город Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-82218/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Абрамова Е.Ю., доверенность от 08.04.2021;
от заинтересованного лица: Шуваева А.А., доверенность от 02.10.2020;
рассмотрев 19 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ПАО "Мосэнерго"
на решение от 30 сентября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 января 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-82218/20
по заявлению ПАО "Мосэнерго"
об оспаривании предписания
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве (далее - Управление) о признании недействительным пункта 1 предписания от 14.02.2020 N 02-03-00009.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Мосэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы в части отмены судебных актов и удовлетворения заявления ПАО "Мосэнерго" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-8 по адресу: г. Москва, проезд Остаповский, д. 1; ТЭЦ-23 по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, д. 1/4.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении заявления ПАО "Мосэнерго" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1, а заявленные ПАО "Мосэнерго" требования подлежащими удовлетворению в указанной части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Управлением на основании распоряжения от 16.01.2020 N 02-03-00009 в период с 20.01.2020 по 14.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением ранее выданного предписания от 20.12.2018 N 01-03-00094 в отношении филиалов общества, расположенных на территории г. Москвы.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 14.02.2020 N 02-03-00009 (далее - предписание).
Согласно пункту 1 предписания обществу в срок до 15.10.2021 предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для следующих филиалов и их структурных подразделений:
ТЭЦ-8 по адресу: г. Москва, проезд Остаповский, д. 1;
ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32;
ТЭЦ-23 по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, д. 1/4;
КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1.
Не согласившись с пунктом 1 оспариваемого предписания, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданами и юридическим лицам, предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе, путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (статья 12 Федерального закона N 52-ФЗ).
Специальная территория санитарно-защитной зоны с особым режимом использования, обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу статьи 8 Федерального закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Не установление заявителем санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей.
Основные правила, определяющие порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон установлены санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Постановление N 222), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум. вибрация. ЭМП и другое): установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные и окончательная - это разные виды санитарно-защитной зоны, а предписанием обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны, а не ориентировочные либо расчетные (предварительные).
Суды отклонили ссылку общества на положения части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 общество за невыполнение предписания привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 28.05.2020 постановление мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 изменено в части, исключено указание на невыполнение обществом предписания от 20.12.2018 N 01-03-00094 в части требования установить размеры санитарно-защитной зоны объекта ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32, и объекта КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1.
Суды отметили, что в данных судебных актах установлено, что факт совершения административного правонарушения (не установлены окончательные размеры санитарно-защитной зоны для структурных подразделений общества) подтверждается материалами административного дела.
При этом суды указали, что общество при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ не приводило доводы о незаконности пункта 1 предписания, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Суды заключили, что общество еще до вступления в законную силу Постановления N 222, Федерального закона 342-ФЗ должно было соблюдать установленные требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Вместе с тем, суды установили, что общество не исполняет свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, нарушая требования законодательства, в пределах санитарно-защитной зоны построены помещения, предназначенные для проживания людей, в адрес Управления поступают жалобы на работу ТЭЦ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого пункта предписания Управлением, осуществляющим государственный надзор (контроль), соблюдены, порядок его вынесения не нарушен, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что пункт 1 оспариваемого предписания является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Никулинского районного суда г. Москвы от 28.05.2020 постановление мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 изменено в части, исключено указание на невыполнение обществом предписания от 20.12.2018 N 01-03-00094 в части требования установить размеры санитарно-защитной зоны объекта ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32, и объекта КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4 стр. 1.
Кроме того, согласно представленному Управлением дополнению к отзыву на кассационную жалобу, в отношении объекта ТЭЦ-8 по адресу: г. Москва, проезд Остаповский, д. 1, санитарно-защитная зона установлена 13.11.2020, то есть после выдачи предписания, в отношении объекта ТЭЦ-23 по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, д. 1/4, до настоящего времени не установлена окончательная санитарно-защитная зона, в данной части представитель Управления поддержал решение и постановление судов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления подтвердил, что требования установить размеры санитарно-защитной зоны объекта ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32, и объекта КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1, исключены из предписания Управления решением Никулинского районного суда г. Москвы от 28.05.2020.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что заявление общества в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1, подлежит удовлетворению.
В остальной части решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, поскольку суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом не установлены окончательные размеры санитарно-защитной зоны для структурных подразделений общества в отношении объектов: ТЭЦ-8 по адресу: г. Москва, проезд Остаповский, д. 1, и ТЭЦ-23 по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, д. 1/4, на момент выдачи предписания.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене в указанной части, как принятые при неправильном применении норм права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в части отказа в удовлетворении заявления ПАО "Мосэнерго" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года по делу N А40-82218/20 отменить в части отказа в удовлетворении заявления ПАО "Мосэнерго" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1.
Заявление ПАО "Мосэнерго" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1, удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 14.02.2020 N 02-03-00009 в отношении объектов ТЭЦ-11 (мазутное хозяйство) по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32; КТС-11 по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 4, стр. 1.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отклонили ссылку общества на положения части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением мирового судьи судебного участка N 188 от 16.03.2020 общество за невыполнение предписания привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
...
Суды отметили, что в данных судебных актах установлено, что факт совершения административного правонарушения (не установлены окончательные размеры санитарно-защитной зоны для структурных подразделений общества) подтверждается материалами административного дела.
При этом суды указали, что общество при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ не приводило доводы о незаконности пункта 1 предписания, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-12522/21 по делу N А40-82218/2020