г. Чита |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А58-1752/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года по делу N А58-1752/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница" (ОГРН 1021401068897, ИНН 1435026510, далее - заявитель, ГУЗ "Якутская РКБ", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401058161, ИНН 1435035635, далее - заинтересованное лицо, ТФОМС РС (Я), фонд) о признании недействительным требования N 07/314 от 28.02.2020 о восстановлении средств территориальной программы обязательного медицинского страхования и уплате штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года по делу N А58-1752/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату труда врача-профпатолога из средств обязательного медицинского страхования по статье расходов КОСГУ 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" на сумму 703 503,48 руб.
Кроме того, апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что медицинская помощь при туберкулезе в программу обязательного медицинского страхования не включена, а значит расходы на оплату труда врача-фтизиатра, приглашенного для консультаций стационарных больных, не являются непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Также суд первой инстанции не рассмотрел доводы о несоразмерности штрафа, в решении лишь указано, что размер нецелевого использования и размер штрафа арифметически заявителем не оспорен, судом проверен и признан верным.
Фонд в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 08.12.2020 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 15.12.2020, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Определением суда от 15.12.2020 года судебное разбирательство отложено на 09 час. 00 мин. 12 января 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.11.2020, 09.12.2020, 16.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом фонда от 13.01.2020 N 11 проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ГУЗ Якутская РКБ за период с 01.01.2018-31.12.2019 гг.
Приказом фонда от 14.02.2020 N 77 срок проверки был продлен по 17.02.2020.
По результатам проверки использования средств ОМС в ГКУ "Якутская республиканская клиническая больница" составлен акт от 17.02.2020, на основании которого выставлено требование N 07/314 от 28.02.2020 г. о восстановлении средств территориальной программы обязательного медицинского страхования и уплате штрафов.
Учреждением представлены в фонд возражения от 21.02.2020 N 137.
По итогам рассмотрения возражений к акту проверки от 17.02.2020 фонд частично принял возражения заявителя по оплате труда врача трансфузиолога на сумму 2 917 212,08 руб., остальные доводы оставлены без удовлетворения.
28.02.2020 фонд выставил заявителю требование N 07/314 о необходимости в течении 10 рабочих дней восстановить средства территориальной программы обязательного медицинского страхования и уплате штрафа:
1. Восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 1 334 936,75 руб.;
2. Уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 133 493, 68 руб.
Не согласившись с указанным требованием о необходимости устранения нарушений и возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), который, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
На основании частей 7, 8 статьи 14, части 7 статьи 34, частей 1, 2, 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, раздела III Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), утвержденного указом Президента РС(Я) от 02.09.2011 г. N 891 (далее - Положение о ТФОМС РС(Я)), судом установлено, что проверка проведена и оспариваемое требование вынесено должностными лицами в рамках предоставленных законом полномочий. Наличие оснований проведения проверки и процедура проведения проверки заявителем не оспариваются, судом нарушений не установлено.
На основании статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 14, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу статьи 13, пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.
Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждено приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 г. N 73.
На основании пункта 2 Положения территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 указанного Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В соответствии с пунктом 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевого и рационального использования средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В силу пункта 1 статьи 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом периоде правоотношения фонда, страховых медицинских организаций, а также медицинских организаций, возникающие при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 27.12.2017 N 420 (далее - ПГГ 2018) и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 05.02.2019 N 18 (далее - ПГГ 2019) регулировались Тарифными Соглашениями на оплату медицинской помощи, оказываемой в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на соответствующие года (2018, 2019) (далее - тарифное соглашение).
Согласно тарифному соглашению на 2018 и 2019 годы:
- использование средств ОМС по статьям расходов, включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, осуществляется медицинской организацией на цели, связанные с деятельностью медицинской организации по реализации территориальной программы ОМС. Использование средств ОМС на обеспечение деятельности структурных подразделений, не участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также расходы не связанные с деятельностью по реализации территориальной программы, в том числе расходы по содержанию имущества, сдаваемого в аренду и (или) используемого в иной деятельности не допускаются;
- расходы на оплату труда медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь по видам и профилям, не входящим в территориальную программу ОМС, а также по видам деятельности, финансовое обеспечение которых производится за счет иных источников является нецелевым использованием.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н. (далее - договор). Данный договор заключается между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями.
В силу п 5.10. договора медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Как из материалов дела, фондом в ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении ГУЗ "Якутская РКБ" установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на оплату труда врача-профпатолога из средств обязательного медицинского страхования по статье расходов КОСГУ 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" на сумму 703 503,48 руб.
На основании пункта 15 Приказа Минздрава России "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях" от 13.11.2012 N 911н (далее - Приказ N 911н) в случае выявления у больного признаков ранее не установленного хронического профессионального заболевания врач-специалист, выявивший указанные признаки, в течение суток с момента их выявления направляет больного на консультацию в кабинет врача-профпатолога медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации). Больной в случае подозрения на наличие признаков хронического профессионального заболевания вправе самостоятельно с целью консультации обратиться в кабинет врача-профпатолога.
В пункте 16 Приказа N 911 н определено, что в случае выявления признаков ранее неустановленного хронического профессионального заболевания врач-профпатолог устанавливает предварительный диагноз хронического профессионального заболевания и направляет больного в центр профессиональной патологии или иную медицинскую организацию, имеющую лицензии на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям "профпатология", "экспертиза связи заболевания с профессией" "экспертиза профессиональной пригодности", для оказания при наличии показаний медицинской помощи, а также проведения экспертизы связи заболевания с профессией и экспертизы профессиональной пригодности.
Между тем должностной инструкцией врача-профпатолога, утвержденной главным врачом ЯРКБ от 28.12.2013 утверждены следующие требования к врачу профпатологу: должен знать современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы профпатологии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и методические документы по специальности; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы, принципы планирования деятельности и отчетности службы профпатологии; методы и порядок контроля ее деятельности. В должностные обязанности врача-профпатолога входит оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике. В том числе на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. В стационаре ежедневно проводит осмотр больного. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования. Оказывает консультативную помощь врачам других подразделений.
Таким образом, согласно должностной инструкции врач-профпатолог оказывает медицинскую помощь по видам и профилям, не входящим в территориальную программу ОМС, а также по видам деятельности, финансовое обеспечение которых производится за счет иных источников.
При этом судом установлено, что врач-профпатолог Каменева М.Д. с 04.05.2018 работала без сертификата специалиста.
В возражениях на доводы фонда заявитель жалобы указывал, что врач-профпатолог Каменева М.Д. с 2013 года работала врачом-профпатологом общебольничного медицинского персонала. Прошла обучение на базе ГБОУ ВПО "Новосибирский государственный медицинский университет" в 2015 году. Сертификат АА 003554 по специальности "Профпатология" от 04.05.2013 г. со сроком действия 5 лет.
В период с 11 по 20 апреля 2018 г. она находилась на листе временной нетрудоспособности. В период с 05 июня по 29 августа 2018 г. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. В период с 30 августа по 10 декабря 2018 г. находилась на листе временной нетрудоспособности. В 2019 году Каменева М.Д. находилась в очередном отпуске с последующим увольнением. Во время отпуска и болезни Каменевой М.А. ее обязанности осуществляла врач Контогорова Н.Н., которая имеет соответствующее образование и действующий сертификат специалиста по специальности "Профпатология".
Следовательно, по мнению апеллянта, работа врача-профпатолога осуществлялась в законном порядке и при наличии сертификата специалиста.
Однако такие доводы не имеют правого значения, поскольку материалами дела подтверждается факт оказания врачом-профпатологом медицинской помощи по видам и профилям, не входящим в территориальную программу ОМС, а также по видам деятельности, финансовое обеспечение которых производится за счет иных источников.
Кроме того, заявителем жалобы не учитывается, что, несмотря на отсутствие сертификата, в рассматриваемом периоде Каменевой М.Д. начислялась заработная плата за отработанное время как врачу-профпатологу и она исполняла обязанности специалист по профпатологии, что подтверждается лицевыми карточками сотрудника, и не отрицается заявителем. Так, согласно материалам проверки, за проверяемый период врачу-профпатологу произведены выплаты по статье 210 КОСГУ: 703 503.48 рублей, (подстатья 211 КОСГУ - 540 325,25 рублей, подстатья 213 КОСГУ - 163 178,23 рублей).
В обоснование правомерности по произведенной выплате по подстатье 210 КОСГУ "Оплата труда и начисления на оплату труда" врачу-профпатологу в общей сумме 703 503,48 руб., учреждение указало, что периодический медицинский осмотр работников может производиться за счет средств ОМС, что не является основанием производить выплаты по подстатье 210 КОСГУ.
Между тем, как следует из положений пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённого приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), организовать обязательный медосмотр учреждение может в лицензированной медорганизации по договору с ней или в собственном лицензированном медпункте.
Так, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности, то есть организовать медосмотр можно как за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (когда возможность предусмотрена Минтрудом на текущий год), так и за счет собственных средств учреждения, как за счет платной деятельности, так и за счет субсидий на госзадание. При том, согласно разъяснениям Минфина от 28.06.2013 N 02-13-11/24924 и разъяснения ФФОМС от 21.01.2003 N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров", за счет субсидий на госзадание оплатить расходы можно, только если они необходимы для выполнения госзадания и предусмотрены планом ФХД.
Расходы при заключении договора с медицинской организацией на медосмотр штатных работников отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", проводятся по подстатье 226 КОС ГУ "Прочие работы, услуги", а при возмещении расходов сотрудников, которые прошли медосмотр самостоятельно, по КВР 112 по подстатье 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" согласно порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина от 01.07.2013 N 65н (2018 г), приказом Минфина от 29.11.2017 N 209н (2019 г).
Доказательств того, что ГБУ "Якутская РКБ" был заключен договор с другим медучреждением, имеющим соответствующую лицензию, а также того, что врач-профпатолог Каменева М.Д. выполняла госзадание, в ходе проверки не установлено, и учреждением не опровергнуто. Следовательно суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для использования на эти расходы средств ОМС и отражения их в бухучете по подстатье 210 КОСГУ "Оплата труда и начисления".
Также согласно материалам проверки и акту от 17.02.2020, фонд установил, что в нарушение территориальной программы ОМС раздела V произведено выплата заработной платы врача-фтизиатра Лукиной A.M. по договорам гражданского правого характера по подстатье 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" за консультации врача - фтизиатра, общая сумма выплаты за проверяемый период, нецелевое использование средств ОМС составило 613 433,28 рублей, что подтверждено договорами возмездного оказания услуг, актами выполненных работ, платежными поручениями с расшифровкой банка, лицевыми карточками.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Определяющим критерием отнесения расходов к тому или иному виду источника является профиль заболеваний для врача - фтизиатра, в том числе и в рамках оказания консультативного приема по своему профилю, является установленный вид профессиональной деятельности "Врачебная практика в области фтизиатрии" с целью "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза, медицинская реабилитация больных туберкулезом и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом", а так же непосредственное выполнение своих функциональных обязанностей, установленных профессиональным стандартом "Врач-фтизиатр", утвержденных приказом Минтруда России от 31.10.2018 N 684н (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2018 N 52737).
В соответствии с Приказом Минтруда России от 31.10.2018 N 684н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-фтизиатр" основная цель деятельности врача фтизиатра - профилактика, диагностика, лечение туберкулеза, медицинская реабилитация больных туберкулезом и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.
Таким образом, врач-фтизиатр осуществляет медицинскую деятельность, в том числе диагностическую медицинскую помощь, только в пределах профиля медицинской помощи "фтизиатрия", не входящей в перечень видов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки установлено и не опровергнуто учреждением, что договоры возмездного оказания услуг гражданско-правового характера с врачом-фтизиатром Лукиной А.М. на консультационные услуги, были заключены при отсутствии у последней лицензии на осуществление данного вида медицинской деятельности, что свидетельствует о том, что ГБУ "Якутская РКБ" произвело нецелевые выплаты по подстатье 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" на сумму 631 433.28 руб. в связи с заключением указанных договоров.
При указанных обстоятельствах следует признать, что оплата расходов на выплату заработной платы работника, занимающего штатную должность врача-профпатолога, а также оплата консультаций врача-фтизиатра за счет средств ОМС с учетом приведенного нормативного регулирования является нецелевым использованием средств ОМС и подлежит возврату в бюджет ТФОМС РС(Я).
Доводы апеллянта о несоразмерности штрафа, назначенного с учетом положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку оснований для его снижения, исходя из доводов сторон и представленных доказательств по делу, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого требования N 07/314 от 28.02.2020.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года по делу N А58-1752/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1752/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха Якутия