г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А56-68864/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35236/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2020 по делу N А56-68864/2020 (судья Ресовская Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное)
к ООО "Медея"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Общество с ограниченной ответственностью "Медея" (ОГРН: 1064715003100; далее - Общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, по форме СЗВ-М за июль-декабрь 2018 года, апрель, май, июнь 2019 года в размере 5000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 12.10.2020 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Медея" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) взысканы штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2019 года в размере 1500 руб. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Полный текст решения изготовлен 30.10.2020.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, возможность не применять штрафные санкции имеется в случае обнаружения и исправления ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, в течение 5 дней, а также при самостоятельном выявлении страхователем ошибок и (или) несоответствий в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР. В данном случае в дополняющих формах содержались сведения в отношении застрахованных лиц, не представленных в исходных формах. Представление новых сведений позже установленного законодательством срока не является самостоятельным выявлением или исправлением страхователем ошибок и (или) несоответствий, что является основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки дополнительно представленных Обществом 18.04.2019 сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль-декабрь 2018 года в отношении 6 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М "исходная" за указанный период, а также СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ -СТАЖ "исходная" за указанный период, Управление пришло к выводу о представлении Обществом неполных (недостоверных) первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль - декабрь 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2018 год в установленный срок.
Кроме того, страхователем не представлены в установленный срок сведения в отношении 1 застрахованного лица (в каждом случае) за апрель, май, июнь 2019 г. (ежемесячный отчет "Сведения о застрахованных лицах " по форме СЗВ-М).
По результатам проверки составлены акты от 19.11.2019 N 257S18190014803, от 19.11.2019 N 257S18190014805, от 28.11.2019 N 257S18190016127.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением решений от 30.12.2019 N 257S19190013595, от 30.12.2019 N 257S19190013596, от 15.01.2020 N 257S19200000057 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, на общую сумму 5000 руб. финансовых санкций. В дальнейшем Управлением направлено в адрес Общества требования от 06.02.2020 N 257S01200001139 об уплате финансовой санкции в размере 500 руб. со сроком уплаты до 26.02.2020, от 06.02.2020 N 257S01200001141 об уплате финансовой санкции в размере 3000 руб. со сроком уплаты до 26.02.2020, от 17.02.2020 N 257S01200001393 об уплате финансовой санкции в размере 1500 руб. со сроком уплаты до 06.03.2020.
В связи с неисполнением Обществом требований в установленный срок Управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
30.06.2020 года Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Фонд является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.
В соответствии со п. 4 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
На основании п.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно, не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом - годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения:
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за указанный период, что позволяет не применять к Управлению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Фонда незаконными и удовлетворил заявленные Управлением требования.
Материалами дела подтверждается, что заявителем 18.04.2019 была подана отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая). С учетом того, что ранее заявитель своевременно подавалась указанная отчетность за 2018 г., он вправе был представить дополнения по форме СЗВ-СТАЖ.
Тогда же (18.04.2019) Обществом были поданы уточненные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2018 г. - декабрь 2018 г. в отношении одного застрахованного лица.
Вместе с тем, как указывалось выше самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что сведения в отношении одного застрахованного лица по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2019 г. страхователем не представлены, что в соответствии с ч. 3 ст. 147 Закона N 27 - ФЗ влечет применение финансовой санкции в размере 1500 руб.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности, которые не могли бы быть восполнены при судебном разбирательстве, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2020 по делу N А56-68864/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68864/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТИХВИНСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "МЕДЕЯ"