Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2021 г. N Ф01-1974/21 настоящее постановление оставлено без изменения
18 января 2021 г. |
А43-41882/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжского таможенного управления
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2020
по делу N А43-41882/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трактористы" (603014, г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д.45А, каб.2; ОГРН 1065263038081, ИНН 5263056997) о признании незаконными решений Приволжского таможенного управления,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Трактористы" - Семина А.С. по доверенности от 30.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
Приволжского таможенного управления - Груничевой М.В. по доверенности от 09.01.2019 N 06-01-16/00060 сроком действия три года, диплом о высшем юридическом образовании, Ципровского А.В. по доверенности от 20.02.2019 N 06-01-16/02906 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трактористы" (далее - ООО "Трактористы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными предварительных решений Приволжского таможенного управления (далее - таможенный орган, Управление) от 21.06.2019 N RU/10400000/210619/0036/01, от 13.08.2019 N RU/10400000/130819/0080/01, от 12.08.2019 N RU/10400000/120819/0076/01 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены. Одновременно суд взыскал с Приволжского таможенного управления в пользу ООО "Трактористы" судебные расходы по уплате государственной пошлины и проведению судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Приволжское таможенное управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Приволжское таможенное управление настаивает на том, что оно принимало оспариваемые решения исходя из представленных Обществом документов. Принятие судом первой инстанции дополнительных доказательств от заявителя незаконно и необоснованно.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество опровергает позицию таможенного органа, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители таможенного органа и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
Установлено по делу, 03.06.2019 ООО "Трактористы" обратилось в Приволжское таможенное управление с заявлениями о принятии предварительных решений по классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товара "фреза-рыхлитель".
В заявлениях Общество указало, что товар предназначен для использования в лесном хозяйстве (измельчение отходов лесозаготовки, строительство зимних дорог, подготовка почвы к лесопосадкам, содержание лесных дорог, измельчение кустов и подроста), в сельском хозяйстве (рекультивация залежных земель, содержание полей), в строительстве (расчистка участков под строительство, дробление пней, удаление укатанного снега и льда, расчистка/поддержание зеленой зоны перед высадкой насаждений).
По результатам рассмотрения заявлений Общества Приволжское таможенное управление приняло предварительные решения от 21.06.2019 N RU/10400000/210619/0036/01, от 12.08.2019 N RU/10400000/120819/0076/01 от 13.08.2019 N RU/10400000/130819/0080/01 о классификации товара "фреза-рыхлитель" в товарной подсубпозиции 8430 69 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - машины и механизмы несамоходные прочие: - прочие: - прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товаров).
Общество не согласилось с принятыми предварительными решениями Приволжского таможенного управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 и исходил из того, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
По заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (пункт 1 статьи 21 ТК ЕАЭС).
Порядок принятия предварительного решения о классификации товара определяется статьями 23 - 27 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанными статьями, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
На основании пункта 1 статьи 24 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товара принимается таможенным органом на основании заявления лица, поданного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
Заявление о принятии предварительного решения о классификации товара должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), основные технические и коммерческие характеристики товара и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товар. При необходимости представляются пробы и (или) образцы товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о классификации товара (пункт 2 статьи 24 ТК ЕАЭС).
В части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, или иной таможенный орган, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по заявлению заинтересованного лица принимает предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - предварительное решение о классификации товара) в соответствии со статьями 23 - 27 Кодекса Союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 ТК ЕАЭС в случае, если представленных заявителем сведений недостаточно для принятия предварительного решения о классификации товара, таможенный орган не позднее 30 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о классификации товара направляет заявителю запрос о необходимости представления дополнительной информации.
Дополнительная информация должна быть представлена не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации.
Если дополнительная информация не представлена в установленный срок либо представленная дополнительная информация не содержит сведения, позволяющие принять предварительное решение о классификации товара, таможенный орган отказывает в принятии такого предварительного решения о классификации товара и уведомляет об этом заявителя с указанием причин отказа.
В силу пункта 2 статьи 25 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товара действует в течение 3 лет со дня его принятия, если законодательством государств-членов не установлен более продолжительный срок действия предварительного решения о классификации товара.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 18.04.2012 N 760 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (действовавший в спорный период), которым определен порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Согласно пункту 50.1 Административного регламента при подготовке проекта предварительного решения изучаются тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиции, примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям, положения ОПИ; международные и национальные стандарты, регламенты, технические условия, описание товара, чертежи, технологические схемы, фотографии и рисунки, характеристики товара, его применение, заключения экспертных организаций (при наличии) и другая информация.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора, под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией.
Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД),
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 2-5 ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 522 ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Согласно пункту 7.1 Положения N 522 товарная позиция определяется с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, которые представляют собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы.
Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Евразийской экономической комиссией и одобрены рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В товарной позиции 8430 ТК ВЭД ЕАЭС классифицируются "Машины и механизмы для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения; снегоочистители плужные и роторные".
Согласно Пояснениям к группе 8430 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются машины, кроме самоходных машин товарной позиции 8429 и сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных машин (товарная позиция 8432), предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.), выполнения подготовительных земляных работ или уплотнения грунтов (например, для послойного резания, планировки, профилирования, трамбования или укатывания). В нее включаются также машины для погружения и извлечения свай, плужные и роторные снегоочистители.
Многие машины в дополнение к функциям, описанным в товарной позиции 8429 или 8430 (землеройные, выравнивание, бурение и т.д.), могут также выполнять функции, описанные в товарной позиции 8425, 8426, 8427 или 8428 (подъем, погрузка и т.д.). Эти машины классифицируются в соответствии с примечанием 3 к разделу XVI или Правилом 3 (в) Основных правил интерпретации Номенклатуры. Примерами этих машин могут служить: комбинированные угольные врубовые и погрузочные машины, комбинированные траншеекопатели-трубоукладчики и т.д.
В данную товарную позицию включаются:
(I) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАБИВКИ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ СВАЙ
Оборудование для забивки свай содержит тяжелый ударный груз, обычно перемещающийся в высокой вертикальной направляющей раме. Груз поднимается с помощью механического привода, затем падает на головку сваи либо под действием силы тяжести (машины одинарного действия), либо под действием дополнительной силы (молоты двойного действия). В данную товарную позицию также включается оборудование для извлечения свай.
(II) СНЕГООЧИСТИТЕЛИ ПЛУЖНЫЕ И РОТОРНЫЕ
Автомобили-снегоочистители плужные и роторные раздела XVII с встроенными рабочими органами в данную товарную позицию не включаются. Однако в данную товарную позицию включаются плужные снегоочистители, предназначенные для работы под действием толкающего или тянущего усилия (отвального типа), например, предназначенные для навески на грузовые автомобили или тракторы.
(III) МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫЕМКИ, РЕЗАНИЯ
ИЛИ БУРЕНИЯ ГРУНТА
Эти машины применяются главным образом для работы в шахтах, бурения скважин, проходки туннелей, для открытых способов разработки, бурения мягких пород и т.п.
(А) Врубовые машины предназначены для резания или разрушения угля, руды и т.п. Они имеют штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще они имеют бесконечную режущую цепь, движущуюся вокруг металлической направляющей рамы, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона (универсальные машины). Они могут быть смонтированы на самоходном колесном или гусеничном шасси, а некоторые из них (комбайны) могут иметь большие габариты, содержать несколько режущих цепей и встроенный конвейер для погрузки добытого материала на забойный конвейер, в шахтные вагонетки и т.п.
(Б) Туннельные машины. Проходческие щиты имеют гладкие наружные поверхности и оснащены острыми режущими передними элементами, которые внедряются в грунт под действием гидроцилиндров.
(В) Машины для бурения скважин в горных породах, угле и т.д., а также машины ударно-вращательного бурения, у которых бур может поворачиваться при бурении. Однако в данную товарную позицию не включаются подобные устройства ручные, имеющие пневматический или гидравлический привод или собственный двигатель (товарная позиция 8467).
(Г) Машины для проходки или бурения скважин для добычи нефти, природного газа, серы (фраш-процесс) и т.п., для отбора проб горных пород при разведке руд и разведочном бурении на нефть, для проходки артезианских скважин и т.п. Различают два основных типа этих машин:
(1) Машины для вращательного бурения скважин, существенным признаком которых является наличие буровой вышки с полиспастом, барабана лебедки с передаточным и управляющим механизмом (тяговый узел, вертлюга и поворотного стола или зубчатого колеса.
Силовой тяговой узел обеспечивает вращательное движение бурильных труб, подвешенных к вертлюгу, с помощью поворотного стола или зубчатого колеса. Тяговой узел с помощью полиспаста обеспечивает подъем и спуск бурильных труб.
(2) Машины для ударного бурения снабжены стержнем с эксцентриковым приводом, при возвратно-поступательном движении которого долото наносит последовательные удары в основание скважины.
Следует отметить, что в данную товарную позицию входят только бурильные машины как таковые. Прочее оборудование, обычно применяемое вместе с буровыми установками, не включается в данную товарную позицию, даже если оно представлено вместе с буровой установкой, например, насосы и компрессоры для удаления ила, камней и т.д. из скважины (товарная позиция 8413 или 8414).
Стационарные платформы, применяемые для разведки или эксплуатации морских месторождений нефти или природного газа, также включаются в данную товарную позицию. Плавучие или работающие под водой платформы включаются в товарную позицию 8905.
(Д) Буровые шнековые устройства с ручным или механическим приводом для бурения ям в грунте (например, для посадки деревьев или установки столбов ограждений), кроме ручных инструментов, входящих в группу 82.
(Е) Гидравлические клинья, состоящие из длинного цилиндра с несколькими поршнями, расположенными через определенные интервалы по всей длине цилиндра. Гидравлический клин помещают в трещину или шпур, поршни выталкиваются давлением воды, подаваемой насосом в цилиндр, таким образом разрушая породу или уголь.
(Ж) Струги и т.п. оснащены режущими ножами, лемехами, зубьями, плоскими резцами, клиньями и т.п., которые вдоль передней части установки срезают тонким слоем уголь, глину и т.п. и грузят непосредственно на забойный конвейер и т.п.
(IV) ТРАМБОВОЧНЫЕ ИЛИ УПЛОТНЯЮЩИЕ МАШИНЫ
К данной категории машин относятся:
(А) Дорожные катки прицепные или толкаемые. Они включают кулачковые катки, имеющие металлические кулачки, которые вдавливаются в грунт, и трамбовочные катки, представляющие собой ряд смонтированных на общей оси колес типа колес грузовых автомобилей, снабженных рассчитанными на тяжелые нагрузки пневматическими шинами.
Однако в данную товарную позицию не включаются самоходные дорожные катки независимо от наличия кулачков на вальцах, катки на сплошных либо пневматических шинах (товарная позиция 8429) и сельскохозяйственные катки (товарная позиция 8432).
(Б) Трамбовочные машины, применяемые в дорожном строительстве, для подбивки железнодорожного балластного слоя и т.д., несамоходные. Однако в данную товарную позицию не включаются трамбовки для ручных работ, имеющие пневматический или гидравлический привод или собственный двигатель (товарная позиция 8467).
(В) Машины обычно с пневматическим приводом для уплотнения боковых поверхностей насыпей и т.п.
(V) МАШИНЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ, ПРОФИЛИРОВАНИЯ
ИЛИ ПЛАНИРОВКИ ГРУНТА
К данной категории машин относятся:
(А) Землеройные машины, описанные в пояснениях к товарной позиции 8429, несамоходные.
(Б) Машины для очистки каналов (ковшовые или черпаковые), подобные многоковшовым экскаваторам товарной позиции 8429.
Плавучие землечерпалки в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8905).
(В) Землеройно-сортировочные машины для железнодорожных балластных материалов, существенным признаком которых является бесконечная цепь с ковшами для выемки балласта из-под рельсовых путей. Эти установки оснащены устройствами для сортировки и выгрузки балласта. Однако следует учитывать пункт (а) пояснений к данной товарной позиции, касающийся машин, смонтированных на транспортных средствах, относящихся к группе 86.
(Г) Рыхлители, корчеватели и культиваторы-рыхлители с режущими зубьями, которые рыхлят верхний слой грунта, разрушают старое дорожное покрытие и т.п. перед укладкой нового.
(Д) Планировочные экскаваторы - разновидность одноковшовых экскаваторов, подобные относящимся к товарной позиции 8429, с горизонтальной стрелой; применяются для снятия верхнего слоя грунта.
Согласно руководству по эксплуатации фрезы-рыхлители (мульчеры) MeriCrusher предназначены для фрезерования поверхности грунта в различных условиях в лесном и сельском хозяйстве, а также в коммунальных службах.
В лесном секторе с помощью мульчеров MeriCrusher расчищаются отходы лесозаготовки (включая пни) перед высадкой новых лесонасаждений. Также с их помощью эффективно проводится уничтожение ненужной растительности ниже уровня грунта. Мульчеры MeriCrusher используются также при строительстве и восстановлении зимних и лесовозных дорог.
В сельском хозяйстве мульчеры MeriCrusher используются при расчистке целинных или залежных земель, заброшенных садов, а также для восстановления грунтовых дорог и уборки зимой укатанного снега или льда.
Коммунальные службы, а также охрана окружающей среды Мульчеры используются для расчистки участков земли от кустарника и пней, а также для удаления зарослей вдоль линий электропередач, трубопроводов и т.п.
Согласно заключению эксперта АНО "Центр экспертиз ТПП НО" N 0050100031д от 12.08.2020 назначение и область применения товаров Фреза-разрыхлитель, торговая марка "MEPJCRUSHER" серия MJS/G, модель MJS-241 STG, серии MJ, модель MJ-2.3 DT и MJHS-311 STX - обработка поверхности грунта, измельчение древесных остатков, пней, удаление поросли.
Указанное применение фрез-разрыхлителей возможно в таких областях хозяйственной деятельности человека как сельское и лесное хозяйство, строительная и природоохранная отрасли; в том числе на стыке областей хозяйствования, например в лесо-парковом строительстве.
Фрезы-разрыхлители торговой марки "MERICRUSHER" серия MJS/G, модель MJS-241 STG, серии MJ, модель MJ-2.3 DT и MJHS-311 STX предназначены для сельскохозяйственных (в том числе садовых) и лесохозяйственных работ и могут применяться для подготовки почвы для выращивания культурных растений (расчистка земель, подъем целины); обработки или уходу за почвой в период вегетации (применительно к плодоводству и лесному хозяйству); в качестве дополнительной обработки при внесении удобрений, посадке/посеве.
Товары Фрезы-разрыхлители торговая марка "MERICRUSHER" серия MJS/G, модель MJS-241 STG, серии MJ, модель MJ-2.3 DT и MJHS-311 STX могут выполнять работы по подготовке почвы с целью, не связанной с выращиванием культурных растений, при этом объекты воздействия исследуемых фрез-рыхлителей в разных сферах хозяйственной деятельности человека будут одинаковыми - грунт (в том числе почва, мерзлый грунт), древесные материалы (пни, отходы лесозаготовки).
Исследованные товары относятся к фрезам-рыхлителям, которые могут рыхлить верхний слой грунта, в качестве режущих зубьев у которых выступают резцы; к машинам для расчистки земель от кустарниковых зарослей, подроста, стеблей убранных культур, корней и т.д., но не имеют в своем составе двух колес большого диаметра и режущих ножей.
В случае, если конкретная технология земляных работ будет включать в себя подготовительные работы, связанные с необходимостью уборки растительных объектов (кустарников, пней и пр.), то исследуемые товары могут быть отнесены к оборудованию для выполнения подготовительных земляных работ.
Товары относятся к машинам для расчистки земель от кустарниковых зарослей, подроста, стеблей убранных культур, корней и т.д., а также к машинам для обрезки ботвы или стеблей растений, имеющих избыточный рост.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, эксперт Андреев М.М. вызывался в судебное заседание для дачи пояснений по подготовленному заключению экспертизы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в пункте 22 разъяснено, что международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее - Гармонизированная система и Конвенция), участником которой является Российская Федерация.
Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, относимые к спорным товарам и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
В обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства. При этом указанные доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами, обосновывающими правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
В данном случае суд первой инстанции принял во внимание, что для классификации аналогичных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, применяется товарная позиция 8432 ТН ВЭД ЕАЭС.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы и объяснения эксперта Андреева М.М., применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом установленных сфер применения, выполняемых товарами функций и сложившейся международной практики классификации аналогичных товаров таможенный орган неверно классифицировал товары Общества в товарной подсубпозиции 8430690008 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд, оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные, - машины и механизмы несамоходные -прочие: -прочие: -прочие.
Оспариваемые решения Приволжского таможенного управления не соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Трактористы" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Вопреки требованиям статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы, включающие расходы по оплате государственной пошлины и расходы по проведению судебной экспертизы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба таможенного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего таможенного законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы таможенного органа о принятии оспариваемых решений по представленным Обществом документам являются несостоятельными.
Действующее законодательство не содержит требований к перечню документов, которые заинтересованное лицо обязано представлять в таможенный орган с заявлением о принятии предварительного решения.
В данном случае вопреки положениям статья 24 ТК ЕАЭС таможенный орган не направлял в адрес Общества никаких запросов о предоставлении дополнительной информации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2020 по делу N А43-41882/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2020 по делу N А43-41882/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41882/2019
Истец: ООО "Трактористы"
Ответчик: Приволжское таможенное управление
Третье лицо: АНО "Центр экспертиз торгово-промышленной палаты Нижегородской области", экспертно-криминалистическая служба региональный филиал ЦЭКТУ г. Н.Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1974/2021
18.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7971/20
15.10.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-41882/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-41882/19