г. Хабаровск |
|
07 февраля 2024 г. |
А73-15704/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Мецар": Лендел А.Н., доверенность от 29.01.2024,
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Шелепенко Е.Н., доверенность N 74 от 25.11.2023,
от Минобороны России: Шелепенко Е.Н., доверенность N 207/5/Д63 от 30.09.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 30.11.2023
по делу N А73-15704/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мецар" (ОГРН 1202700018993, ИНН 2724242576, г.Хабаровск)
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, г.Хабаровск),
Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г.Москва)
о взыскании 644 076,72 руб.,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Ожогин Александр Андреевич,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мецар" (ООО "Мецар") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ), субсидиарно - с Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) 644 076,72 руб., из них: долг - 529 035,63 руб., пени - 115 041,09 руб. (с учетом принятого судом уточнения).
Требования мотивированы наличием задолженности по оплате за услуги управления, содержания, текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме по ул.Карла Маркса, 143г г.Хабаровска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ожогин Александр Андреевич (ИП Ожогин А.А.).
Решением от 30.11.2023 иск в уточненном размере удовлетворен.
На судебный акт ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и Минобороны России поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает решение подлежащим отмене.
В обоснование указано на необоснованное привлечение к субсидиарной ответственности Минобороны России, без проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника, не обращении к ФКУ УФО по ВВО. По мнению заявителя жалобы, ответственность собственника казенного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, определенными статьей 123.22 ГК РФ.
Кроме того, ссылаясь на проведение Российской Федерацией Специальной военной операции, указано на необходимость применения к сумме пени положений статьи 333 ГК РФ и снижение ее размера до минимально возможного.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в своей апелляционной жалобе указано на отсутствие обязанности по содержанию и оплате содержания помещений, переданных в оперативное управление; считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на не выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги", отсутствие в Уставе полномочий по приему-передаче оказанных коммунальных услуг, заключению контрактов (договоров) и финансированию услуг; отсутствие обоснованных доказательств, подтверждающих виновность учреждения в образовании взыскиваемой задолженности; не представление истцом документального обоснования примененных в расчете тарифов: 98,24 руб., 48,58 руб., 44,67 руб. и 45,13 руб., а равно алгоритма расчета.
По мнению заявителя жалобы, судом также необоснованно отказано в снижении размера пеней, в отсутствие оценки доводам о проведении Российской Федерацией Специальной военной операции, непосредственном осуществлении мероприятий по восстановлению и строительству объектов военной и гражданской инфраструктуры в ходе Спецоперации, что существенно затруднит исполнение судебного акта.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Мецар" выразило несогласие с их доводами, указав на наличие обязанности своевременно производить оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД; субсидиарная ответственность за неисполнение обязательства ответчиком подлежит возложению на лицо, осуществляющее функции собственника имущества, - Министерство обороны России как главного распорядителя бюджетных средств.
В судебном заседании представитель Минобороны России и ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержал доводы жалоб, настаивая на их удовлетворении.
Возражая против позиции Минобороны России и ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, представитель ООО "Мецар" счел их доводы необоснованными.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "Мецар", имеющее действующую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании договора управления от 17.10.2021 N КМ143Г является управляющей организацией многоквартирного дома N 143г по ул.Карла Маркса в г.Хабаровске.
По условиям пункта 2.2 договора управляющая организация обязалась оказать возмездные услуги собственникам в МКД по управлению общим имуществом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в объемах фактического поступления денежных средств от собственников в качестве платы за управление, содержание и ремонт общего имущества МКД, а также при отсутствии решения общего собрания о переходе на прямые расчеты - предоставление коммунальных услуг собственникам в пределах границ эксплуатационной ответственности общего имущества МКД, определенных действующим законодательством на момент заключения договора.
Собственники помещения в МКД обязуются ежегодно решением собрания утверждать перечень необходимых услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, размер и порядок их финансирования, а также гарантируют своевременность оплаты предоставляемых услуг (работ) с управляющей организацией (пункт 2.3 договора).
Размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества равен - 39,87 руб. с 1 кв.м жилого, нежилого помещения без включения в указанную плату расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, вывоз ТКО и крупногабаритного мусора (пункт 4.1).
Согласно протоколу внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 143г по ул.Карла Маркса г.Хабаровска в форме очно-заочного голосования от 18.10.2021 N 01/2021 размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества установлен в 39,87 руб.
Размер платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества (СОИ) в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, определяется, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иной порядок размера платы не установлен решением общего собрания собственников помещений МКД (пункт 4.5 договора).
В соответствии с пунктом 4.10 договора плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме вносится ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Договор заключен сроком на пять лет и вступает в силу с момента включения МКД в реестр лицензий управляющей компанией (пункт 10.1).
Как следует из материалов дела, функциональные помещения N I(1-13, 15-33), общей площадью 639,9 кв.м, N I(82-95), общей площадью 189,2 кв.м, N I(50), общей площадью 6,9 кв.м, расположенные по адресу: г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, д.143г, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ (выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости (помещение N I(1-13, 15-33), общей площадью 639,9 кв.м - регистрация права 18.05.2017; помещение N I(82-95), общей площадью 189,2 кв.м - регистрация права 04.10.2021; помещение N I(50), общей площадью 6,9 кв.м - регистрация права 04.10.2021).
12.09.2022 и 21.02.2023 между ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ (арендодатель) и ИП Ожогиной А.А. (арендатор) заключены договоры аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления:
-N 141/3/6/АИ-125 в отношении нежилого помещения I(82-95), общей площадью 189,2 кв.м, с кадастровым номером 27:23:0040677:1040, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу: г.Хабаровск, Железнодорожный район, ул.Карла Маркса, д.143г; срок действия договора - 5 лет с 12.09.2022 по 12.09.2027;
-N 141/3/6/АИ-144 в отношении нежилого помещения I(1-13, 15-33), общей площадью 639,9 кв.м, с кадастровым номером 27:23:0040677:705, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу: г.Хабаровск, Железнодорожный район, ул.Карла Маркса, д.143г; срок действия договора - 5 лет с 21.02.2023 по 21.02.2028.
На основании договоров аренды между ООО "Мецар" (Управляющая организация) и ИП Ожогиной А.А. (пользователь) заключены прямые договоры:
-долевого участия в эксплуатационных расходах по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 143г по адресу: г.Хабаровск, ул.Карла Маркса от 12.09.2022 N 143Г/ДУ-22/2;
-долевого участия в эксплуатационных расходах по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 143г по адресу: г.Хабаровск, ул.Карла Маркса от 21.02.2023 N 143Г/ДУ-23/3.
По условиям указанных договоров Управляющая организация обеспечивает выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, включенного в порядке, установленном действующим законодательством, в состав общего имущества МКД в объемах фактического поступления средств собственников, нанимателей, иных законных владельцев помещений, расположенных в МКД, в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.
На основании договоров аренды пользователь занимает нежилые помещения для использования под размещение внутреннего структурного подразделения и принимает долевое участие в эксплуатационных расходах по содержанию и ремонту общего имущества здания (пункты 1.1, 1.3 договоров).
В период с 01.12.2021 по 30.06.2023 ООО "Мецар" оказало услуги в отношении помещений, расположенных по адресу: г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, д.143г: N I(1-13, 15-33), общей площадью 639,9 кв.м, N I(82-95), общей площадью 189,2 кв.м, N I(50), общей площадью 6,9 кв.м.
В указанный период ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах не вносило.
Направленная 14.08.2023 в адрес ответчиков претензия (исх. N 908,910ю/2023) об оплате задолженности оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом уточнения).
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", регулирование отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ, статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Как следует из материалов дела, в период с 01.12.2021 по 30.06.2023 ООО "Мецар" оказало услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 143г по ул.Карла Маркса г.Хабаровска.
Поскольку результатом деятельности по управлению и содержанию многоквартирного дома является поддержание здания и его элементов в исправном состоянии, доказательством неисполнения истцом его обязательств по оказанию данной услуги является установление фактов технической неисправности здания, его элементов и инженерных систем.
Доказательств ненадлежащего исполнения обязательств по управлению, техническому обслуживанию и содержанию многоквартирного дома в спорный период суду не представлено.
В соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденном Правительством РФ, информация по управлению МКД находится в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ - dom.gosuslugi.ru.
Выписками из ЕГРН подтвержден факт владения ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ спорными помещениями на праве оперативного управления.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена плата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По уточненному расчету истца задолженность по оплате за пользование функциональными помещениями составила:
-N I(1-13, 15-33), общей площадью 639,9 кв.м, за период с 01.12.2021 по 20.02.2023 в размере 438 693,55 руб.;
-N I(82-95), общей площадью 189,2 кв.м, за период с 01.12.2021 по 11.09.2022 в размере 84 277,06 руб.;
-N I(50), общей площадью 6,9 кв.м, за период с 01.12.2021 по 30.06.2023 в размере 6 065,02 руб., с исключением периодов передачи помещений в аренду ИП Ожогину А.А.
Апелляционным судом расчет задолженности проверен и признан верным.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период не оплачены.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
С учетом вышеуказанных норм права, установив, что спорными помещениями в заявленный период владело на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности за услуги, оказанные истцом в спорный период, с учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Минобороны России.
Ввиду неисполнения обязательства по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества и оплате коммунальных услуг истец предъявил требование о взыскании пени.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Факт неисполнения ответчиком обязательства по внесению платы за содержание спорных помещений и коммунальные услуги на содержание общего имущества подтвержден материалами дела, в связи с чем предъявление требования о взыскании пени является обоснованным.
По уточненному расчету истца общая сумма пени за период с 26.01.2022 по 21.09.2023 составила 115 041,09 руб.
Расчет произведен в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, с учетом Постановлений Правительства РФ N 497 от 28.03.2022, N 474 от 26.03.2022 (с исключением периода моратория), разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в ответе на вопрос N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) от 19.10.2016, с применением наименьшей ключевой ставки, действовавшей на 27.02.2022 (9,5%).
Апелляционным судом уточненный расчет пени проверен и признан верным.
Учитывая доказанность факта неисполнения ответчиком обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, удовлетворение требования о взыскании пени в уточненном размере также является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Минобороны России о необоснованном привлечении его к субсидиарной ответственности, со ссылкой на отсутствие проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника, подлежит отклонению по следующим основаниям.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является казенным учреждением.
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится, в частности, обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществление контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил (подпункт 56 пункта 7 названного выше Указа).
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
При этом, ответственность субсидиарного должника наступит лишь в случае установления при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него денежных средств, в то время как ни на суд, ни на истца не возложена обязанность проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника.
Довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ об отсутствии в бюджетной системе средств на оплату коммунальных услуг не может быть принят во внимание, учитывая обязанность собственника помещения в силу закона нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Данная обязанность возникла у лица в силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая приведенные выше нормы права, довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ о том, что в Уставе учреждения не предусмотрено обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем учреждение является ненадлежащим ответчиком, отклоняется.
Поскольку своевременная подача заявки на необходимое финансирование зависит от воли самого ответчика, ссылка Учреждения на не выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги" является несостоятельной.
Довод жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ о не представлении истцом документального обоснования примененных в расчете тарифов: 98,24 руб., 48,58 руб., 44,67 руб. и 45,13 руб., алгоритма расчета, отклоняется, исходя из следующего.
Тариф в 98,24 руб. в расчете суммы долга отсутствует.
За период с 01.12.2021 по 31.12.2021 тариф составил 48,24 руб., в том числе: 39,87 руб. - плата за содержание жилья; СОИ на ХВС - 0,35 руб., СОИ на ГВС - 1,00 руб., СОИ на электроэнергию - 3,33 руб., ТКО - 3,69 руб.
За период с 01.01.2022 по 30.06.2022 тариф составил 48,58 руб., в том числе: 39,87 руб. - плата за содержание жилья; СОИ на ХВС - 0,35 руб., СОИ на ГВС - 0,97 руб., СОИ на электроэнергию - 3,33 руб., ТКО - 4,06 руб.
За период с 01.07.2022 по 30.11.2022 тариф составил 44,67 руб., в том числе: 39,87 руб. - плата за содержание жилья; СОИ на ХВС - 0,36 руб., СОИ на ГВС - 1,00 руб., СОИ на электроэнергию - 3,44 руб.
За период с 01.12.2022 по 30.06.2023 тариф составил 45,13 руб., в том числе: 39,87 руб. - плата за содержание жилья; СОИ на ХВС - 0,38 руб., СОИ на ГВС - 1,13 руб., СОИ на электроэнергию - 3,75 руб.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в 39,87 руб. за 1 кв.м жилого, нежилого помещения установлен пунктом 4.1 договора управления, утвержден пунктом 6 Протокола общего собрания собственников N 01/2021 от 18.10.2021.
При этом, размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в 39,87 руб. определен без включения в указанную плату расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, вывоз ТКО и крупногабаритного мусора (пункт 4.1 договора управления).
Согласно пункту 4.5 договора управления размер платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества (СОИ) в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, определяется, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иной порядок размера платы не установлен решением общего собрания собственников помещений МКД.
Расчет задолженности представляет собой произведение тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД на площадь нежилых помещений и количества месяцев, а также исчисленные расходы на СОИ в части соответствующей доли собственника.
Уточненный расчет долга произведен истцом с исключением периода, с которого помещения переданы в аренду ИП Ожогину А.А.
В соответствии с правовым подходом, приведенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, при наличии тарифов на оплату услуг управляющей организации и коммунальных ресурсов, данных о площади многоквартирного дома и площади помещений, находящихся во владении конкретного собственника, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества.
Ссылка в жалобах ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и Минобороны России на необоснованный отказ в снижении размера пеней, в отсутствие оценки доводам о проведении Российской Федерацией Специальной военной операции, непосредственном осуществлении мероприятий по восстановлению и строительству объектов военной и гражданской инфраструктуры в ходе Спецоперации, что существенно затруднит исполнение судебного акта, не может быть принята во внимание, учитывая законодательно установленный минимальный размер пени (1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты).
При этом, как указано выше, уточненный расчет пени произведен истцом в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, с учетом Постановлений Правительства РФ N 497 от 28.03.2022, N 474 от 26.03.2022, а также разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в ответе на вопрос N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) от 19.10.2016, с применением наименьшей ключевой ставки, действовавшей на 27.02.2022 (9,5%), с исключением периода моратория.
Изложенное в совокупности свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционных жалоб и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, исходя из чего решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.11.2023 по делу N А73-15704/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15704/2023
Истец: ООО "МЕЦАР"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: ИП ОЖОГИНА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВНА, Министерство обороны Российской Федерации, Минобороны РФ, Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю