г. Пермь |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А60-27279/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н. Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Ребрин Л.Д. (паспорт, доверенность от 06.07.2019, диплом),
от заинтересованного лица: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 октября 2020 года
по делу N А60-27279/2020
по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155428, ОГРН 1026604944464)
о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершенное правонарушения в сфере законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 075S19200007265 от 24.03.2020 г., N 075S19200007271 от 24.03.2020 г., N 075S19200007272 от 24.03.2020 г., N 075S19200007273 от 24.03.2020 г., N 075S19200007274 от 24.03.2020 г., N 075S19200007275 от 24.03.2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - заявитель, общество,страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) с требованием о признании недействительным решений о привлечении к ответственности за совершенное правонарушения в сфере законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 075S19200007265 от 24.03.2020, N 075S19200007271 от 24.03.2020, N 075S19200007272 от 24.03.2020, N 075S19200007273 от 24.03.2020, N 075S19200007274 от 24.03.2020, N 075S19200007275 от 24.03.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2020, заявленных требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов управление указывает, что распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" не подлежало применению, поскольку изложенная в нем технология обмена утратила силу в связи с изданием распоряжения ПФ РФ от 21.09.2018 N 478р. Отмечает, что с 27.07.2020 действует приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", инструкция N 766н утратила силу, в связи с чем, не подлежала применению судом. Кроме того, суд необоснованно сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КП 8-99.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
До рассмотрения апелляционной жалобы судом от Управления поступило ходатайство о процессуальной замене стороны по делу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Екатеринбурге Свердловской области (межрайонное), в связи с реорганизацией в форме присоединения.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заинтересованного лица апелляционным судом произведена замена стороны по делу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Екатеринбурге Свердловской области (межрайонное).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области в отношении Заявителя была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки контролирующим органом выявлен факт нарушения страхователем сроков представления в Пенсионный фонд сведений о работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и декабрь 2019 года. Дополняющие сведения на застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме, представлены в Пенсионный фонд 12.11.2019, 17.12.2019 и 29.01.2020.
Поскольку ранее сведения относительно застрахованных лиц, указанных в дополняющей форме отчета СЗВ-М, страхователем представлены не были, орган пенсионного фонда сделал вывод о нарушении организацией срока представления сведений, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заинтересованным лицом оспариваемых решений.
По итогам проверки, Пенсионный фонд привлек заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, в общей сумме 17 000 рублей.
Полагая, что решения Пенсионного фонда являются недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и декабрь 2019 года.
Из материалов дела следует, что страхователем отчет по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и декабрь 2019 г. (тип - "исходный") представлен своевременно в срок, установленный законом. Лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.
Между тем 12.11.2019, 17.12.2019 и 29.01.2020 страхователем представлена "дополняющая" форма СЗВ-М за отчетный период, за который им уже представлялись сведения в установленные законом сроки, на застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме, то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
В соответствии с положениями статьи 15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется, в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 и от 30.10.2018 N N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционная коллегия с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого акта и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежала применению Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, поскольку на момент выявления и устранения нарушений обществом действовал порядок определенный Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н. Инструкция N 211н подлежит применению с 27.07.2020.
Апелляционная коллегия отмечает, что несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену стороны по делу А60-27279/2020 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Екатеринбурге Свердловской области (межрайонное).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2020 года по делу N А60-27279/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27279/2020
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ РАЙОНЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ