Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-9414/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
20 января 2021 г. |
дело N А40-115247/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.01.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2020 по делу N А40-115247/20
по заявлению Местной религиозной организации Православный приход храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве города Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (ОГРН 1027739613330)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Религиозная организация Русская Православная Церковь (ОГРН 1037700255471)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Чавчанидзе Л.Г. по доверенности от 14.10.2019;
от заинтересованного лица - Атаманов Р.С. по доверенности от 08.12.2020;
от третьего лица - Чавчанидзе Л.Г. по доверенности от 26.06.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2020 признано незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 24.04.2020 N ДГИ-1-32004/20-1 и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность в 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Православного прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве города Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в установленном Законом порядке путем принятия решения о безвозмездной передаче в собственность здания по адресу: Москва, улица Тихвинская, дом 13, стр. 1.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
В качестве третьего лица в деле участвует Религиозная организация Русская Православная Церковь.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26.03.2020 Местная религиозная организация Православный приход храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве города Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в порядке ст. 6 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением от 20.03.2020 N 43 о передаче в собственность заявителя находящегося в собственности г. Москвы объекта недвижимого имущества, а именно: здания дома причта, расположенного по адресу: Москва, улица Тихвинская, дом 13, стр. 1 для использования в соответствии с целями деятельности заявителя, определенными его Уставом.
По результатам рассмотрения заявления, Департаментом принято решение, оформленное письмом N ДГИ-1-32004/20-1 от 24.04.2020 (л.д. 61-62), согласно которого рассмотреть вопрос о передаче в собственность заявителя испрашиваемого здания не представляется возможным.
Заявитель полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи (ч. 3 ст. 5 Закона N 327-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 327-ФЗ установлено, что в течение месяца со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с ч. ч. 4 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных ст. 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа.
При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа.
Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений.
Согласно ст. 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдаче".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что документы, предусмотренные п. п. 1 - 9 перечня, прилагаются к заявлению религиозной организации о передаче в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Закона N 327-ФЗ; копии документов, предусмотренные п. п. 1 и 3 Перечня, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов документов; документы, предусмотренные п. п. 5 - 7 и 9 Перечня, выдаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в 90-дневный срок со дня поступления запроса религиозной организации об их выдаче в связи с необходимостью направления в орган, уполномоченный на принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 327-ФЗ.
В случае если религиозной организацией при подаче заявления не представлены по собственной инициативе документы, указанные в п. п. 1 и 3 (за исключением копий Уставов), п. п. 5, 6, 8, 10 Перечня, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на передачу государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Закона N 327-ФЗ, запрашивает эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами и в распоряжении которых такие документы находятся (п. 3 постановления N 325).
Из материалов дела следует, что религиозная организация обратилась с заявлением о передаче государственного имущества религиозного назначения в собственность с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования. К заявлению религиозной организации представлены документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемое здание на день вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ передано в безвозмездное пользование заявителя на основании постановления Правительства г. Москвы от 11.09.2001 N 826-ПП и договора безвозмездного пользования от 17.12.2001 N 0-60 и перепрофилировано на день вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ для обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в ст. 2 Закона, таких как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний.
В соответствии с п. 1.1. указанного договора безвозмездного пользования от 17.12.2001 N 0-60 здание передано заявителю в бессрочное безвозмездное пользование под "дом причта".
Церковно-причтовые дома предназначены для обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний.
Порядок перепрофилирования здания (изменения целевого назначения здания) законодательством Российской Федерации не установлен (письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.04.2017 N ОГ-Д23-4974).
Документами, доказывающими факт перепрофилирования имущества для религиозных целей на день вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ, являются правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на здание и земельный участок.
При этом моментом перепрофилирования (изменения целевого назначения) имущества следует считать дату заключения с религиозной организацией договора безвозмездного пользования на указанное имущество, для использования и осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных положениями Федерального закона N 327-ФЗ.
Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на спорное здание и земельный участок доказывают факт перепрофилирования спорного здания на день вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ для обеспечения таких видов деятельности заявителя как совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний.
Пунктом 4.2.1. договора безвозмездного пользования спорным зданием Департамент возложил на пользователя (заявителя), а пользователь принял на себя обязанность, использовать спорное здание исключительно по его новому назначению, указанному в п. 1 договора - "под дом причта".
Пунктом 5.1. договора безвозмездного пользования спорным зданием установлено, что спорное здание может быть изъято у пользователя, в том числе в случае нарушений условий эксплуатации.
Земельный участок под спорным зданием предоставлен заявителю в бессрочное (постоянное) пользование для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений церкви (государственный акт N М-01-000161 от 21.06.1993).
До настоящего времени заключенные до даты вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ в 2001 и 1993 годах договор безвозмездного пользования спорным зданием и государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком действуют; условия договора (государственного акта) заявителем соблюдаются; спорное здание и земельный участок используются заявителем исключительно по их целевому назначению, установленному п. 1.1. договора безвозмездного пользования спорным зданием и государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
С учетом изложенного и положений ч. 1 ст. 12 Закона N 327-ФЗ суд пришел к правомерному выводу о соответствии испрашиваемого объекта критериям, установленным п. 1 ст. 12 указанного Закона, а также безвозмездной передаче религиозной организации в собственность.
Департаментом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в порядке ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части требования об обязании принять решение о передаче спорного объекта в собственность заявителя, поскольку в рамках дела N А40-276769/19 рассматривалось аналогичное требование.
Довод Департамента правомерно отклонен судом первой инстанции.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-276769/19 прекращено производство по данному делу в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
В данном случае тождественность споров отсутствует.
В рамках дела N А40-276769/19 заявителем выступало иное лицо - религиозная организация Русская Православная Церковь, выступающая в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования; предметом рассмотрения являлось иное решение Департамента (от 17.07.2019 N ДГИ-1-50518/19-1) об отказе в передаче спорного объекта в собственность Русской Православной Церкви.
Кроме того, прекращение производства в части указанной Департаментом не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя.
В этой связи оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Довод Департамента о пропуске заявителем срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, что является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований, отклоняется, как необоснованный.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2020 по делу N А40-115247/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115247/2020
Истец: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СУЩЕВЕ ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ