г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А56-84877/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38083/2020) ООО "ЦементТрансЛогистик" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2020 по делу N А56-84877/2020 (судья Константинова Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "РТ-Инвест транспортные системы"
к ООО "ЦементТрансЛогистик"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест транспортные системы" (ОГРН 1147746841340; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЦементТрансЛогистик" (1124707000483; далее - ответчик) о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда в размере 388 307, 42 руб., а также 10 766 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.11.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что суммы перевода денежных средств между расчетными записями Ответчика не совпадают и что выписки представлены истцом некорректно. Также податель жалобы ссылается на то, что представленные выписки не являются достаточным доказательством наличия задолженности в представленном размере.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ
Как следует из материалов дела, ООО "ЦементТрансЛогистик", являясь собственником (владельцем) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, нарушил обязанность по внесению Платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с п. 4 Правил Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - Реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется Оператором в электронном виде.
Согласно п. 5 Правил регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38 - 55 Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения Оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации.
На основании пп. "а" п. 38 Правил регистрация транспортного средства и его собственника (владельца) в Реестре может осуществляться самостоятельно через интернет-сайт (регистрация в личном кабинете), при этом ВТС указывает сведения, указанные в п. 43 и п. 44 Правил.
Согласно пп. "б" п. 6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре, предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство1 и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
В соответствии с пп. "в" п. 6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного в Реестре транспортного средства ведет персонифицированную запись ВТС, содержащую, в том числе, следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):
* маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
* операции по внесению ВТС платы Оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
- операции по перечислению Оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте.
Согласно пункту 87 Правил бортовое устройство предоставляется ВТС, зарегистрированному в реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется Оператором за транспортным средством в соответствии с Правилами.
Для получения бортового устройства между ВТС и Оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложения N 2 (пункт 89 Правил).
06.07.2016 г. на основании Заявления о регистрации Ответчика в реестре системы взимания платы от указанной даты ООО "ЦТЛ" было зарегистрировано в реестре Системы взимания платы в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Результатом регистрации является открытие Оператором расчетной записи (до 17.11.2016 г. - лицевого счета) N 101023185305, которая формируется оператором в отношении ВТС для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета (п. 52 Правил). Также Ответчик осуществил регистрацию в реестре государственной системы взимания платы принадлежащих ему транспортных средств и имеющих следующие государственные регистрационные знаки: О188РМ47, О190РМ47, О376РТ47, О378РТ47, О386РЕ47, О387РЕ47, У022УА178, У025УА178, У523НЕ178, У529НЕ178, У530НЕ178, У534НЕ178, У769НЕ178, У770НЕ178.
Во исполнение положений 5, 6, 7, 87, 89, 92, 93, 95 и Приложения 2 Правил, между Истцом и Ответчиком был заключен Договор безвозмездного пользования N 356647 от 06.07.2016 г. (далее - Договор) (с учетом дальнейших дополнительных соглашений), на основании которых ООО "ЦТЛ" в период с 06.07.2016 г. по 22.11.2016 г. были получены в безвозмездное пользование бортовые устройства (БУ), что подтверждается актами передачи БУ.
Ответчик во исполнение требований Правил и в соответствии с пунктом 1 актов передачи бортовых устройств самостоятельно установил и осуществлял полноценную эксплуатацию полученных БУ на транспортных средствах О188РМ47, О190РМ47, О376РТ47, О378РТ47, О386РЕ47, О387РЕ47, У022УА178, У025УА178, У523НЕ178, У529НЕ178, У530НЕ178, У534НЕ178, У769НЕ178, У770НЕ178.
На основании Заявления на предоставление отсрочки по внесению платы от владельца транспортных средств от 28.12.2018 г. Ответчику была предоставлена Оператором отсрочка по внесению платы в отношении транспортных средства, указанных в заявлении. Период предоставления отсрочки - с 01.01.2019 г. Для учета движения денежных средств, вносимых в качестве отсроченного платежа, ВТС была открыта Оператором постоплатная расчетная запись N 111023185305, которая была закрыта Оператором 01.08.2019 15:32:03 (МСК) на основании абз. 9 п. 9(2) Правил в связи с нарушением Ответчиком порядка внесения платы.
Согласно детализации операций по постоплатной расчетной записи N 111023185305 за период с 16.05.2019 09:01:18 (МСК) по 01.08.2019 13:53:27 (МСК), содержащей данные персонифицированной записи Ответчика (прилагается к настоящему заявлению) и формируемой государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, сумма задолженности Ответчика по внесению платы составила 502 240,67 руб., которую Оператор в силу абз. 10 п. 9 (1) Правил объединил с суммой задолженности по расчётной записи N 101023185305.
В соответствии с детализацией операций и выпиской по расчетной записи N 101023185305, содержащей данные персонифицированной записи Ответчика (прилагаются к настоящему заявлению) и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с 01.08.2019 13:53:29 (МСК) по 27.08.2019 16:27:22 (МСК) вышеуказанные транспортные средства Ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, общая протяженность пройденного данным транспортным средством в указанный период пути составила 82 415,649 км. Плата в счет возмещения вреда составила сумму в размере 701 436,44 руб. (199 195,77 руб. (задолженность по основной расчетной записи N 101023185305) + 502 240,67 руб. (задолженность по постоплатной расчетной записи N 111023185305)).
На начало указанного периода баланс расчетной записи Ответчика составлял 13 129,02 руб. В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Следовательно, во исполнение требований п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ и п. 7 Правил, Ответчик обязан был внести Оператору плату в размере 688 307,42 руб.
Однако установленную законом обязанность Ответчик в полном объеме не исполнил и плату в необходимом размере не внес.
В период с 02.08.2019 г. по 19.08.2019 г. Ответчиком осуществил внесение денежных средств на расчетную запись в счет платы в размере 300 000,00 руб. Начиная с 20.08.2019 г. Ответчик прекратил внесение денежных средств на расчетную запись в счет платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, в связи с чем, Ответчиком допущена задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, которая до настоящего времени не погашена.
Таким образом, по состоянию на 30.09.2020 11:05:00 (МСК) задолженность Ответчика по внесению платы составляет 388 307,42 руб. (199 195,77 руб. (задолженность по основной расчетной записи N 101023185305) + 502 240,67 руб. (задолженность по постоплатной расчетной записи N 111023185305) - 13 129,02 руб. (баланс расчетной записи на начало периода формирования задолженности) - 300 000,00 руб. (сумма, внесенная Ответчиком на расчетную запись в счет платы).
Поскольку ООО "ЦементТрансЛогистик" указанная сумма задолженности не погашена, ООО "РТИТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. В качестве доказательств кроме названных, истец представил: акты передачи бортовых устройств, выписка операций по расчетной записи N РЗ 111023185305, детализация операций по расчетной записи N 111023185305, итоговая детализация операций.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными, удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Как предусмотрено пунктом 8 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ, размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. N 504 (далее - Постановление N 504) установлен размер платы, равный 3,73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила взимания платы).
Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы, объектом которой является бортовое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункты 2, 3 Правил взимания платы).
Данное бортовое устройство предоставляется оператором владельцу транспортного средства, предварительно зарегистрированного в реестре системы взимания платы, на безвозмездной основе (если владелец не использует стороннее бортовое устройство) и закрепляется за транспортным средством (пункты 2, 5, подпункт "б" пункта 6 Правил взимания платы).
В рассматриваемой ситуации ответчик использует бортовое устройство, полученное от истца.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 N 1662-р ООО "РТИТС" осуществляет функции оператора системы взимания платы. В силу подпункта "е" пункта 6 Правил N 504 оператор вправе осуществить взыскание задолженности по внесению платы с собственника (владельца) транспортного средства в судебном порядке.
Пунктом 93 Правил взимания платы установлено, что при отсутствии подтверждения осуществления возврата, фактов утери или поломки бортового устройства со стороны собственника (владельца) транспортного средства факт получения бортового устройства собственником (владельцем) транспортного средства является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.
Согласно пункту 95 Правил взимания платы при движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается на основании данных, полученных от бортового устройства в автоматическом режиме.
По расчету истца задолженность ответчика по внесению платы по состоянию на 30.09.2019 сумма задолженности составляет 388 307, 42 руб., что подтверждается представленной выпиской из расчетной записи N 111023185305, содержащей данные персонифицированной записи ответчика и формируемой государственной системой взимания платы в автоматическом режиме.
В выписке из расчетной записи содержится конкретная информация о дате и времени начала и окончания движения по отрезку пути; наименовании трассы; пути, пройденном транспортным средством по автодорогам общего пользования федерального значения (в километрах); номере бортового устройства, посредством которого осуществлялась фиксация и передача в реестр системы взимания платы указанной информации; начисленной плате за движение на соответствующем отрезке пути; размере общей задолженности по внесению платежей.
В отсутствие доказательств оплаты образовавшейся задолженности суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе Ответчик указывает, что суммы перевода денежных средств между расчетными записями Ответчика не совпадают и что выписки представлены истцом некорректно.
Данный довод апелляционной жалобы является несостоятельным в силу следующего.
При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, размер платы рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства в автоматическом режиме при движении транспортного средства-по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абз.2 п. 7 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил ВТС обеспечивает внесение платы Оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Однако внесение платы может быть отсрочено по заявлению ВТС в порядке п.9 (1) Правил.
Отсрочка по внесению платы предоставляется с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении отсрочки, и распространяется на движение транспортного средства, осуществляемого с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении такой отсрочки.
Отсроченный платеж формируется с первого до последнего дня каждого календарного месяца либо до дня, когда ВТС предоставит Оператору заявление об отказе в получении отсрочки, или до дня, в котором у ВТС возникнет задолженность по внесению платы.
ВТС, которому предоставлена отсрочка по внесению платы, до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован отсроченный платеж, обеспечивает поступление Оператору денежных средств в размере, необходимом для уплаты отсроченного платежа в полном объеме.
Отсрочка в одностороннем порядке приостанавливается Оператором при возникновении у ВТС по состоянию на 1-е число календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором истекает срок внесения отсроченного платежа, задолженности по внесению платы.
Такая задолженность объединяется Оператором в единую сумму задолженности по внесению платы с отсроченным платежом, сформированным в календарном месяце, в котором истек срок внесения отсроченного платежа.
На основании Заявления на предоставление отсрочки по внесению платы от владельца транспортных средств от 28.12.2018 г. Ответчику была предоставлена Оператором отсрочка по внесению платы в отношении транспортных средства, указанных в заявлении. Период предоставления отсрочки-с 01.01.2019 г. Для учета движения денежных средств, вносимых в качестве отсроченного платежа, ВТС была открыта Оператором постоплатная расчетная запись N 111023185305, которая была закрыта Оператором 01.08.2019 15:32:03 (МСК) на основании абз. 9 п. 9(2) Правил в связи с нарушением Ответчиком порядка внесения платы.
Согласно детализации операций по постоплатной расчетной записи N 111023185305 за период с 16.05.2019 09:01:18 (МСК) по 01.08.2019 13:53:27 (МСК), содержащей данные персонифицированной записи Ответчика (прилагается к настоящему заявлению) и формируемой государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, сумма задолженности Ответчика по внесению платы составила 502 240,67 руб., которую Оператор в силу абз. 10 п. 9 (1) Правил объединил с суммой задолженности по расчётной записи N 101023185305. Указанная сумма является производным всех сумм начислений, указанных в столбце N7 ("Списание, руб."), для проверки сумм начисления достаточно сложить все суммы в данном столбце.
При этом. Ответчик ошибочно полагает, что на дату закрытия баланс расчетной записи N 111023185305 составлял -282 256,20 рублей, поскольку общая сумма задолженности в размере 502 240,67 руб. была переведена на основную расчетную запись двумя платежами:
* 01.08.2019 в 01.10.02 в размере 219 975,47 рублей (номер операции - 1503291950, отображена в выписке в хронологическом порядке отображения операций по РЗ);
* 01.08.2019 в 15:35:04 в размере 282 265,20 рублей (номер операции - 1504682041).
Таким образом, доводы Ответчика о необоснованности предъявляемых сумм и невозможности идентифицировать платеж отклоняются судом апелляционной инстанции.
При этом, в случае несогласия Ответчика со взыскиваемой суммой, Ответчик вправе представить контррасчет взыскиваемой суммы. В свою очередь Ответчик, выражая свои возражения, не представил в материалы дела ни свои контррасчеты, ни какие-либо иные доказательства в опровержение доводов Истца относительно суммы заявленных требований, то есть предоставленное ему право Ответчик не реализовал.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2020 по делу N А56-84877/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84877/2020
Истец: ООО "РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ЦЕМЕНТТРАНСЛОГИСТИК"