Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф05-7083/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-144225/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лагода Надежды Серафимовны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 ноября 2020 года по делу N А40-144225/20 (146-1054)
по заявлению Лагода Надежды Серафимовны
к 1) Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, 2) Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве
о признании незаконными действия
при участии:
от заявителя: |
Еремкин Е.И. по дов. от 02.02.2020; |
от ответчиков: |
1) Чиж А.А., по дов. от 06.10.2020; 2) Старшинова О.В. по дов. от 14.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Лагода Надежда Серафимовна (далее - заявитель, Лагода Н.С.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция), связанные с отказом во внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Металлтранс", в части указания Лагода Надежды Серафимовны в качестве конкурсного управляющего и об обязании Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве зарегистрировать изменения в отношении ООО "Металлтранс", путем исключения Лагода Н.С. из перечня лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Решением от 02.11.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указал на то, что полномочия конкурсного управляющего прекращены, поэтому соответствующие сведения об исключении Ладога Н.С. из перечня лиц, имеющих право действовать от имени ООО "Металлтранс" без доверенности, подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве представила отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц решение суда поддержали в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав позицию сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2019 (резолютивная часть оглашена 19.07.2019) по делу N А40-64826/2019-38- 71 "Б" ООО "Металлтранс" (ИНН: 7729752347, ОГРН 1137746887365, далее - Должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Конкурсным управляющим утверждена Лагода Надежда Серафимовна, член Ассоциации МСОПАУ - Ассоциации "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", о чем опубликованы сведения в газете "КоммерсантЪ" N 137 от 03.08.2019, стр. 55.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2020 (резолютивная часть объявлена 04.02.2020) по делу N А40-64826/2019-38-71 "Б" производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием у должника имущества, достаточного для финансирования расходов по делу о банкротстве.
Лагода Надежда Серафимовна обратилась с заявлением по форме N Р14001 в Межрайонную ИФНС России N46 по г. Москве о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с прекращением полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности.
Решением N 257077А от 10.06.2020 Межрайонной ИФНС России N46 по г. Москве (далее - Решение Инспекции от 10.06.2020) в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с прекращением полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности было отказано на основании подпунктов "д" и "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Лагода И.С., посчитав, что Решением Инспекции от 10.06.2020 нарушены ее права и законные интересы, подала жалобу в УФНС России по г. Москве.
Решением УФНС России по г. Москве от 28.08.2020 (далее - Решение Управления от 28.08.2020) N 12-1 116295 в удовлетворении жалобы Лагода Н.С. отказано.
Заявитель, посчитав незаконными действия налоговых органов, связанные с отказом внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица, обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии с пп. "в", "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в частности, сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Учитывая изложенное, в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Пунктом 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган.
Таким образом, в силу названной нормы права для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства такого лица) сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 (далее - заявление по форме N Р14001), предусмотренное п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 1.1. ст.9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.7.15. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7- 6/25@ (далее -Требования), данные относительно физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отражаются в листе К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица") заявления по форме N Р14001.
В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица") заявления по форме N Р14001.
Учитывая изложенное, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (Определение Верховного суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 305-КГ15- 18162, Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.03.2018 N 308- ЭС18-899).
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В рассматриваемом случае заявителем должен выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 и от 14.02.2006 N 14310/05, которые направлены Письмом ФНС России от 23.08.2006 N ГВ6-14/846@, указано, что закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Таким образом, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.
В силу действующего законодательства юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без директора.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью общества, принимает решения, связанные с деятельностью юридического лица и заключает договоры.
Кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации, несет ответственность за деятельность юридического лица.
Таким образом, у лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений только о прекращении своих полномочий.
Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Между тем, в нарушение приведенных положений в регистрирующий орган не был представлен лист К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица"), содержащий сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на которого возлагаются полномочия в отношении ООО "Металлтранс".
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, оформленные с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз.1 п.1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ.
В связи с изложенным, у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о государственной регистрации испрашиваемых изменений.
В силу пп. "ц" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст.9 настоящего Федерального закона является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Отказ Инспекции соответствует Закону N 129-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доказательств обратного Лагода Н.С. в суд не представила.
Также судом первой инстанции верно указано, что полномочий на подачу соответствующего заявления у Лагода Н.С. не имелось, так как с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом единоличном исполнительном органе.
Таким образом, заявителем при государственной регистрации не может являться лицо, полномочия которого к моменту представления заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, прекращены.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно п. 2 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ относится к компетенции общего собрания участников общества.
Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.
Учитывая изложенное, Лагода Н.С. не вправе была подписывать заявление о внесении изменений в сведения об ООО "Металлтранс", поскольку полномочия её к моменту представления заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, были прекращены.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию представлено Заявление по форме N Р14001, оформленное с нарушением Требований и подписано неуполномоченным лицом.
В связи с изложенным, у Инспекции также отсутствовали правовые основания для принятия решения о государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (пп. "д" п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ).
Судом первой инстанции верно указано, что регистрирующий орган не обладает полномочиями произвольно вносить сведения в государственные реестры.
Действующее законодательство не предусматривает возможность Инспекции возложить на юридическое лицо обязанность по представлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов и сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Довод Заявителя об отсутствии правового регулирования при разрешении вопроса внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно в частности при прекращении дела о банкротстве и полномочий арбитражного управляющего был рассмотрен и отклонен судом, так как заявитель не лишен возможности обратиться с иском к ООО "Металлтранс" и его участникам об обязании совершить действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Металлтранс" о прекращении полномочий Лагода Н.С. как о лице, имеющем право действовать от ООО "Металлтранс" без доверенности.
Довод заявителя о сохранении в ЕГРЮЛ сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Металлтранс" является также несостоятельным.
Удовлетворение требований заявителя не обеспечит наличия в ЕГРЮЛ достоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, ввиду отсутствия решения общества о назначении такого лица.
В силу п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Заявление по форме N Р34001), утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 NММВ-7-14/72@.
Судом первой инстанции учтено, что 04.04.2020 в Инспекцию по каналам связи в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации за номером заявки U02004039772436 Лагода Н.С. представлено Заявление по форме N Р34001 о недостоверности сведений о себе как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "Металлтранс", вх. N 174641 А.
По результатам рассмотрения заявления Лагода Н.С. Инспекцией принято решение о государственной регистрации N 174641 А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 2207703657984 в отношении ООО "Металлтранс" о недостоверности сведений о ней как о конкурсном управляющем ООО "Металлтранс".
В соответствии с правовой позицией, указанной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Пунктом 2 ст. 51 ГК РФ определено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Закон N 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст. 4, 12 Закона N 129-ФЗ, ст. 3, 13,14 Федерального закона от 27.07.2006 N49-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В связи с внесением в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме N Р34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" записи о недостоверности сведений о заявителе как о конкурсном управляющем ООО "Металлтранс", данные сведения приобрели статус информации, которой третьи лица обязаны руководствоваться, и напротив, не вправе рассматривать, как соответствующие действительным обстоятельствам.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела, решение и запись о внесении в реестр сведений о Лагода Н.С., как о конкурсном управляющем ООО "Металлтранс" не может нести какие-либо правовые последствия для заявителя, права и законные интересы Лагода Н.С. не нарушены.
Правовая позиция Инспекции о том, что внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об участнике и о руководителе Общества влечет отсутствие нарушения прав и законных интересов со стороны регистрирующего органа нашла подтверждение в арбитражной практике (Определение ВС РФ от 24.05.2018 N 307- ЭС18-5472).
Также суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования об обязании Инспекции аннулировать (исключить) из ЕГРЮЛ сведения о Лагода Н.С. как о лице, имеющем право действовать без доверенности ООО "МЕТАЛЛТРАНС" суд отмечает следующее.
Согласно п. 4 ст. Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п. 3 ст. 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает.
Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования (исключения) или восстановления записей и сведений реестра.
В указанной связи, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 ноября 2020 года по делу N А40-144225/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144225/2020
Истец: Лагода Надежда Серафимовна
Ответчик: МИФНС N46
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ