г. Москва |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А41-14542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванова Н.Н., дов. от 23.12.2020
от ответчика: Кунаев Д.С., дов. от 03.05.2017
от третьего лица: Письяуков К.С., дов. от 04.06.2018
рассмотрев 06 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 19 января 2021 года,
принятые по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
к ИП Кудряшовой Т.Н.
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Контрольно-счетная палата Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области к ИП Кудряшовой Т.Н. о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие животноводческих ферм, в размере 13 820 535 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года, в иске отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 июля 2018 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ИП Кудряшовой Т.Н. (участником программы) заключено соглашение N 3 о предоставлении средств бюджета Московской области в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 13 820 535 руб., из них средств федерального бюджета 5 597 320 руб., средств бюджета Московской области в соответствии с установленным уровнем софинансирования со средствами федерального бюджета 4 768 093 руб. 24 коп.; средств бюджета Московской области сверх установленного уровня софинансирования 3 455 121 руб. 76 коп. в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 28 июня 2018 года.
Грант предоставляется в целях модернизации фермы на 120 голов крупного рогатого скота, приобретения оборудования для фермы, покупки сельскохозяйственных животных.
Министерство перечислило предпринимателю по платежному поручению от 26 июля 2018 года N 1008 денежную сумму в размере 10 365 413 руб. 24 коп. и по платежному поручению от 24 июля 2018 года N 1012 денежную сумму в размере 3 455 121 руб. 76 коп.
При этом контрольным органом по результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение абзаца 6 пункта 8 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 866/22, принята и отобрана заявка предпринимателя на участие в конкурсе при несоответствии крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя критериям микропредприятия, установленным Законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, ввиду того, что по состоянию на 01 января 2017 года и на 01 января 2018 года среднесписочная численность работников хозяйства составляет 22 человека согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области.
В связи с выявленным нарушением порядка предоставления гранта Министерство направило в адрес предпринимателя требование от 19 декабря 2019 года N исх-22438/20-05-03 о возврате денежных средств, полученных в форме гранта, в полном размере.
Поскольку денежные средства не были возвращены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из их необоснованности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 19 Порядка установлено, что в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных этим порядком и соглашением, полученные средства гранта подлежат возврату в бюджет Московской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателем подана заявка на предоставление гранта, соответствующая требованиям пункта 8 Порядка, в том числе требованию о том, что хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
При этом, судами установлено, что на момент подачи заявки на предоставление гранта предприниматель указал на то, что на указанную дату численность работников составляла 14 человек.
Вместе с тем в рамках осуществления контрольно-проверочных мероприятий контрольным органом запрошены сведения о среднесписочной численности работников крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащего предпринимателю, у налогового органа и, согласно представленным в материалы дела сведениям по состоянию на 01 января 2017 года и 01 января 2018 года среднесписочная численность работников данного хозяйства составляла 22 человека.
Суды указали, что заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 Порядка, в том числе в части соответствия его крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, путем справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным Порядком подтверждающие документы, в том числе справку о количестве работающих в хозяйстве человек, что министерством и контрольным органом не оспаривается.
Основания для отказа в предоставлении гранта после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были.
Суды верно отметили, что Порядком регулируются не только действия получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений.
Субсидия была предоставлена предпринимателю ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.
Соглашение, заключенное между предпринимателем и министерством, является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано.
В связи с изложенным, суды пришли к выводу, что требования истца о возврате средств гранта, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон, по которому не прекратились, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года по делу N А41-14542/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
...
Суды указали, что заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 Порядка, в том числе в части соответствия его крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, путем справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф05-5795/21 по делу N А41-14542/2020