г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А41-39734/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ресурс" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-39734/20, по иску общества с ограниченной ответственностью "Сумма технологий" к акционерному обществу "Ресурс" об обязании,
при участии в заседании:
от ООО "Сумма технологий" - Акишин А.В. по доверенности от 11.01.2021,
от АО "Ресурс" - Абрамов Е.В. по доверенности от 01.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сумма технологий" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу "Ресурс" (ответчик) об обязании произвести корректировку начислений по договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 61/2019 от 01.08.2019 по показателю "Тепловая энергия на подогрев" за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 в размере 637 712, 37 руб. и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-39734/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком заключен Договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 61/2019 от 01.08.2019, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется поставлять Потребителю тепловую энергию и горячую воду через присоединенные тепловые сети Энергоснабжающей организации, а Потребитель обязуется принимать тепловую энергию и оплачивать, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1 договора).
В период с 01.04.2020 по 30.04.2020 ответчик оказал истцу услуги по теплоснабжению и поставке горячей воды в соответствии с договором N 61/2019 от 01.08.2019.
За период с 01.04.2020 по 30.04.2020 ответчику было начислено за предоставленные услуги 4 157 805,62 руб., в том числе за компонент "Тепловая энергия на подогрев" 1 142 146,32 руб., что подтверждается первичными бухгалтерскими документами.
Согласно правовой позиции истца, стоимость услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с 01.04.2020 по 30.04.2020, рассчитанная в соответствии с требованиями п. 38 и 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то есть с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев для целей предоставления услуги горячего водоснабжения, не могла превышать 3 520 093, 25 руб.
Как указывает истец, за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 АО "Ресурс" было излишне начислено 637 712,37 руб., в связи с чем истец полагает, что ответчик обязан произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев" за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 на сумму в размере 637 712, 37 руб.
Оплата услуг за указанный период произведена ответчиком не в полном объеме
Поскольку урегулирование спора в претензионном порядке положительного результата не принесло, ООО "Сумма технологий" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Отношения по подаче в многоквартирный дом через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду, с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение по формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты, согласно которым суды приходили к выводу о правомерности расчетов ответчика, несостоятельна, поскольку приведенные судебные акты не свидетельствует о сложившейся правоприменительной практике и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по данному делу.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", управляющие организации не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020 (в редакции после 05.01.2018).
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" установлено, что до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (нормативы 8 на подогрев воды, нормативы тепловой энергии на приготовление горячей воды, нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды (пункт 2.3).
В соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22 декабря 2010 г. N 4/15 "Об установлении с 1 января 2011 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды для целей горячего водоснабжения при наличии приборов учета составляет 0,0495 Гкал.
Как верно установлено судом первой инстанции, и сторонами спора не оспаривалось, на территории Московской области иного норматива в спорный период установлено не было.
Поскольку иного норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды после 22 декабря 2010 в муниципальном образовании городского поселения Одинцово Московской области установлено не было, и сторонами не предусмотрен какой-либо сопоставимый объем тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды с его нормативным обоснованием, подлежит применению ранее установленный норматив, а именно 0,0495 Гкал на подогрев 1 куб. 1-м.
В нарушение положений действующего законодательства и указанных Правил при определении размера платы за горячую воду ответчик не использовал формулу 23 из п. 26 Приложения 2 Правил N 354, предусматривающую определение размера платы за 2-ю компоненту горячей воды исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период, рассчитываемой как произведение объема потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.01.2021 по делу N А41-29862/20. Также данная правовая позиция поддержана Арбитражным судом Московского округа при рассмотрении дела N А41-29782/20.
Таким образом, учитывая установленную законодательством обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчет размера платы за горячую воду с использованием вышеприведенной формулы 23 из п.26 Приложения 2 Правил N 354, а также в условиях установленного судом факта нарушения указанных положений ответчиком при выставлении счетов за поставленный ресурс, правомерен вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части обязания АО "Ресурс" произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев", за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 на сумму 637 712, 37 руб.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-39734/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39734/2020
Истец: ООО "СУММА ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: АО "РЕСУРС"