г. Киров |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А28-15407/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кормщиковой Н.А.,
судей Хорошевой Е.Н., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике"
на определение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2020 по делу N А28-15407/2015
по заявлению Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (ИНН 1808700559, ОГРН 1021800642885)
о процессуальном правопреемстве по требованию, включенному в реестр требований кредиторов Федерального государственного унитарного предприятия "Сельскохозяйственное предприятие "Нива" Федеральной службы исполнения наказаний" (ИНН 4306002073, ОГРН 1034310502093) на правопреемника Федеральную налоговую службу России в лице Управления ФНС России по Кировской области,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Сельскохозяйственное предприятие "Нива" Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Предприятие, должник) Федеральное казенное учреждение "Колония - поселение N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (далее - ФКУ КП-11 УФСИН, Учреждение, кредитор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене в порядке процессуального правопреемства в реестре требований кредиторов должника Предприятия на Федеральную налоговую службу в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Кировской области (далее - Управление, налоговый, уполномоченный орган).
Определением Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2020 заявление Учреждения удовлетворено частично. Произведена замена кредитора Учреждения на уполномоченный орган в деле о банкротстве Предприятия N А28-15407/2015-189 по определению суда от 19.07.2017 на сумму 58 658 рублей 82 копеек. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Учреждение (далее также заявитель жалобы) с принятым определением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2020 по делу N А28-15407/2015 и заменить кредитора на Управление на сумму 70 795,32 руб.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении вышеуказанного определения по делу N А28-15407/2015-189 заявителю не предоставили возможности юридической защиты законных интересов и прав. 01.06.2020 в Арбитражный суд Кировской области поступило ходатайство о замене стороны в деле о замене кредитора с Управлению ФНС России по Удмуртской Республике на Федеральную налоговую службу России, в лице Управлению ФНС России по Кировской области. Пояснения, мнения, возражения от Управления в адрес Учреждения не поступали, что подтверждает отсутствие возможности у заявителя дать свои пояснения на отзыв. Более того, согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Правовая основа деятельности ФКУ КП-11 УФСИН определена Законом от 21.07.1993 N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которого предусмотрена, в том числе, обязанность учреждений, исполняющих наказание, привлекать осужденных к труду. ФКУ КП-П УФСИН осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 08.02.2011 N68 (далее по тексту - Устав). При этом самостоятельная производственная деятельность в уголовно-исполнительной системе в отличие от производственной деятельности других социальных систем имеет особую правовую природу. Привлечение осужденных к оплачиваемому труду признается законодательством исполнением казенными учреждениями государственной функции по исправлению осужденных, в связи с чем, полученные от такой деятельности доходы и понесенные при этом расходы подлежат признанию доходами и расходами от исполнения государственной функции. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 214 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых Учреждением в органах Федерального казначейства. В 2015 году ФКУ КП-11 УФСИН осуществляло для ФГУП СП "Нива" ФСИН России согласно взятым договорным обязательствам услуги по подбору и предоставлению рабочей силы из числа осужденных, отбывающих наказание в ФКУ КП-11 УФСИН для привлечения осужденных к оплачиваемому труду в помещениях ФГУП. У ФГУП СП "Нива" ФСИН России перед ФКУ КП-11 УФСИН образовалась дебиторская задолженность по договорным обязательствам за услуги по предоставлению рабочей силы на сумму 12136,50 руб. по договору N47/2015 от 18.05.2015). При заключении договорных отношений с ФГУП СП "Нива" ФСИН России в реквизитах банковских ФКУ КП-11 УФСИН были указаны расчетные и лицевые счета ФКУ КП-11 УФСИН, открытые в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике. При поступлении денежных средств по договору за услуги по предоставлению рабочей силы от ФГУП СП "Нива" ФСИН России данные денежные средства зачислялись на лицевой счет ФКУ КП-11 УФСИН, открытый в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике для дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета.
Уполномоченный орган представил возражения на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Учреждение направило в материалы ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие кредитора.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся документам.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кировской области от 06.04.2017 ФГУП "СП "Нива" ФСИН России признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 19.07.2017 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включено требование Учреждения в сумме 70 795 рублей 32 копейки долга, на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.07.2016 по делу N А71-5475/2016 и от 07.09.2016 N 5476/2016, договора о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 18.05.2015 N47/15 и от 01.01.2014 N4/2014, а также соглашению о возмещении расходов от 29.06.2015 N 1/15.
Полагая, что вышеуказанное требование имеет характер обязательного платежа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене в реестре требований кредиторов должника Предприятия на налоговую службу, указав правовым основанием пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - Постановление от 29.05.2004 N 257).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению в части замены кредитора на сумму 58 658,82 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла данной нормы закона следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством. Для этого необходимо подтвердить выбытие истца в том правоотношении, в котором он является стороной по делу, и передачу им соответствующих прав его правопреемнику в случаях, предусмотренных данной нормой закона.
Под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона о банкротстве понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 29.05.2004 N 257 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Указанные нормы направлены на объединение требований по обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Изложенные положения обеспечивают проведение единой политики Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Однако оснований считать, что требования Учреждения, включенные в реестр требований кредиторов должника в сумме 12 136,50 руб. являлись требованиями об уплате обязательных платежей либо требованиями Российской Федерации по денежным обязательствам, апелляционный суд не усматривает.
Правовая основа деятельности Учреждения определена Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", согласно пункту 3 статьи 13 данного Закона предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в пункте 1.1 устава Учреждения установлено, что ФКУ КП-11 УФСИН является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.6 устава).
Согласно пункту 1.10 устава Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 19.07.2017 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включено требование Учреждения в сумме 70 795,32 руб. долга.
В настоящем случае требования кредитора на сумму 12 136,50 руб. были основаны на договоре о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 18.05.2015 N 47/15, по условиям которых кредитор подбирал и предоставлял должнику рабочих из числа осужденных, а должник обязался обеспечить трудозанятость осужденных и выплатить осужденным заработную плату с начислениями; выплатить Учреждению вознаграждение за услуги по подбору рабочих из числа осужденных.
Соответственно, ФКУ КП-11 УФСИН просит провести процессуальное правопреемство, полагает, что вышеуказанное требование имеет характер обязательного платежа.
Согласно пункту 5 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
Поэтому вытекающие из заключения, исполнения, расторжения таких контрактов денежные обязательства относятся к требованиям соответствующего публично-правового образования.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Как верно указано судом первой инстанции, обязательства по оплате заработной платы спецконтингенту и оказанных услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных имеют гражданско-правовой характер не связаны с защитой государственных и (или) общественных интересов и реализацией возложенных на кредитора властных, публичных полномочий, и не относятся к обязательным бюджетным платежам, защита которых в рамках дела о банкротстве отнесена к компетенции уполномоченного органа. Поскольку ФКУ КП-11 УФСИН является стороной договоров, оно вправе защищать собственные интересы учреждения как юридического лица и предъявлять требования, связанные с неисполнением договоров.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Довод апеллянта о неполучении пояснений уполномоченного органа до вынесения обжалуемого судебного акта подлежат отклонению, поскольку апеллянт был не лишен права ознакомления с материалами дела и участия в судебном заседании.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что апеллянтом ходатайств об отложении судебного заседания не заявлялось, иного из материалов дела не следует.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2020 по делу N А28-15407/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.А. Кормщикова |
Судьи |
Е.Н. Хорошева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15407/2015
Должник: ФГУП СП "Нива" ФСИН России
Кредитор: ООО "Корма и концентраты"
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, ААУ "Солидарность", ИП Семиколенов Валентин Владимирович, НП "МСК СРО ПАУ "Содружество", НП АУ "Солидарность", ООО "Айдентика", ООО "Европтица", ООО "Строй Проект", ООО "Юг-Лес", представитель Шабунин Денис Виссарионович, ТУ Росимущества в Кировской области, Управление Росреестра по Кировской области, УФНС по Кировской области, ФСИН России
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7691/2021
26.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5998/2021
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6265/2021
01.09.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6294/2021
16.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2878/2021
29.07.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5054/2021
12.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10049/20
09.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9663/20
21.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9628/20
28.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8721/20
24.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9501/20
12.10.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4844/20
14.07.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2026/20
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10832/20
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
26.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4570/19
13.06.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4554/18
20.05.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
04.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-610/19
26.02.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10634/18
13.02.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6737/18
06.02.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5837/18
06.02.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5838/18
20.12.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7902/18
14.12.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7895/18
24.10.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7853/18
14.09.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4554/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5612/17
08.02.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8569/17
19.01.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9919/17
17.11.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4665/17
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
22.09.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
12.09.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
06.09.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
06.09.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5527/17
06.07.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3607/17
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
18.04.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
06.04.2017 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
19.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9717/16
05.10.2016 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15
13.09.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8502/16
16.06.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4821/16
28.04.2016 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15407/15