношеская, д. 1/1 объект, в том числе подземный газопровод низкого давления ПЭ Ш 63 L = 19,0 м, в том числе и "i-образный цокольный ввод" - 1 шт., по ул. Юношеской, 1/1, в п. Индустриальном, Калининского сельского округа, надземный газопровод низкого давления сталь Ш 57 L = 2,0 м, в том числе отключающее устройство Ду-50 - 1 шт., по ул. Юношеской, 1/1, в п. Индустриальном, Калининского сельского округа.
Суд пришел к выводу, что АО "Краснодаргоргаз" со своей стороны выполнило предусмотренные пунктом 9.1.1. технических условий проектирование и строительство газопровода низкого давления от подземного полиэтиленового газопровода низкого давления de 225 мм, проходящего по ул. Юношеской
напротив земельного участка N 1/1, до границы земельного участка по ул. Юношеской, 1/1 в срок оговоренный сторонами в дополнительном соглашении от 13.08.2019, а именно до 27.12.2019.
Суд также указал, что АО "Краснодаргоргаз" по не зависящим от него причинам, находящимся объективно вне его контроля и волеизъявления, не осуществило фактическое присоединение объекта капитального строительства. АО "Краснодаргоргаз" исполнило обязанность по созданию сети газораспределения до границы земельного участка заявителя по состоянию на 23.12.2019, то есть в срок, установленный дополнительным соглашением от 13.08.2019 (до 27.12.2019), в свою очередь, заявитель своевременно не исполнил свою обязанность по подготовке объекта капитального строительства к подключению и созданию сети газопотребления. Административным органом не представлены доказательства, опровергающие подлинность акта приемки законченного строительного объекта газораспределительной системы от 23.12.2019.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Краснодаргоргаз" не допущено нарушение срока выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства Шарко Н.А. к сетям газораспределения (до 27.12.2019).
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее
В силу пункта 88 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), оценка соответствия при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления осуществляется в форме приемки сетей газораспределения и газопотребления.
Пунктом 93 Технического регламента предусмотрено, что приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители застройщика, строительной организации, проектной организации, эксплуатационной организации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
Как следует из пункта 98 Технического регламента документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным Техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Из письма Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора от 31.03.2020 N 270-4399/14-12 следует, что 09.01.2020 на основании письма общества от 23.12.2019 N ИП/1002-14/2019/40, государственный инспектор принял участие в работе приемочной комиссии по приемке газопровода по адресу: г. Краснодар, п. Индустриальный, ул. Юношеская, д. 1/1.
В процессе приёмки выявлены нарушения требований технического регламента и проектной документации. После устранения нарушения 16.01.2020, подписан акт приёмки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
При этом, в материалы дела представлена копия акта приёмки законченного строительного объекта газораспределительной системы от 23.12.2019, подписанный приемочной комиссией, должностным лицом Ростехнадзора указанный акт подписан только 16.01.2020.
Учитывая положения пункта 98 Технического регламента, согласно которому документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным Техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии, а также, что имели место недостатки в построенной газораспределительной сети на 23.12.2019, которые устранялись обществом, подписание акта приемки оконченного строительного объекта 23.12.2019 в отсутствие специалиста Ростехнадзора не подтверждает выполнение обществом надлежащим образом действий по строительству газораспределительной системы к установленному сроку.
Суд апелляционной инстанции в определении от 08.12.2020 указал на необходимость представления письменных и документально обоснованных пояснений о готовности объекта подключения к установленному в соглашении сроку. Однако, лица, участвующие в деле, соответствующие пояснения не представили. Материалы дела доказательства готовности или неготовности объекта подключения не содержат.
Вместе с тем, как указано выше, положения Правил N 1314 возлагают на исполнителя обязанность по исполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, вне зависимости от выполнения обязательств по договору со стороны заявителя, при условии внесения последним платы за подключение в установленном порядке.
Доказательства неуплаты третьим лицом за подключение в материалы дела не представлены.
Следовательно, даже в случае невыполнения третьим лицом мероприятий, предусмотренных техническими условиями в сроки, предусмотренные договором, общество обязано было выполнить все действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства и пуску газа не позднее установленного договором дня подключения (27.12.2019).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.
С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, доказательства готовности сети газораспределения к подключению в установленный срок не представлены.
Из оспариваемого постановления следует, что общество постановлением, вступившим в законную силу (дело А32-14038/2019) на момент совершения рассматриваемого правонарушения, ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что является квалифицирующим признаком при квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Исходя из вышеизложенного, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Антимонопольный орган доказал отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих обществу осуществить технологическое присоединение объекта третьего лица в установленный срок, поэтому вина общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако не предприняло всех зависящих мер по своевременному выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями к договору присоединения.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, управлением не нарушены. Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено повторно.
Размер административного штрафа определен управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600 000 рублей).
На основании изложенного, оспариваемое постановление управления является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, в удовлетворении требований общества надлежит отказать.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 по делу N А32-14060/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14060/2020
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Шарко Наталья Анатольевна