Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2021 г. N Ф07-4512/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А56-94590/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца (заявителя): Жуков А.Ю. - доверенность от 27.04.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33416/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2020 по делу N А56-94590/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Публичное акционерное общество "Ростелеком"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга
об оспаривании решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) от 30.05.2019 N 27-06-73/013 в части признания неправомерной корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в отношении выплат по коду 413 "Оплата перерывов для кормления ребенка" в сумме 612 485,41 руб., по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата" в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб., а также обязании Управления отразить уменьшение начисленных страховых взносов на лицевом счёте, в результате исключения из базы для начисления страховых взносов отдельных видов вознаграждений, а именно: - оплаты перерывов для кормления ребенка (код 413) в сумме 612 485,41 руб. - оплаты одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423) в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб..
Решением суда первой инстанции от 06.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Управления от 30.05.2019 N 27-06-73/013 признано недействительным в части признания неправомерной корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в отношении следующих выплат: - по коду 413 "оплата перерывов для кормления ребенка" в сумме 612 485,41 руб.; по коду 423 "оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата" в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда в части признания недействительным ненормативного акта отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно исключены из базы для начисления страховых взносов суммы оплаты перерывов для кормления ребенка и одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата. Кроме того, Управление считает, что поскольку на момент представления Обществом РСВ-1 от 21.02.2019 прошло более трех лет, исчисленные и уплаченные суммы страховых взносов были разнесены на индивидуальные счета застрахованных лиц, правовые основания для корректировки обязательств отсутствовали.
В судебном заседании представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Управление, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела на основании представленного Обществом 21.02.2019 корректирующего расчета по форме РСВ-1 за период 2016 год Управление провело проверку уменьшения начисленных страховых взносов за период 2016 год по кодам:
выплаты по коду 413 "Оплата перерывов для кормления";
выплаты по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата".
По итогам проверки Управлением составлен акт от 30.04.2019 N 27-6-73/009.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества, Управлением принято решение от 30.05.2019 N 27-06-73/013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, в виде штрафа в размере 8 546,57 руб. Указанным решением Обществу произведено доначисление недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 42 732,87 руб., пени в сумме 6 073,67 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского учета и представить уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР (доначислить страховые взносы по ОПС в сумме 4 427 564,36 руб. и по ОМС в размере 1 229 072,24 руб.) за отчетный период 2016 год с отражением расчетных периодов 2014, 2015, 2016 годов. Решением Управления признано неправомерным корректировка Обществом сумм начисленных страховых взносов на ОПС и ОМС в отношении выплат по коду 413 "Оплата перерывов для кормления ребенка" в сумме 720 501,74 руб. и по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата" в сумме 4 900 649,12 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 10 940,11 руб., начисленных по тому же основанию.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления о том, что корректировки, внесенные Обществом по кодам: выплаты по коду 413 "Оплата перерывов для кормления"; выплаты по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата" подлежат включению в облагаемую базу по страховым взносам, в связи с тем, что такого рода выплаты не подпадают под действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Считая решение Управления не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, в части признания необоснованной корректировки начисленных за 2016 год страховых взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта в части.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), действовавшего в проверяемые периоды, предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Как определено положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а именно в статье 15 ТК РФ, трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
ТК РФ предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.).
Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в ТК РФ.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьей 15 и статьей 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее Приказ N 428, действующий в 2016 году) утверждены рекомендации по заполнению отчетности.
В пункте 90 Приказа N 428 определено, что в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов). Список выплат, не относящихся к выплатам за оплату труда, представленный в Приказе N 428, не является закрытым.
Аналогичная правовая позиция, сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 10905/13, от 14.05.2013 N 17744/12, в постановлении Верховного суда РФ от 10.02.2015 N 309-КГ14-6567, и нашла свое отражение в судебной практике, в том числе в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2017 по делу N А13-13049/2016, от 04.05.2017 по делу N А13-2379/2016, от 01.09.2017 по делу N А13-17017/2016, от 18.09.2017 по делу N А56-69417/2016; в постановлении Арбитражного суда Центрального округа в постановлении от 08.04.2016 по делу N А48-3840/2015; в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2016 по делу N А72-3969/2015; в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.05.2016 по делу N А19-12452/2015; в постановлении 17 ААС от 20.05.2016 по делу N А50-861/2016; в постановлении 17 ААС от 07.08.2007 по делу N А50-4877/2007-А17.
Судом первой инстанции исследованы представленные в материалы дела документы и доказательства и установлены следующие фактические обстоятельства применительно к системе оплаты труда, имеющейся в Обществе.
Коллективный договор ОАО "Ростелеком" на 2015-2017 (далее Коллективный договор), заключен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о социальном партнерстве в отрасли "Связь" Российской Федерации.
Указанным коллективным договором определено понятие заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 7.3 Коллективного договора система оплаты и стимулирования труда построена на единых для Корпоративного центра и всех макрорегиональных филиалов и филиалов Общества принципах и регламентируется Положениями об оплате труда и другими локальными нормативными актами, которые утверждаются работодателем в установленном законодательством порядке с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
В соответствии с пунктом 7.4 Коллективного договора оплата труда в Обществе осуществляется работодателем с учетом: целей и задач, стоящих перед Обществом; экономических возможностей Общества; удовлетворения потребностей работников и создания позитивных трудовых мотиваций к достижению максимальных индивидуальных и коллективных результатов труда; квалификации работников; сложности, ответственности, количества, качества и условий выполняемой работы; требований действующего законодательства, регулирующего данную область.
При этом пунктом 7.8 Коллективного договора предусмотрено, что в Обществе действуют и социальные программы, под которыми понимается система выплат (гарантии, компенсации, льготы) предусмотренных действующим законодательством, данным Коллективным договором и иными локальными нормативными актами Общества. Основные социальные программы, действующие в Обществе, перечислены в разделе 9 Коллективного договора.
Так в разделе 9 Коллективного договора указано, что для обеспечения социальной защищенности работников Общества, членов их семей, неработающих пенсионеров и инвалидов, работодатель в рамках основных социальных программ: предоставляет льготы и гарантии, связанные с досугом, отдыхом и поддержанием здоровья работников и членов их семей; в связи с юбилейными датами работников рассматривает предложения по представлению работников к присвоению званий и наград; Общество представляет выплату материальной помощи по различным основаниям; реализует программы дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения Работников; предоставляет льготы и гарантии малоимущим семьям и работникам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; предоставляет льготы и гарантии жителям Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В силу пункта 8.3 Коллективного договора работникам Общества, получившим уведомление о предстоящем сокращении, гарантируется предоставление свободного времени для поисков новой работы (один рабочий день или одна рабочая смена в неделю, кроме рабочей) с сохранением среднего заработка. Свободное время для поиска работы предоставляется работникам Общества по их письменному заявлению, дата определяется по соглашению с работодателем.
Система и размер оплаты труда в Обществе урегулирована Положением об оплате труда работников, Корпоративного центра утвержденным Приказом от 30.04.2014 N 01/01/383-14 (далее - Положение об оплате труда).
В соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда размер вознаграждения каждого работника Общества устанавливается в рамках утвержденной структуры вознаграждений в соответствии с установленным для его должности грейдом и зависит от его квалификации, результативности, сложности выполняемой работы и степени влияния на результаты деятельности Общества.
Пункт 5.5 Положения об оплате труда содержит исчерпывающий перечень выплат в адрес сотрудников Общества и указывает, что размер вознаграждения, который регулируется утвержденной Структурой вознаграждений, включает в себя следующие виды выплат, доплат, надбавок, предусмотренных действующим законодательством и внутренними нормативными документами: оклад; ежемесячная премия; квартальная премия; годовая премия; надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; надбавка за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны; надбавка за стаж работы в сетях шифрованной связи; доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; доплата за расширение зон обслуживания или увеличение объема работы; доплата за разделение рабочего дня на части; доплата за совмещение профессий (должностей), за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); доплата за вахтовый метод; повышение оплаты труда за работу в ночное время.
Пункт 5.8 данного Положения предусматривает повышение оплаты труда за работу в ночное время, которое устанавливается в процентах от часовой ставки (оклада): работникам, работающим в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время; работникам, работающим не в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Порядок установления доплат и надбавок, учитывающих специфику труда определен в Приложении N 3 к Положению об оплате труда.
К доплатам и надбавкам, учитывающим специфику труда, относятся дополнительные выплаты, которые устанавливаются работникам сверх установленного оклада, за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, с целью компенсировать дополнительные трудозатраты работника, связанные с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда, а также с целью стимулировать работников к выполнению дополнительных функций, обязанностей и объемов работ в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.
В состав дополнительных выплат, учитывающих специфику труда, включаются доплаты и надбавки, связанные: с характеристиками рабочего места; со спецификой деятельности работника; с работой в особых условиях (статья 146 ТК РФ); со спецификой рабочего времени.
В соответствии с пунктом 5.10 Положения об оплате труда перечень доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера, приведенных в пунктах 5.5, 5.8, а также в Приложении N 3 к Положению об оплате труда, при разработке и утверждении иных локальных нормативных актов Филиалов расширению не подлежит, за исключением иных доплат и надбавок, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Обществом также разработано и утверждено Положение о системе материального стимулирования работников по результатам работы (далее - Положение о системе материального стимулирования) в целях обеспечения эффективности деятельности Общества в целом, а также руководителей, специалистов, служащих и рабочих в отдельности.
Согласно Положению о системе материального стимулирования система материального стимулирования работников состоит из системы регулярных премиальных выплат определенной периодичности, размеры которых зависят от корпоративных показателей деятельности Общества, групповых и/или индивидуальных показателей работников, а также единовременных дополнительных (нерегулярных) премиальных выплат.
Требования данного Положения распространяются на всех штатных работников Общества.
При этом под вознаграждением понимается часть заработной платы работника, целевой размер которой регулируется системой грейдов и структурой вознаграждений, утвержденной и действующей в Обществе. Состав вознаграждения приведен в пункте 5.5 Положения об оплате труда работников Общества.
Управлением не опровергнуто то обстоятельство, что приведенные в оспариваемом решении выплаты работникам Общества по указанным в нем кодам носят социальный характера, не обусловлены выполнением указанными работниками трудовой функции и условиями труда, не включаются в состав оплаты труда, установленной Обществом системы оплаты труда, а следовательно, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, Управлением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Поскольку рассматриваемые выплаты сотрудникам не являются облагаемой базой для расчета страховых взносов, к ним не подлежит применению тариф, установленный статьей 22 Закона N 167-ФЗ.
Довод Управления о том, что производимые работникам выплаты, которые носили социальный характер либо являлись дополнительными гарантиями и компенсациями в определенных законодательством пределах, отражались в расчетных листках работников, а поэтому должны расцениваться как вознаграждение за труд, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонен.
Как правильно указал суд, в соответствии с положениями статьи 136 ТК РФ расчетный листок представляет собой письменное извещение работодателем каждого работника не только о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, но и об общей денежной сумме, подлежащей выплате. При этом исключений в отношении выплат социального характера, как и выплат, определенных статьей 9 Закона N 212-ФЗ положениями действующего законодательства не определено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованного признал решение Управления от 30.05.2019 N 27-06-73/013 в части признания неправомерной корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в отношении выплат по коду 413 "Оплата перерывов для кормления ребенка" в сумме 612 485,41 руб., по коду 423 "Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата" в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб., недействительным.
Поскольку оспариваемое решение Управления не было связано с отказом Обществу в возврате излишне уплаченных страховых взносов вследствие корректировки расчетов, довод Управления о том, что уплаченные заявителем страховые взносы распределены на индивидуальные счета работников подлежит отклонению, как не относящийся к предмету спора и поэтому не подлежащий исследованию и оценке в рамках рассмотрения настоящего дела.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2020 по делу N А56-94590/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94590/2019
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА