г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А41-21094/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Савченкова Ю.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от ЗАО "Совхоз имени Ленина": Севеева К.В., представитель по доверенности от 18.08.2020;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Совхоз имени Ленина" и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2020 года по делу N А41-21094/19, принятое по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к ЗАО "Совхоз имени Ленина" об изъятии и по встречному исковому заявлению ЗАО "Совхоз имени Ленина" к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в суд с исковым заявлением к ЗАО "Совхоз имени Ленина" со следующими требованиями:
1.Изъять для государственных нужд Московской области у ЗАО "Совхоз имени Ленина" часть земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованную из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45170 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, по адресу: Московская область, р-н Ленинский, с.п. Совхоз имени Ленина, принадлежащий правообладателю (Ответчику) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29.03.2017 года сделана запись регистрации N 50:21:0000000:38513-50/021/2017-1.
2.Установить, что размер возмещения рыночной стоимости части земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованной из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв. м., включая рыночную стоимость и убытки составляет: 28 857 520 (двадцать восемь миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот двадцать) рублей, в том числе:
- Рыночная стоимость части земельного участка, площадью 7 420 кв. м, составляет: 28 797 020 (двадцать восемь миллионов семьсот девяносто семь тысяч двадцать) рублей;
- Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием части земельного участка, составляет: 60 500 (шестьдесят тысяч пятьсот) рублей.
3.Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" и возникновения права собственности Московской области на часть земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованную из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв. м,, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, по адресу: Московская область, р-н Ленинский, с.п. Совхоз имени Ленина.
Определением суда первой инстанции от 03.09.2020 года принято встречное исковое заявление ЗАО "Совхоз имени Ленина", согласно которому оно требует (с учетом принятых судом уточнений):
1.Установить, что размер возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованной из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв.м., включая рыночную стоимость и убытки, составляет 58 116 385,00 руб., в том числе: рыночная стоимость в размере 58 051 385,00 руб., убытки, причиненные правообладателю в связи с изъятием в размере 65 000,00 руб.
2.Установить, что решение суда является основанием для уплаты Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ОГРН 1095024003910, ИНН 5024105481) ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ОГРН 1025000658099; ИНН 5003009032) установленной решением суда суммы возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 общей площадью 45 170 кв.м. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3.Установить, что решение суда является основанием государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 и основанием одновременной государственной регистрации:
- права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:40956;
- права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040102:299.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2020 года по делу N А41-21094/19 первоначальный иск удовлетворен в части изъятия для государственных нужд Московской области у ЗАО "Совхоз имени Ленина" части земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованной из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45170 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, по адресу: Московская область, р-н Ленинский, с.п. Совхоз имени Ленина, принадлежащего правообладателю (Ответчику) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29.03.2017 года сделана запись регистрации N 50:21:0000000:38513-50/021/2017-1; установлено, что размер возмещения рыночной стоимости части земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованной из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв. м., включая рыночную стоимость и убытки составляет 58 116 385 рублей, в том числе: рыночная стоимость части земельного участка, площадью 7 420 кв. м, составляет: 58 051 385 рублей; величина убытков, причиненных правообладателю изъятием части земельного участка, составляет: 65 000 рублей. Встречный иск удовлетворен в части установления, что размер возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованной из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв.м., включая рыночную стоимость и убытки, составляет 58 116 385,00 руб., в том числе: рыночная стоимость в размере 58 051 385,00 руб., убытки, причиненные правообладателю в связи с изъятием в размере 65 000,00 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска в части установления того, что решение суда является основанием для уплаты Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ОГРН 1095024003910, ИНН 5024105481) ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ОГРН 1025000658099; ИНН 5003009032) установленной решением суда суммы возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 общей площадью 45 170 кв.м. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, ЗАО "Совхоз имени Ленина" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в указанной части, удовлетворить данное требование.
Также с решением суда в части удовлетворения встречного иска и в части отказа в удовлетворении первоначального иска не согласилось Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и просит решение суда в обжалуемой части отменить.
В судебном заседании представитель ЗАО "Совхоз имени Ленина" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска в части установления того, что решение суда является основанием для уплаты Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ОГРН 1095024003910, ИНН 5024105481) ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ОГРН 1025000658099; ИНН 5003009032) установленной решением суда суммы возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 общей площадью 45 170 кв.м. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска и в части отказа в удовлетворении первоначального иска, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Совхоз имени Ленина".
Представители Министерства имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы", постановления Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Московской области от 18.05.2018 N 315/16"), распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, от 23.08.2018 N 456-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", решения Градостроительного совета Московской области от 21.08.2018 N 33, Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры: Московской области принято распоряжение от 05.09.2018 N 533-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которому подлежит изъятию часть земельного участка площадью 7 420 кв. м.,. с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованная из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, расположенный по адресу: Московская область, р-н Ленинский, с.п. Совхоз имени Ленина, принадлежащий правообладателю (Ответчику) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29.03.2017 года сделана запись регистрации N50:21:0000000:38513-50/021/2017-1.
Согласно подготовленного ГУП МО "Московское областное БТИ" отчета от 16.11.2018 N 1-1159/18 об оценке рыночной стоимости части земельного участка, площадью 7 420 кв. м.,: входящей в состав земельного участка, с кадастровым номером 50:21:0000000:38513, общей площадью 45 170 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для Хранения: продовольственных товаров, по адресу: Московская область, р-н Ленинский, с.ц. Совхоз имени Ленина, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных нужд Московской области, рыночная стоимость и убытки составляют: 28 857 520 рублей, в том числе:
1. Рыночная стоимость части земельного участка, площадью 7 420 кв. м, составляет: 28 797 020 рублей;
2. Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием части земельного участка, составляет: 60 500 рублей.
При этом из пояснений сторон следует, что спор между истцом и ответчиком возник в части определения рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд.
11.12.2018 г. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области с сопроводительным письмом N 21исх.-18774 направила ответчику для согласования и подписания проект соглашения об изъятии принадлежащего ему объекта недвижимости для государственных нужд (с приложением отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки), что подтверждается описью вложения и кассовым чеком к направленной корреспонденции.
Поскольку ответа не последовало, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, в редакции, действующей с 01.04.2015), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
В силу ст. 49 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса (в редакции, действующей с 01.04.2015) установлено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 Земельного кодекса одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно пункту 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015), при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2020 г. по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 05.08.2020 г., рыночная стоимость части земельного участка площадью 7 420 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0000000:40956, образованную из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0000000:38513, общей площадью 45170 кв. м., подлежащего изъятию для государственных нужд, с учетом положений статьи 56.8 Земельного кодекса, составляет округленно 58 051 385 руб.
Выводы эксперта подтверждаются содержанием Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области, утв. Решением совета депутатов Ленинского муниципального района МО N 7/6 от 27.12.2017, согласно которым земельный участок 50:21:0000000:38513 находится в производственной территориальной зоне "П", для которой максимальный процент застройки для вида разрешенного использования "Склады (6.9.)" составляет 60 %. При этом площадь не изъятой части земельного участка, не занятой обременениями в виде охранной зоны ЛЭП, позволяет осуществить строительство на не обремененной части земельного участка исходя из указанного процента застройки.
Доводы апелляционной жалобы Истца дублируют вопросы, которые были заданы им эксперту при его допросе в судебном заседании 05.10.2020. На указанные вопросы экспертом были даны исчерпывающие ответы, при этом Истец по результатам допроса эксперта не заявил ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.
Апелляционным судом установлено, что экспертное заключение соответствует требованиям ст.86 АПК и ст.25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, является полным, не содержит противоречий и неясностей, в связи с чем, у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов эксперта.
Также истец по первоначальному иску просит установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" и возникновения права собственности Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 56.11 Земельного кодекса, в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
В силу положений пункта 3 статьи 56.11 Земельного кодекса права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Из указанных норм следует, что на основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, установленном решением суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, без принятия каких-либо дополнительных решений и заключения соглашений об этом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что настоящий спор рассматривается по правилам искового производства, а решение суда об изъятии земельного участка с указанием размера возмещения за изымаемый земельный участок, является основанием для перечисления денежных средств и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного требования.
Истец в своей апелляционной жалобы ссылается на то, что в силу ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.
Истец полагает, что без указания в резолютивной части Решения на то, что оно является основанием для регистрации права Московской области на изъятый земельный участок, Управление Росреестра по Московской области приостановит государственную регистрацию права на изъятый земельный участок, что приведет к необходимости оспаривания решения о приостановлении в судебном порядке.
Вместе с тем, вопреки доводам Истца норма ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не свидетельствует о том, что регистрация права на изъятый участок должна производиться исключительно при наличии заявления ЗАО "Совхоз имени Ленина".
Наоборот, в силу пп. 3 п. 4 ст. 11.2. ЗК РФ образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд может производиться без согласия правообладателей. Таким образом, при представлении в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда об изъятии земельного участка, в том числе о частичном изъятии, такое решение является основанием государственной регистрации права собственности на образованные для целей изъятия земельные участки без согласия их правообладателя и без дополнительного указания об этом в резолютивной части решения.
Кроме того, Истец ссылается на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 наложен запрет регистрационных действий, в связи с чем отсутствие в решении по данному делу указания о том, что оно является основанием государственной регистрации повлечет его неисполнимость.
Вместе с тем, Истец не лишен права, ссылаясь на факт вынесения решения об изъятии земельного участка по данному делу, обратиться в Видновский городской суд Московской области, наложивший обеспечительные меры, с заявлением о замене либо отмене указанных обеспечительных мер в отношении изъятого земельного участка. При этом указание в решении по данному делу на то, что оно является основанием государственной регистрации прав само по себе не приведет к отмене действия ранее наложенных в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 обеспечительных мер.
Обращаясь в суд со встречным иском, ЗАО "Совхоз имени Ленина" просит суд установить, что решение суда является основанием для уплаты Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области ЗАО "Совхоз имени Ленина" установленной решением суда суммы возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:40956 площадью 7 420 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513 общей площадью 45 170 кв.м. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, обществом нормативно не обосновано, почему именно в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области должна быть уплачена сумма возмещения за изъятие части земельного участка, в связи с чем встречные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2020 года по делу N А41-21094/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21094/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО