г. Самара |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А72-10429/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2020 года (резолютивная часть от 26 октября 2020 года) по делу N А72-10429/2020 (судья Карсункин С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1117320006231, ИНН 7325153348)
к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Лидер" (ОГРН 1117325003740, ИНН 7325104894)
о взыскании финансовых санкций в сумме 13 500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Лидер" (далее - ответчик, ООО "Научно-технический центр "Лидер") о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды с января 2019 г. по декабрь 2019 г. в общей сумме 13 500 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2020 года (резолютивная часть от 26 октября 2020 года) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, поскольку суд неправильно истолковал закон.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в Инструкции N 766н так же, как и в законе, речь идет о возможности исправления ошибок по тому застрахованному лицу, по которому сведения изначально были представлены. Представление самостоятельно сведений на застрахованных лиц, которые в ранее представленных сведениях отсутствовали, является не ошибкой, а представлением сведений на данных застрахованных лиц впервые. В данной ситуации страхователем дополняющие сведения представлены на иных лиц, т.е. на тех, на которых ранее сведения вообще не представлялись.
Податель жалобы считает, что суд не принял во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 19.05.2020 директор ООО "НТЦ Лидер" Тур Виталий Иванович был привлечен к административной ответственности за непредставление ООО "НТЦ Лидер" в установленные сроки сведений по ф. СЗВ-М на застрахованных лиц.
В апелляционной жалобе также отмечает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н, приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н были внесены изменения, вступившие в силу с 01.10.2018.
Судом апелляционной инстанции дело рассматривается без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 05.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6, ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Лидер" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное).
Как указывается заявителем, страхователь (Общество с ограниченной ответственностью "НТЦ Лидер") представил сведения на застрахованных лиц (тип формы "дополняющая") с нарушением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ). Ранее в исходных формах сведения на указанных застрахованных лиц не представлялись.
По результатам проверки Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и направлены в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи 18.05.2020.
Решениями N 083S19200002264 от 23.06.2020, N 083S19200002265 от 23.06.2020, N 083S19200002266 от 23.06.2020, N 083S19200002267 от 23.06.2020, N 083S19200002268 от 23.06.2020, N 083S19200002269 от 23.06.2020, N 083S19200002270 от 23.06.2020, N 083S19200002272 от 23.06.2020, N 083S19200002273 от 23.06.2020, N 083S19200002274 от 23.06.2020, N 083S19200002275 от 23.06.2020, N 083S19200002277 от 23.06.2020 страхователь привлечен к ответственности за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за указанные периоды в виде финансовых санкций в сумме 13 500 руб. 00 коп.
Указанные решения были направлены по телекоммуникационным каналам связи 25.06.2020.
Страхователю предъявлены требования N 083S01200002402 от 09.07.2020, N 083S01200002403 от 09.07.2020, N 083S01200002404 от 09.07.2020, N 083S01200002405 от 09.07.2020, N 083S01200002406 от 09.07.2020, N 083S01200002407 от 09.07.2020, N 083S01200002408 от 09.07.2020, N 083S01200002409 от 09.07.2020, N 083S01200002410 от 09.07.2020, N 083S01200002411 от 09.07.2020, N 083S01200002412 от 09.07.2020, N 083S01200002413 от 09.07.2020 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанных требований в сумме 13 500 руб. и направлены по телекоммуникационным каналам связи 17.06.2020.
В силу абз. 18 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Указанные требования в добровольном порядке исполнены не были.
В соответствии с абз. 19 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании изложенного Пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
При принятии решения об оставлении заявленных требований без удовлетворения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "Научно-технический центр "Лидер" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установлено ответственности в виде применения финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Изучив представленные заявителем документы и доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, суд первой инстанции пришел к следующему.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено направление страхователю при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В обжалуемом решении верно отмечено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что нормативным актом, действовавшим на момент представления дополняющих форм (06.02.2020) и принятия пенсионным фондом решений о привлечении страхователя к ответственности (23.06.2020), предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В рассматриваемом случае, как следует из возражений ответчика на акты проверки за спорные периоды, первоначальные сведения Общество, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях до обнаружения их Управлением Пенсионного фонда, 06.02.2020 подало сведения, которые были приняты УПФ 07.02.2020, что следует из отзыва ответчика, возражений в адрес Пенсионного фонда.
Таким образом, поскольку Общество самостоятельно выявило ошибку в первоначально представленных сведениях и исправило ее 06.02.2020, а 07.02.2020 отчетность была принята Пенсионным фондом, то есть до обнаружения факта нарушения органом Пенсионного фонда 18.05.2020, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", на который ссылается заявитель в заявлении, в частности на п. 40 Инструкции, был зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2020 N 58956, вступил в силу по истечении 10 дней с момента публикации на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.07.2020, т.е. 27.07.2020.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что дополняющая форма была представлена Обществом 06.02.2020, т.е. в период действия Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
На основании изложенных обстоятельств с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем правомерно оставил заявление Пенсионного фонда без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы о том, что в Инструкции N 766н также, как и в законе, речь идет о возможности исправления ошибок по тому застрахованному лицу, по которому сведения изначально были представлены, а в данной ситуации страхователем дополняющие сведения представлены на иных лиц, т.е. на тех, на которых ранее сведения вообще не представлялись, суд апелляционной инстанции отклоняет в связи со следующим.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный правоприменительный подход при обстоятельствах дела, тождественных с данными, выражен в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017 и опубликован в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, где указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную правовую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае норм материального и процессуального права в их верном истолковании, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2020 года (резолютивная часть от 26 октября 2020 года) по делу N А72-10429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10429/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области межрайонное
Ответчик: ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ЛИДЕР"