город Омск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А46-15432/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13809/2020) Омского городского казачьего общества на решение Арбитражного суда Омской области от 11.11.2020 по делу N А46-15432/2020 (судья Чулков Ю.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Министерства региональной безопасности Омской области (ИНН 5504004726, ОГРН 1025500988150, адрес: 644042, Омская область, г. Омск, пр. Тимуровский, 2) к Омскому городскому казачьему обществу (ИНН 5501068827, ОГРН 1025500520100, адрес: 644106, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, д. 25, кв. 8) о взыскании в бюджет Омской области части субсидии в сумме 478 442 руб. 48 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство региональной безопасности Омской области (далее - МРБ Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Омскому городскому казачьему обществу (далее - Омское ГКО, общество, ответчик) о взыскании в бюджет Омской области части субсидии в сумме 478 442 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.11.2020 по делу N А46-15432/2020 исковые требования удовлетворены. С Омского ГКО в бюджет Омской области взыскана часть субсидии в сумме 478 442 руб. 48 коп., полученной из бюджета Омской области в 2019 году.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно условиям соглашения Омское ГКО взяло на себя обязательство по обеспечению охраны общественного порядка в период с августа по ноябрь в количестве 80 человеко-смен; показатель в 80 человек по своему сущностному значению обозначает 80 человеко-смен; отсутствие в соглашении слова "смен" является технической ошибкой, не изменяющей смысла соглашения. Апеллянт обращает внимание на то, что Омское ГКО обеспечило 84 человеко-смен по несению охраны общественного порядка (21 человек в течение 4 месяцев принимали участие в несении службы). По мнению подателя жалобы, на стороне Омского ГКО отсутствует нарушение условия в части достижения показателей результативности.
В письменном отзыве МРБ Омской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Министерство указывает на отсутствие технической ошибки при заключении соглашения, настаивает на несоблюдении обществом условия в части достижения показателей результативности, установленного соглашением.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Министерством 05.12.2019 издано распоряжение N 169-р "О предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности" (далее - Распоряжение N 169-р).
В соответствии с приложением N 5 к Распоряжению N 169-р утверждено распределение в 2019 году субсидий из областного бюджета обществу на общую сумму 1 007 128 руб. 62 коп. включающую, в том числе выплату на возмещение расходов (компенсации) казакам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное оказание услуг в проведении мероприятий, по охране общественного порядка на сумму 648 735 руб. 57 коп.
С целью обеспечения указанной выплаты между МРБ Омской области и Омским ГКО 09.12.2019 заключено соглашение N 2 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования в соответствии с целями предоставления (далее - соглашение).
В пункте 1.2 соглашения определено, что целью предоставления субсидии является финансовая поддержка, в именно: финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования в соответствии с целями предоставления, общества, осуществляющего уставную деятельность на территории Омской области.
Согласно пункту 2.1 соглашения обществу предоставлена субсидия в размере 648 735 руб. 57 коп.
Указанные денежные средства перечислены Омскому ГКО платежным поручением от 18.12.2019 N 8596.
Согласно приложению N 2 к соглашению в качестве показателя результативности предоставления субсидии было определено количество казаков, принявших участие в охране общественного порядка, в объеме 80 человек на период август - ноябрь 2019 года.
Министерством установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 13 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 22.05.2013 N 113-п (далее - Порядок N 113-п), обществом не соблюдено условие в части достижения показателей результативности, установленного соглашением.
Письмо Министерства N ИСХ-20/МРБ-5060, содержащее уведомление о возврате субсидии, 15.07.2020 получено атаманом Мизовым Н.Г. - лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Омского ГКО.
В письме от 29.07.2020 N 5 общество уведомило Министерство о несогласии с требованием о возврате субсидии.
Согласно пункту 23 Порядка N 113-п в случае если субсидия (часть субсидии) не возвращены в областной бюджет в установленный пунктом 21 Порядка N 113-п срок Министерство в течение 30 рабочих дней со дня истечения данного срока обращается за взысканием соответствующих денежных средств в порядке, установленном федеральным законодательством.
Поскольку в установленный срок часть субсидии обществом не возвращена, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
11.11.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В рассматриваемом случае предоставление субсидий некоммерческим организациям - казачьим обществам на осуществление уставной деятельности, источником финансирования которого является бюджет Омской области, регламентированное Порядком N 113-п, осуществлено в целях реализации государственной программы Омской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Порядка N 113-п условием предоставления субсидий является достижение установленных в соглашении значений результата предоставления субсидии, показателя результативности (целевых показателей) использования субсидий.
Пунктом 7.8 соглашения предусмотрено, что оно заключено в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Омской области, в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541.
Как указано выше, согласно приложению N 2 к соглашению в качестве показателя результативности предоставления субсидии было определено количество казаков, принявших участие в охране общественного порядка, в объеме 80 человек на период август - ноябрь 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Материалами дела подтверждается, что соглашение подписано атаманом Мизовым Н.Г. - лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Омского ГКО. Доказательства, свидетельствующие о направлении в адрес Министерства писем об изменении условий соглашения, в материалы дела не представлены, в связи с чем оснований полагать, что при заключении соглашения была допущена техническая ошибка, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы подателя жалобы в данной части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 4 приказа Министерства региональной Омской области от 05.11.2019 N 13-п "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 22.05.2013 N 113-п" отчеты об использовании субсидий и достижении значений показателей результативности (целевых показателей) использования субсидий предоставляются до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом текущего года, кроме отчета об использовании субсидий за четвертый квартал каждого года, который представляется до 20 декабря текущего года.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в отчете о достижении значений показателя результативности предоставления субсидии, предоставленном обществом 20.12.2019, фактическое значение показателя составило 21 человек из 80 (процент исполнения показателя 26,25 %).
При этом количество казаков, принявших участие в охране общественного порядка, подтверждается постовыми ведомостями (табелями) за июль-ноябрь 2019 года, а также договорами безвозмездного оказания услуг казаком (добровольцем) по несению государственной или иной службы российского казачества, заключенными с 21 казаком на период июль-ноябрь 2019 года.
Таким образом, вопреки позиции общества, в нарушение подпункта 3 пункта 13 Порядка N 113-п Омским ГКО не соблюдено установленное соглашением условие в части достижения показателей результативности.
На данное нарушение также было указано Контрольно-счетной палатой Омской области в акте от 10.07.2020 по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2018, 2019 годах на государственную поддержку некоммерческих организаций - казачьих обществ на осуществление уставной деятельности в рамках государственной программы Омской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области" (стр. 34).
Доказательства, опровергающие доводы Министерства, Омским ГКО в материалы дела не представлены.
Пунктом 4.17 соглашения установлено, что в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения казачьим обществом условий предоставления субсидии, казачьему обществу направляется требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
Пунктом 4.3.12.2 соглашения установлено, что в случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения общество обязано возвратить в областной бюджет субсидию в сроки и в размере, определенные в требовании.
В силу пункта 21 Порядка N 113-п казачьи общества обязаны возвратить субсидию (часть субсидии) в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления Министерства, направленного в установленном порядке.
Как указано выше, письмо Министерства N ИСХ-20/МРБ-5060, содержащее уведомление о возврате субсидии, 15.07.2020 получено обществом, в установленный срок часть субсидии обществом не возвращена.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая наличие в деле доказательств, подтверждающих получение обществом субсидии в сумме 478 442 руб. 48 коп. и несоблюдение им установленного соглашением условия в части достижения показателей результативности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с Омского ГКО в бюджет Омской области части субсидии в сумме 478 442 руб. 48 коп., полученной из бюджета Омской области в 2019 году.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.11.2020 по делу N А46-15432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15432/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОМСКОЕ ГОРОДСКОЕ