Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф05-5795/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А41-14542/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Контрольно-счетной палаты Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-14542/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: Рожкова Е.В. (по доверенности N 20Д-89 от 23.12.2020);
Контрольно-счетная палата Московской области: Письяуков К.С. (по доверенности N 40Исх-1565 от 04.06.2018); Кадикина И.К. (по доверенности N 40Исх-248 от 04.02.2019);
индивидуальный предприниматель Кудряшова Татьяна Николаевна лично (на основании выписки из ЕГРИП).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кудряшовой Татьяне Николаевне (далее - ИП Кудряшова, предприниматель, ответчик) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие животноводческих ферм, в размере 13 820 535 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Московской области (далее - контрольный орган, третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 29.10.2020 отказано в удовлетворении исковых требований.
С вынесенным решением не согласились истец и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе их податели просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционных жалоб их податели указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального и процессуального права. Настаивают на обоснованности исковых требований.
От ответчика поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали доводы своих апелляционных жалоб, ответчик возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.07.2018 между министерством и предпринимателем (участником программы) заключено соглашение N 3 о предоставлении средств бюджета Московской области в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 13 820 535 руб., из них средств федерального бюджета 5 597 320 руб., средств бюджета Московской области в соответствии с установленным уровнем софинансирования со средствами федерального бюджета 4 768 093 руб. 24 коп.; средств бюджета Московской области сверх установленного уровня софинансирования 3 455 121 руб. 76 коп. в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 28.06.2018.
Грант предоставляется в целях модернизации фермы на 120 голов крупного рогатого скота, приобретения оборудования для фермы, покупки сельскохозяйственных животных.
Министерство перечислило предпринимателю по платежному поручению от 26.07.2018 N 1008 денежную сумму в размере 10 365 413 руб. 24 коп. и по платежному поручению от 24.07.2018 N 1012 денежную сумму в размере 3 455 121 руб. 76 коп.
При этом контрольным органом по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка эффективности расходования средств на оказание мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, направленных на развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, принятых в рамках реализации государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" установлено, что в нарушение абзаца 6 пункта 8 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 (далее - Порядок), принята и отобрана заявка предпринимателя на участие в конкурсе при несоответствии крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя критериям микропредприятия, установленным Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, ввиду того, что по состоянию на 01.01.2017 и на 01.01.2018 среднесписочная численность работников хозяйства составляет 22 человека согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области.
В связи с выявленным нарушением порядка предоставления гранта министерство направило в адрес предпринимателя требование от 19.12.2019 N исх-22438/20-05-03 о возврате денежных средств, полученных в форме гранта, в полном размере.
Поскольку денежные средства не были возвращены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации..
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для участия в конкурсе по получению грантов крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать следующим требованиям:
крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть зарегистрировано на сельской территории Московской области;
главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух, включая главу), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы;
срок деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 24 месяца с даты регистрации;
заявитель и члены крестьянского (фермерского) хозяйства ранее не являлись получателями гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет, а в случае, если ранее Грант был получен на развитие семейных животноводческих ферм для разведения крупного рогатого скота молочного направления, - не менее двух лет;
крестьянское (фермерское) хозяйство соответствует критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ;
крестьянское (фермерское) хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;
крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено Программой с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий, или планирует реконструировать (модернизировать) не более одной семейной животноводческой фермы;
при отсутствии в крестьянском (фермерском) хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае, если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье крупного рогатого скота молочного или мясного направлений не должно превышать 300 голов основного маточного стада, поголовье страусов, коз (овец) - 300 голов;
заявитель имеет план создания и развития семейной животноводческой фермы по содержанию высокопродуктивных сельскохозяйственных животных и птицы с применением высокотехнологического оборудования и сельскохозяйственной техники; увеличению объема реализуемой животноводческой продукции; обоснования строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес-план);
заявитель представляет план расходов (далее - план) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств);
заявитель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования Приобретений;
заявитель обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы согласно представленному плану;
заявитель планирует создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и обязуется сохранить созданные рабочие места в течение не менее пяти лет после получения гранта;
крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта;
строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки; заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;
заявитель не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;
в хозяйстве отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 19 Порядка установлено, что в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных этим порядком и соглашением, полученные средства гранта подлежат возврату в бюджет Московской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предпринимателем подана заявка на предоставление гранта, соответствующая требованиям пункта 8 Порядка, в том числе требованию о том, что хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
При этом, как пояснили истец и ответчик, на момент подачи заявки на предоставление гранта предприниматель указал на то, что на указанную дату численность работников составляла 14 человек.
Вместе с тем в рамках осуществления контрольно-проверочных мероприятий контрольным органом запрошены сведения о среднесписочной численности работников крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащего предпринимателю, у налогового органа и, согласно представленным в материалы дела сведениям по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 среднесписочная численность работников данного хозяйства составляла 22 человека.
Согласно пункту 9 Порядка заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 этого Порядка, путем представления следующих документов:
копий паспортов граждан Российской Федерации - главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек;
плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств);
плана по развитию семейной животноводческой фермы (бизнес-плана) по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснования создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет;
копий документов, подтверждающих родство по отношению к заявителю либо ведение совместного хозяйства;
выписки/выписок из банковского счета/счетов, подтверждающих наличие на счете заявителя денежных средств в объеме не менее 10 процентов стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов;
справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме "Код по КНД 1120101";
копии кредитного договора и (или) договора займа или гарантийного письма кредитной организации о предоставлении кредита/займа или выписки из решения уполномоченного органа кредитной организации/заимодавца о предоставлении кредита/займа (предоставляются при условии привлечения кредитных/заемных средств для реализации бизнес-плана).
Таким образом, заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 Порядка, в том числе в части соответствия его крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, путем справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным Порядком подтверждающие документы, в том числе справку о количестве работающих в хозяйстве человек, что министерством и контрольным органом не оспаривается.
Основания для отказа в предоставлении гранта после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были.
Суд первой инстанции верно отметил, что Порядком регулируются не только действия получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений.
Субсидия была предоставлена предпринимателю ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2018 N 305-ЭС18-12180 по делу N А41-53450/2017.
Соглашение, заключенное между предпринимателем и министерством, является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано.
В связи с изложенным требования министерства о возврате средств гранта, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон по которому не прекратились, являются необоснованными, на что верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-14542/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Контрольно-счетной палаты Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14542/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Ответчик: Кудряшова Татьяна Николаевна
Третье лицо: Главное контрольное управление Московской области, Контрольно-счетная палата МО