Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2021 г. N Ф09-1607/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А71-10051/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
представителя заявителя, Андреевских И.Н. по доверенности от 19.08.2020, предъявлены паспорт, диплом;
с участием в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя заинтересованного лица Гараевой Э.Ф., действующей по доверенности от 13.03.2020 N 02063-02/4, предъявлены паспорт, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кузебаево",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 ноября 2020 года по делу N А71-10051/2020
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кузебаево" (ИНН 1801031330, ОГРН 1051801551845)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ИНН 1835016228, ОГРН 1021801656854)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии от 18.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кузебаево" (далее - заявитель, СПК "Кузебаево",) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее министерство, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат по оплате лизинговых (сублизинговых) платежей за отчетный финансовый год на технику и оборудование, приобретенные по договорам лизинга (сублизига) в размере 761 003 руб. 01 коп., выраженного в письме от 18.08.2020, б/н, и обязании представить субсидию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает, что дата предоставления документов на получение субсидии не включается в срок, в котором не должно быть задолженности по налогам. Полагает, что факт ошибочной подачи справки о налогах на дату ранее установленного срока не говорит о том, что у заявителя была задолженность до дня подачи заявки на получение субсидии по лизингу. Указывает, что отказ министерства является необоснованным, нарушающим права заявителя на получение субсидии по лизингу.
Ответчик с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел", представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде рации.
Из материалов дела следует, что 05.06.2019 между СПК "Кузебаево" (лизингополучатель) и ООО "УралБизнесЛизинг" (лизингодатель) заключен договор финансовой аренды (лизинга) N 05-19/728-л, в соответствии с пунктом 1.1 которого лизингодатель в инвестиционных целях обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество согласно Спецификации (Приложение N1 к настоящему договору, являющееся его неотъемлемой частью), далее именуемое - "имущество" либо "предмет лизинга", у определенного лизингополучателем поставщика, на согласованных с лизингополучателем условиях, и предоставить лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей, а лизингополучатель обязуется возместить расходы лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, иные расходы лизингодателя, связанные с исполнением настоящего договора, и уплатить ему вознаграждение, в том числе за оказание финансового посредничества.
В рамках исполнения пункта 2.2 договора финансовой аренды (лизинга) ООО "УралБизнесЛизинг" (лизингодатель) на основании договора поставки от 05.06.2019 N 441-П/СХТ приобрело у ООО фирмы "Интерпартнер" (поставщик) для представления СПК "Кузебаево" (лизингополучатель) технику, оборудование, а именно косилку самоходную универсальную КСУ-1 "ЯМЗ" в комплектации: шасси самоходные для уборочных машин (энергосредство) ШС-150 с ВОМ с двигателем ЯМЗ, производитель ООО КЗ "Ростсельмаш", год выпуска не ранее 2018 и косилку валковую транспортерную КВТ 7-14 "Draper Fiow 700" производитель ООО "КЗ "Ростсельмаш", год выпуска не ранее 2018.
Приобретенное по договору поставки от 05.06.2019 N 441-П/СХТ оборудование передано ООО "УралБизнесЛизинг" (лизингодатель) СПК "Кузебаево" (лизингополучателю) по актам приема - передачи в лизинг от 19.06.2019 N 1223, N 1224.
В соответствии с Положением о представлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (далее Положение) 06.08.2019 СПК "Кузебаево" обратилось в Министерство с заявкой (регистрационный номер УР0002961) на предоставление субсидии на возмещение части затрат по оплате лизинговых (сублизинговых) платежей за отчетный финансовый год на технику, оборудование, приобретенные по договорам лизинга (сублизинга).
К заявке был приложен соответствующий пакет документов, а именно копии справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов N 80288; договора лизинга (сублизинга), графика лизинговых (сублизинговых) платежей к договору лизинга (сублизинга) от 05.06.2019 N 05-19/728-л; платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании денежных средств со счета заявителя на счет лизингодателя (сублизингодателя) и (или) копий квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих оплату в полном объеме в отчетном финансовом году по договорам лизинга (сублизинга) лизинговых (сублизинговых) платежей от 11.06.2019 N 160, от 12.07.2019 N 212, от 14.08.2019 N 259, от 13.09.2019 N 308, от 14.10.2019 N 364, от 15.11.2019 N 416, от 10.12.2019 N 450; акты приема-передачи техники, оборудования, подтверждающего отгрузку и получение техники, оборудования от 19.06.2019 N N 1223, 1224; паспорта самоходной машины с отметкой о регистрации в соответствующем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) копии паспорта или свидетельства о приемке машин, оборудования серия RU СВ N 347463; акт сверки взаимных расчетов на 1 января текущего года между заявителем и лизингодателем; справка-расчет от 06.08.2020.
Решением от 18.08.2019 Министерство отказало в предоставлении субсидии в связи с несоответствием представленных документов (копий документов) требованиям, предусмотренным пунктами 15, 16, 20, 21.1 Положения, а именно в соответствии с подпунктом 6 пункта 16 Положения представлена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная по состоянию на 30.06.2020, то есть, на дату ранее, чем за 30 календарных дней до даты предоставления заявки.
Считая отказ Министерства, выраженный в письме от от 18.08.2020 в предоставлении субсидии незаконным, СПК "Кузебаево" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности отказа в предоставлении субсидии, поскольку СПК "Кузебаево" факт предоставления полного пакета документов министерству, не подтвердило.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Бюджетного кодекса РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 было принято и утверждено "Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса" (далее Положение).
На основании указанного Положения сельскохозяйственным товаропроизводителям Удмуртской Республики субсидии предоставляются на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли - продажи (поставки) и на возмещение части затрат по оплате лизинговых (сублизинговых) платежей за отчетный финансовый год на технику, оборудование, приобретенные по договорам лизинга (сублизинга). При этом для получения субсидии из бюджета Удмуртской Республики заявитель должен обратиться в министерство с заявкой о предоставлении субсидии и представить документы, перечень которых определен пунктами 15 и 16 Положения.
Так, пунктом 16 Положения предусмотрено, что для получения субсидии по лизингу заявитель представляет в министерство в срок, указанный в информационном сообщении, заявку о предоставлении субсидии в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению с приложением следующих документов (копий документов):
1) копии договора лизинга (сублизинга), графика лизинговых (сублизинговых) платежей к договору лизинга (сублизинга);
2) копий платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании денежных средств со счета заявителя на счет лизингодателя (сублизингодателя) и (или) копий квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих оплату в полном объеме в отчетном финансовом году по договорам лизинга (сублизинга) лизинговых (сублизинговых) платежей;
3) копии акта приема-передачи техники, оборудования, подтверждающего отгрузку и получение техники, оборудования;
4) копии паспорта самоходной машины с отметкой о регистрации в соответствующем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) копии паспорта или свидетельства о приемке машин, оборудования;
5) справки-расчета субсидии по лизингу по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
6) справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления заявки на предоставление субсидии (в случае непредставления заявителем указанного документа Министерство запрашивает ее самостоятельно по состоянию на дату подачи заявки);
7) справки по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;
8) акта сверки взаимных расчетов на 1 января текущего года между заявителем и лизингодателем;
9) копии документа, подтверждающего стоимость приобретения лизингодателем сельскохозяйственной техники (оборудования) для лизингополучателя (в случае отсутствия указанной информации в договоре лизинга (сублизинга).
Копии документов, представляемые в министерство для получения субсидии, должны быть заверены заявителем или подписью уполномоченного представителя заявителя (при условии представления документа, подтверждающего соответствующие полномочия), скреплены печатью заявителя (при ее наличии) либо нотариально удостоверены (пункт 20 Положения).
В соответствии с пунктом 25 Положения по результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (копий документов) Министерство принимает решение о предоставлении субсидии или отказе в предоставлении субсидии. Решение о предоставлении субсидии оформляется приказом Министерства. Информация о принятом решении о предоставлении заявителю субсидии размещается на официальном сайте Министерства в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии с указанием регистрационного номера и даты регистрации заявки.
В случае отказа в предоставлении субсидии Министерство в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет заявителю письмо с указанием мотивированного обоснования причин отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии содержится в пункте 26 Положения, одним из которых является в случае несоответствия представленных документов (копий документов) требованиям, указанным в пунктах 15, 16, 20, 21.1 настоящего Положения, министерство принимает решение об отказе в предоставлении субсидии (подпункт 4 пункта 26 Положения).
Как следует из материалов дела, 06.08.2020 СПК "Кузебаево" обратилось в министерство с заявкой на предоставление субсидии на возмещение части затрат по оплате лизинговых платежей за отчетный финансовый год на технику, оборудование, приобретенные по договорам лизинга (сублизинга), а именно - косилку самоходную универсальную КСУ-1, приобретенную по договору лизинга N 05-19/728-л от 05.06.2019. Заявка была зарегистрирована в журнале электронного документооборота под N УР 0002961 от 06.08.2020.
Во исполнение требования подпункта 4 пункта 5, подпункта 6 пункта 16 Положения СПК "Кузебаево" представило справку N 80288 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по состоянию на 30.06.2020, согласно которой, задолженность у заявителя отсутствовала.
Однако, с учетом вышеуказанных требований крайняя дата, по состоянию на которую заявитель должен был представить справку - 07.07.2020 (из расчета дата заявки 06.08.2020 минус 30 календарных дней). Такая справка представлена заявителем не была.
В соответствии с положениями п.п.6 пункта 16 названного Положения в случае непредставления заявителем указанного документа министерство запрашивает ее самостоятельно по состоянию на дату подачи заявки
Из ответа ФНС России от 07.08.2020 на межведомственный запрос министерства о предоставлении сведений о наличии/отсутствии задолженности СПК "Кузебаево" по уплате обязательных платежей по состоянию на дату подачи заявки 06.08.2020, следует, что у СПК "Кузебаево" по состоянию на 06.08.2020 имеется задолженность по уплате обязательных платежей, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии на основании подпункта 4 пункта 26 Положения. Факт наличия задолженности на дату подачи заявки СПК "Кузебаево" не оспаривается. Иного суду апелляционной инстанции не представлено.
При этом. заявитель по делу, не оспаривая то обстоятельство, что справка им была представлена с нарушением требований, предусмотренных пп.6 п.16 названного положения, тем не менее, указывает, что факт ошибочной подачи справки о налогах на дату 30.06.2020 вместо 07.07.2020 года не говорит о том, что у заявителя была задолженность до дня подачи заявки на получение субсидии по лизингу, иного Министерством в рамках проверки документов не доказано.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев данные доводы заявителя, отклоняет их как несоответствующие положениям пп.4 пункта 5 Положения, которым предусмотрено, что субсидия предоставляется заявителям, у которых отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления документов на предоставление субсидии, что должно подтверждаться соответствующей справкой об исполнении обязанности по уплате указанных сумм Следовательно, обязанность по доказыванию факта отсутствия задолженности за тридцать дней до подачи заявки на получение субсидии лежит на лице, желающем получить соответствующую субсидию.
Доводы заявителя жалобы о том, что дата предоставления документов на получение субсидии не включается в срок, в котором не должно быть задолженности по налогам судом апелляционной инстанции также рассмотрен и отклоняется, как противоречащий нормам п.п.6 пункта 16 названного Положения, где указано, что в случае непредставления заявителем указанного документа министерство запрашивает ее самостоятельно по состоянию на дату подачи заявки.
Иное толкование требований Положения об исчислении сроков предоставления документов судом апелляционной жалобы признаются несостоятельными.
Поскольку заявителем к заявке была приложена справка N 80288 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, выданная по состоянию на 30.06.2020, то есть на дату ранее, чем за 30 календарных дней до даты предоставления заявки, на дату подачи заявки имеется у заявителя задолженность по налогу, факт наличия которой не оспорен заявителем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что требования подпункта 4 пункта 5, подпункта 7 пункта 15, подпункта 6 пункта 16 Положения заявителем нарушены, условия предоставления субсидии, предусмотренные указанным Положением, СПК "Кузебаево" не соблюдены.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что СПК "Кузебаево" факт предоставления полного пакета документов не подтвержден, следовательно, правовых оснований для признания решения министерства от 18.08.2020 об отказе в предоставлении субсидии не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Также суд первой инстанции, со ссылкой на Закон Удмуртской Республики от 20.12.2019 N 73-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Закон Удмуртской Республики от 30.09.2020 N 53-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", верно указал, что в случае предоставления СПК "Кузебаево" субсидии в заявленном размере, заявитель окажется в преимущественном положении перед другими товаропроизводителями.
Довод о невозможности выполнить перерасчет суммы требований не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции, поскольку заявителем в суде первой инстанции до подачи апелляционной жалобы не заявлялся.
Согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2020 года по делу N А71-10051/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2020 года по делу N А71-10051/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кузебаево" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10051/2020
Истец: Сельскохозяйственный "Кузебаево"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики