Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2021 г. N Ф03-1832/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
20 января 2021 г. |
А73-7119/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АВК - Транс": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представителя Мамугиной Т.А. по доверенности от 02.09.2020 N ДВОСТНЮ-122Д (сроком по 19.08.2023);
от акционерного общества "ВРК-3": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 23.10.2020
по делу N А73-7119/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "АВК - Транс" (ОГРН: 1107746055592; ИНН: 7708712551)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727, 107174)
третье лицо: акционерное общество "ВРК-3"
о взыскании 1156867,30 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВК-Транс" (далее - истец, ООО "АВК-Транс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 1156867, 30 руб. недоимки по железнодорожным транспортными накладным N N ЭУ382475, ЭХ400546, ЭХ397925, ЭУ805653, ЭУ807527, ЭУ806221, ЭУ807708, ЭУ806496, ЭФ014319, ЭФ023497, ЭФ068194, ЭФ398555, ЭФ332221, ЭТ843053, ЭТ842149, ЭТ843300, ЭТ842619,ЭФ451357.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ВРК-3".
Решением суда от 23.10.2020 заявленные исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы: пени за просрочку доставки груза 889445,30 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 18890 руб.; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить: отказать в удовлетворении исковых требований в сумме 36217,30 руб., снизить размер взысканной с ответчика пени за просрочку доставки груза.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд, признавая требования истца обоснованными по жд накладной N ЭУ806496, мотивов по которым отклонил возражения ответчика о наличии оснований для продления по ним срока доставки груза, не привел, что свидетельствует о нарушение судом норм процессуального права; по накладной N ЭУ806496 к перевозке принят полувагон N 52351400, до станции назначения Беркакит ДВОСТ ж. д.; в пути следования вагон был задержан на станции Базаиха Красноярской ж. д. по причине исправления технической неисправности возникшей не по вине перевозчика; выявленные и устраненные в ходе текущего ремонта неисправности вагона относятся к отказам по эксплуатационным причинам, вызваны естественным износом деталей и узлов вагона в процессе эксплуатации, то есть возникли по не зависящим от перевозчика причинам, что исключает его ответственность; ОАО "РЖД" не отвечает за техническое состояние вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", и не может нести ответственности в виде пени за просрочку доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей; ответственным за исправное технической состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающие, а не перевозчик; отцепка вагонов в пути следования для проведения текущего ремонта не означает наличие вины перевозчика в технической неисправности отцепленных в ремонт вагонов; кроме того, вагон N 52351400 был задержан на станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги по причине исправления коммерческой неисправности возникшей не по вине перевозчика; коммерческая неисправность устранена: добавлено дополнительно 4 шт. щита, щиты расклинены, груз (коробки- стеновые панели пенопласта не нарушены); судом приняты доводы ответчика об увеличение срока доставки груза в связи с прохождением вагонов через станции Московского железнодорожного узла за исключением железнодорожной транспортной накладной N ЭУ806496; суд не применил положения ст.333 ГК РФ при наличии оснований для уменьшения неустойки ввиду ее несоразмерности последствиям нарушенных обязательств.
Представители истца, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции изменить, вместе с тем, затруднилась дать пояснения по сумме, по которой суду предложено отказать в удовлетворении требований, сослалась лишь на расчет пени за просрочку доставки груза, представленный ответчиком в материалы дела (л. д. 42 том 1).
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, истцом как грузоотправителем в октябре - декабре 2019 года был направлен груз по ж. д. накладным N N ЭУ382475, ЭХ400546, ЭХ397925, ЭУ805653, ЭУ807527, ЭУ806221, ЭУ807708, ЭУ806496, ЭФ014319, ЭФ023497, ЭФ068194, ЭФ398555, ЭФ332221, ЭТ843053, ЭТ842149, ЭТ843300, ЭТ842619,ЭФ451357, который прибыл на станцию назначения и выдан грузополучателю с просрочкой доставки от 1 до 23 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов истец предъявил ответчику претензию от 10.03.2020 за исх. N 3 об оплате пени на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее- УЖТ, Устав), оставленную последним без удовлетворения, что послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила, Правила N 245).
Основания увеличения сроков доставки грузов установлены пунктом 6 Правил, при этом, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом; в графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ____ для _____ (указывается причина задержки); срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы N __от__". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Статьей 97 УЖТ РФ предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Между тем, суд правильно установил, что ответчик не представил доказательств законных оснований для задержки груза в части просрочки доставки груза по всем накладным, и поскольку груз доставлен с просрочкой и перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила связывают увеличение сроков доставки груза, принимая во внимание, в том числе расчет истца пеней за просрочку доставки груза (л. д. 5, 10 том 1) и расчет пени за просрочку доставки груза, представленный ответчиком в материалы дела (л. д. 42 том 1), требования истца о взыскании неустойки в размере 889445,30 руб. обоснованно признаны правомерными судом первой инстанции.
В остальной части заявленных истцом требований судом правильно отказано исходя из представленных ответчиком доказательств о следовании вагонов через Московский железнодорожный узел.
По пункту 5.9 Правил N 245, сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на: одни сутки - при отправлении грузов, порожних вагонов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов, прибытии грузов, порожних вагонов на железнодорожные станции этих узлов, при следовании грузов, порожних вагонов транзитом через эти узлы, а также при перевозке порожних вагонов назначением на железнодорожные станции Кузбасского региона (железнодорожного узла).
Данные обстоятельства привели к увеличению срока доставки груза и подтверждены представленными в материалы дела натурными листами, актами общей формы выпиской из книги предъявления вагонов, формами ВУ-23-М ЭТД, дефектными ведомостями, маршрутными листами.
Доводы ответчика о наличии оснований для продления доставки груза по накладной N ЭУ806496 подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 6.3 Правил N 245, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
По пункту 7 Правил N 245, о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45, и делает отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 39.
В указанной накладной указанной имеется отметка о составлении акта общей формы.
В силу положений статьи 97 УЖТ РФ, бремя доказывания отсутствия вины перевозчика, и соответственно, вины грузополучателя, ложится в данном случае на перевозчика.
То есть, сам по себе факт технической неисправности вагонов, не влечет увеличение срока доставки груза в силу пункта 6.3 Правил N 245.
Согласно статье 20 УЖТ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
В п. 6 Приложения N 5 к Правилам, утвержденным Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 указано, что допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Допуск железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт, осуществляется в случае, если в технический паспорт (формуляр) внесены соответствующие сведения.
Для решения вопроса о допуске на железнодорожные пути общего пользования владелец инфраструктуры осуществляет осмотр железнодорожного подвижного состава, в ходе которого проводятся: идентификация железнодорожного подвижного состава по техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в техническом паспорте (формуляре); сверка идентификационных номеров составных частей, определенных данными информационных систем учета железнодорожного подвижного состава; проверка наличия документов об обязательном подтверждении соответствия вновь изготовленного, модернизированного железнодорожного подвижного состава.
По результатам осмотра оформляется акт допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта (далее - Акт) в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к Технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
При выявлении несоответствия(ий) установленным требованиям владелец инфраструктуры не допускает железнодорожный подвижной состав к эксплуатации с указанием в Акте причин(ы) отказа.
Как следует из материалов дела, вагоны были приняты к перевозке без возражений со стороны перевозчика, и следовали без отцепки значительное количество времени.
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30, в соответствии со статьей 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретного груза вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением несъемных); техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров определяет перевозчик.
Погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры, не освобождает последнего от ответственности за несохранность груза.
Поэтому в случае, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность несет перевозчик, который может быть освобожден от ответственности только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
При установленных обстоятельствах, верен вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК, не представлено доказательств тому, что технические неисправности возникли не по вине перевозчика.
Ответчиком заявлено о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), то есть определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положениям статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как следует из Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки возможных убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
В силу пункта 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
При рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами; поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 " 81).
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом рассматриваемом случае оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки, однако доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в материалы дела не представил.
Поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, то наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
Указанные выводы не противоречат правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.201 N 81.
Осуществляя профессиональную экономическую деятельность в области перевозки грузов железнодорожным транспортом, ответчик был осведомлен о размере неустойки, предусмотренной статьей 97 УЖТ РФ за нарушение сроков доставки грузов, в связи с чем, при должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении принятых на себя обязательств мог избежать для себя негативных последствий в виде взыскания неустойки в заявленном в иске размере.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, а также отсутствие доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ в спорном случае.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, и оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 октября 2020 года по делу N А73-7119/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7119/2020
Истец: ООО "АВК-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РЖД" Дальневосточный ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" Дальневосточный ТЦФТО
Третье лицо: АО "ВРК-3"