Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-12522/21 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-82218/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 г. по делу N А40-82218/20
по заявлению ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
о признании недействительным п.1 предписания,
в присутствии:
от заявителя: |
Абрамова Е.Ю. по дов. от 09.11.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО энергетики и электрификации "МОСЭНЕРГО" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве (ответчик, административный орган) о признании недействительным п. 1 предписания N 02-03-00009 от 14.02.2020.
Решением от 30.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ответчик на основании распоряжения от 16.01.2020 N 02-03-00009 в период с 20.01.2020 по 14.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением ранее выданного предписания от 20.18.2018 N 01-03-00094 в отношении филиалов ПАО "Мосэнерго", расположенных на территории г. Москвы.
По итогам проверки ПАО "Мосэнерго" было, выдано предписание от 14.02.2020 N 02-03-00009 (Предписание).
Согласно п.1 Предписания ПАО "Мосэнерго" в срок до 15.10.2021 предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для следующих филиалов и их структурных подразделений:
ТЭЦ-8 по адресу: г.Москва, пр. Остаповский д.1;
ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) - по адресу: г.Москва, шоссе Энтузиастов, д.32;
ТЭЦ-23 - по адресу: г.Москва, ул. Монтажная д.'Л;
КТС-11/11 А- по адресу: г.Москва, ул. Заречная, д.4 стр.1, (далее ТЭЦ-8, ТЭЦ-11, ТЭЦ-23, КТС-11/11А).
Не согласившись с п. 1 оспариваемого предписания, заявитель обратился в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с ч.2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданами и юридическим лицам, предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч., путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Специальная территория санитарно-защитной зоны с особым режимом использования, обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Не установление заявителем санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей.
Основные правила, определяющие порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон установлены санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п 2. Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с п. 14 ст. 26, Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Согласно п. 13 ст. 26 Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных,.расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Пунктом 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия т атмосферный воздух (шум. вибрация. ЭМП и др.): установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Таким образом, ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные и окончательная это разные виды санитарно-защитной зоны.
Предписанием обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны, а не ориентировочные либо расчетные (предварительные).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку общества на положения п. 13 ст. 26 Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, постановлением Мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 заявитель за невыполнение предписания привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 28.05.2020 постановление мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 изменено в части.
В вышеуказанных судебных решениях указано, что факт совершения административного правонарушения (не установлены окончательные размеры санитарно-защитной зоны для структурных подразделений ПАО "Мосэнерго") подтверждается материалами административного дела.
При этом, заявитель при привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ не приводил доводы о незаконности п.1 предписания, доказательства обратного в материалах дела нет.
Заявитель еще до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" должен был соблюдать установленные требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Вместе с тем, общество не исполняет свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, нарушая требования законодательства, в пределах санитарно-защитной зоны построены помещения, предназначенные для проживания людей, в адрес Управления поступают жалобы на работу ТЭЦ.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого пункта предписания административным органом, осуществляющим государственный надзор (контроль), соблюдены, порядок его вынесения не нарушен.
Таким образом, п. 1 оспариваемого предписания выдано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия Управления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений градостроительного законодательства Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Таким образом, оспариваемый пункт предписания является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 г. по делу N А40-82218/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82218/2020
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ