г. Пермь |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А60-39450/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
при участии:
от заявителя - Таран И.А., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
от заинтересованного лица - не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года по делу N А60-39450/2020
по заявлению Открытого акционерного общества "Каменск-Уральский хлебокомбинат" (ИНН 6665001380, ОГРН 1026600932489)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании незаконным отказа N 03-46/03-3939 от 29 июня 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Каменск-Уральский хлебокомбинат" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 (далее - заинтересованное лицо, Фонд) N 03-46/03-3939 от 29 июня 2020 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 N03-46/03-3939 от 29.06.2020 в возврате ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" капитализированных платежей в сумме 2 848 172 руб. 08 коп. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата капитализированных платежей в сумме 2 848 172 руб. 08 коп.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, освободить Фонд от уплаты государственной пошлины.
В обоснование доводов Фонд указывает, что сумма капитализированных платежей не может быть признана излишне уплаченной, поскольку именно в размере 2 848 172 руб. 08 коп., сумма капитализированных платежей была включена в реестр требований кредиторов определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 г. по делу N А60-30962/2018, ее расчет производился в соответствии с законодательством, с Методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72, расчет был проверен судом. По мнению Фонда, нормы о возврате излишне взысканных взносов, указанные в статьях 26.12, 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", применению не подлежат, поскольку страховые взносы и капитализированные платежи различны по своей правовой природе; кроме того, с учетом отсутствия уплаты страховых взносов за 1, 2 кв. 2020 г. условие об удовлетворении требований лиц, имеющих право на выплаты, в общем порядке за счет взносов страхователя, продолжающего свою деятельность, не может быть исполнено.
Заявитель, в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Свою позицию представитель заявителя поддержал в ходе судебного разбирательства.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание, явку своих представителей не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2018 г. по делу N А60-30962/2018 ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Страхователь имеет обязанность по возмещению вреда здоровью перед пострадавшей в период осуществления трудовой деятельности Невьянцевой Юлией Сергеевной, 05.08.1991 г.р. Согласно расчету, произведенному на дату открытия конкурсного производства, размер капитализированных платежей составил 10 833 556,00 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 г. по делу N А60-30962/2018 требования Фонда социального страхования по внесению капитализированных платежей в размере 10 833 556,00 руб., включены в реестр требований кредиторов в составе требований МИФНС России N 22 по Свердловской области в общей сумме 12 215 502,09 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2020 г. по делу N А60-30962/2018 производство по делу о банкротстве ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" прекращено в связи с заключением мирового соглашения.
Согласно п.2.4. мирового соглашения от 29.11.2019 г. заключенного между Обществом и конкурсными кредиторами, включенные в реестр требований кредиторов Должника с очередностью удовлетворения в составе третьей очереди требования Межрайонная ИФНС России N 22 по Свердловской области к ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" в размере: 8 859 666 руб.36 коп. на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2018 г. по делу А60-30962/2018, в размере 12 215 502 руб. 09 коп. на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 г. по делу А60-30962/2018. Всего: 21 075 168 руб. 45 коп., включая капитализированные платежи в размере 10 833 556 руб.
Заявитель в пользу Государственного учреждения - Свердловского Регионального Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 платежными поручениями:
- платежное поручение N 224 от 28.05.2020 г. на сумму 1091908,04 руб.;
- платежное поручение N 249 от 15.06.2020 г. на сумму 1 756 264,04 руб. перечислил денежные средства в размере 2 848 172,08 руб.
Перечисленные денежные средства являлись капитализированными платежами при ликвидации, банкротстве юридических лиц- страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
"22" июня 2020 г. ОАО "Каменский - Уральский хлебокомбинат" направило в адрес Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (Филиал N 5) заявление N 4 от 19.06.2020 о возврате уплаченных капитализированных платежей в размере 2 848 172,08 руб.
Письмом N 03-46/03-3939 от 29.06.2020 г. в возврате капитализированных платежей Заявителю отказано.
Отказ в возврате капитализированных платежей послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил требования общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в судебном разбирательстве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы и оставления решения суда без изменения, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", (далее - Закон N 125- ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя.
На основании пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
Указанный Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию. В этих целях Фонд осуществляет сбор страховых взносов и аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Обязанность по внесению юридическим лицом в Фонд капитализированных платежей возникает только в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, так как ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы, а Фонд социального страхования Российской Федерации продолжает предоставлять в установленном порядке обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Согласно статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В пункте 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ указано, что удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Частью второй названной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Таким образом, обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения Фондом социального требования требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ.
В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке - за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, производство по делу Арбитражного суда Свердловской области N А60-30962/2018 о несостоятельности (банкротстве) Общества прекращено.
Факт перечисления капитализированных платежей подтверждается вышеперечисленными платежными поручениями.
Принимая во внимание прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении заявителя и возобновление им своей деятельности, у предприятия отсутствует обязанность по формированию и внесению капитализированных платежей в бюджет фонда социального страхования, предусмотренная статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 23 Закона N 125-ФЗ, и возникает обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общем порядке.
В связи с этим уплаченные в период ликвидации капитализированные платежи в настоящее время являются для предприятия излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, поскольку предприятие продолжает в общем порядке уплачивать страховые взносы, в том числе и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая, что капитализированные платежи предназначены для выплаты застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, они поступают в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию.
В рассматриваемом случае, в период нахождения истца в процедуре банкротства в целях обеспечения ежемесячными страховыми выплатами лиц, имеющим такое право, истцом уплачены капитализированные платежи в сумме 1 091 908,04 руб. и в сумме 1 756 264,04 руб., то есть, в общей сумме 2 848 172,08 руб.
С учетом изложенного уплаченные в период процедуры банкротства капитализированные платежи в настоящее время фактически являются для страхователя излишне уплаченной суммой, соответственно, подлежат возврату страхователю.
Отсутствие механизма возврата капитализированных платежей само по себе не является основанием для удержания Фондом социального страхования денежных средств.
Доводы жалобы о том, что часть перечисленных капитализированных платежей в размере 173 313,25 руб. использована по назначению, в связи с чем указанная сумма не подлежит возврату, является несостоятельной по следующим основаниям.
Как указано в определении Верховного суда РФ от 08.05.2015 г. по делу N 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101). Формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней (пункт 1 статьи 20 Закона N 125- ФЗ).
Ликвидационная процедура юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства.
Положениями пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления требований о выплате капитализированных платежей" установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу требований подпункта 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, которые последний обязан внести в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ). Таким образом, на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства Фонд аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, т.е. капитализация платежей, перечисляемых на счет Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее. Погашение Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда. При этом в силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В отношении заявителя запись о прекращении его деятельности отсутствует, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела. В этом случае возможное проведение Фондом выплат застрахованным лицам в период конкурсного производства не может уменьшать капитализацию платежей и тем самым уменьшать их размер (указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 301-ЭС19-11855).
Доводы заявителя жалобы о том, что, начиная с 03.02.2020 года, заявитель не производит платежи по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, в связи с чем, у Фонда отсутствуют средства для осуществления выплат, подлежат отклонению, поскольку как указывалось ранее ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств и иное толкование закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, что влечет отказ в удовлетворении апелляционной жалобы.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ). В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года по делу N А60-39450/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39450/2020
Истец: ОАО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ N 5