Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф05-8550/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-339539/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2020 по делу N А40-339539/19 (146-2628)
по заявлению ИП Алиевой Мехрибан Али Кызы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы"
о признании недействительным приостановления, о признании права собственности и обязании,
при участии:
от заявителя: |
Мордясова Л.Н. по дов. от 16.12.2020; |
от ответчика: |
Власов Д.Е. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алиева Мехрибан Али Кызы (далее также - заявитель, ИП Алиева М.А.К.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 17.07.2020 об отказе государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, корпус 1651, документы на которые были представлены с заявлениями от 07.10.2019 вх.N N 77-0-1-71/3140/2019-405, 77/009/271/2019-1779, 77-0-1-71/3140/2019-406, 77/009/271/2019-1780, и об обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Алиевой М.А.К. путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на созданные объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, корпус 1651: 2 зависимых машино-места N 21/22, нежилой полезной площадью 18,0 кв.м., расположенное на цокольном этаже Делового центра; 2 зависимых машино-места N 23/24, нежилой полезной площадью 18,0 кв.м., расположенное на цокольном этаже Делового центра.
Решением суда от 16.09.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Алиева М.А.К. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, корпус 1651 (далее также - объекты недвижимости).
Уведомлениями от 21.10.2019 рассмотрение заявлений об осуществлении регистрационных действий по государственной регистрации права собственности в отношении спорных объектов недвижимости было приостановлено Управлением ввиду того, что в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации договоров долевого участия в долевом строительстве, представленных в качестве документа-основания, а также в связи с несоответствием технического плана требованиям действующего законодательства.
18.11.2019 заявителем в Управление были поданы дополнительные документы с изменениями в техническом плане согласно замечаниям, послужившим основанием для приостановления, однако по результатам проверки дополнительно представленных документов Управление в снятии приостановления отказало.
В связи с указанными обстоятельствами ИП Алиева М.А.К. обратилась в апелляционную комиссию при Управлении Росреесра по Москве с заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по итогам рассмотрения которого было принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
26.06.2020 ИП Алиева М.А.К. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением, представив дополнительные документы с изменениями в техническом плане в соответствии с замечаниями, послужившими основанием для приостановления.
По результатам проверки данных документов Управление отказало в снятии приостановления.
10.07.2020 заявитель обратился в Управление с дополнительными заявлениями.
Уведомлениями от 17.07.2020 Управление Росреесра по Москве отказало заявителю в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Алиевой М.А.К. в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ИП Алиевой М.А.К. требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4).
Из материалов дела усматривается, что заключенный между НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы" (Заказчик-застройщик) и ИП Алиева М.А.К. договор долевого участия N 84 от 22.07.2015 в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Москве зарегистрирован не был.
Вместе с тем согласно постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 N 09АП-19926/2018 по делу N А40-130679/17 суд апелляционной инстанции постановил произвести государственную регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН) договоров участия в долевом строительстве N N 46 от 21.04.2014, 61 от 16.01.2015, 73 от 30.03.2015, 78 от 07.05.2015, 83 от 22.07.2015, 84 от 22.07.2015.
Согласно п.2 ст.165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
При этом, как указывает заявитель, в настоящее время зарегистрировать договор участия в долевом строительстве не представляется возможным в связи со следующим.
В соответствии с п.131 Порядка ведения ЕГРН, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 N 943, запись о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве вносится в раздел ЕГРН, открытый на земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимого имущества.
На основании п.1 ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.
В записи о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, а также в записи об ограничении земельного участка (права аренды, субаренды земельного участка) подлежат внесению сведения о залоге в объеме, установленном п.п.132, 134 Порядка ведения ЕГРН.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства, государственная регистрация договора участия в долевом строительстве возможна только при наличии в ЕГРН актуальной записи о правах застройщика на земельный участок.
14.07.2017 в ЕГРН внесена запись peг. N 77:10:0006004:1000-77/022/2017-13 о расторжении договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 02.04.2010 N И-10-000020 на основании дополнительного соглашения от 12.05.2017.
При таких обстоятельствах записи об актуальных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0006004:1000 в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем отсутствует возможность внести запись о вышеуказанном договоре.
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время заключен договор аренды земельного участка с арендодателем, Департаментом городского имущества города Москвы, с множественностью лиц на стороне арендатора предоставляемого правообладателям зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке за N М-10-053737 от 21.02.2018, кадастровый номер 77:10:0006004:1000.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении о том, что правовая экспертиза документов не была проведена государственными регистраторами надлежащим образом.
Разъяснений относительно того, какие действия заявитель должен совершить для устранения причин, послуживших основанием для приостановления, в уведомлениях о приостановлении не содержится.
В настоящем случае устранить данную причину приостановления (в срок до 21.01.2020) обоснованно не представляется возможным.
Кроме того, как обоснованно отметил суд в своем решении, поскольку заявитель полностью выполнил обязательства по условиям договора о долевом участии в инвестировании, то, согласно условиям, у него возникло право собственности на вновь созданный объект.
23.07.2015 Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано разрешение N 77-143000-006650-2015 г. на ввод объекта Деловой центр в эксплуатацию.
В собственность инвесторов-участников долевого строительства Правительством Москвы переданы нежилые помещения в соответствии с актом реализации инвестиционного проекта от 07.12.2016 согласно инвестиционному контракту от 13.01.2010.
Помещения поставлены на кадастровый учет в Филиале ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Лиц, оспаривающих права ИП Алиевой М.А.К. на созданные объекты недвижимости по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, корпус 1651, не имеется.
Согласно ч.2 ст.223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что заявителем с дополнительными заявлениями в Управление были представлены диск с техническим планом нежилых помещений, оригиналы договора N 84 от 22.07.2015, акта приема-передачи от 24.07.2015 и акта закрытия договора от 24.07.2015.
Между тем оспариваемыми уведомлениями об отказе заявителю сообщено, что по итогам рассмотрения представленных заявлений в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на недвижимое имущество отказано, однако о причинах отказа в их рассмотрении в оспариваемых решениях не сообщено.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении спорных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений, которые противоречат требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочия собственника, которые приобретаются с момента государственной регистрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных ИП Алиевой М.А.К. требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2020 по делу N А40-339539/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-339539/2019
Истец: Алиева Мехрибан Али кызы
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: НП "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8550/2021
20.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61605/20
16.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-339539/19
10.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-339539/19