Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2021 г. N Ф07-5554/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А56-14368/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца (заявителя): Апруб Д.С. - доверенность от 01.02.2020
от ответчика (должника): Канина Т.Е. - доверенность от 27.02.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36442/2020) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 по делу N А56-14368/2020 (судья Анисиомва О.В.), принятое
по заявлению ООО "Синергия"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Синергия" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), выразившихся в принятии от неизвестного лица налоговых деклараций и внесении сведений из этих деклараций в единую базу ФНС России:
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2018 года рег.N 867416296 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2018 года рег.N 867416355 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2018 года рег.N 867416236 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 4-й квартал 2018 года рег.N 867416908 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2019 года рег.N 867416895 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2019 года рег.N 867416918 от 15.10.2019;
о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе аннулировать, т.е. признании неподанными налоговые декларации:
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2018 года рег.N 867416296 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2018 года рег.N 867416355 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2018 года рег.N 867416236 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 4-й квартал 2018 года рег.N 867416908 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2019 года рег.N 867416895 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2019 года рег.N 867416918 от 15.10.2019;
об обязании Инспекции аннулировать данные декларации, то есть признать неподанными, а также аннулировать из единой базы ФНС России все сведения о данных декларациях и сведения, содержащиеся в данных декларациях, как недостоверные.
Решением суда от 13.10.2020 признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу, выразившиеся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени общества с ограниченной ответственностью "Синергия" (ИНН 7813581883):
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2018 года рег.N 867416296 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2018 года рег.N 867416355 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2018 года рег.N 867416236 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 4-й квартал 2018 года рег.N 867416908 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2019 года рег.N 867416895 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2019 года рег.N 867416918 от 15.10.2019.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени общества с ограниченной ответственностью "Синергия" (ИНН 7813581883):
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2018 года рег.N 867416296 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2018 года рег.N 867416355 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2018 года рег.N 867416236 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 4-й квартал 2018 года рег.N 867416908 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2019 года рег.N 867416895 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2019 года рег.N 867416918 от 15.10.2019.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу, не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда в обжалуемой части отменить.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 15.10.2019 через канал телекоммуникационной связи поступили и 16.10.2019 приняты представленные от имени Общества налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость:
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2018 года рег.N 867416296 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2018 года рег.N 867416355 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2018 года рег.N 867416236 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 4-й квартал 2018 года рег.N 867416908 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 1-й квартал 2019 года рег.N 867416895 от 15.10.2019;
налоговая декларация по НДС за 2-й квартал 2019 года рег.N 867416918 от 15.10.2019.
Из представленных в дело квитанций о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и извещений о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, следует, что спорные налоговые декларации были представлены в налоговый орган ООО "Альфа", которому и выданы указанные квитанции и извещения.
25.12.2019 заявитель обратился в Инспекцию с требованием (вх. от 25.12.2019 N 1489808) о незамедлительном аннулировании деклараций, 27.12.2019 исх. N 17-08/078717 Инспекция отказала в удовлетворении заявления Общества, в связи с отсутствием законных оснований. Повторная жалоба Общества (вх. от 14.01.2020 N 002660) также оставлена Инспекцией без удовлетворения.
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование, что не подавало указанных налоговых деклараций и не передавало полномочий на их представление в налоговый орган третьим лицам, указанные декларации не подписаны ЭЦП руководителя налогоплательщика, налоговый орган не имел право принимать данные налоговые декларации и учитывать содержащиеся в них сведения.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с положениями статьи 80 НК РФ приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка раздела I представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Согласно пункту 8 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.
Частью 5 стать 80 НК установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Как указывает налоговый орган, в Инспекцию 15.10.2019 была представлена доверенность в электронной форме б/н, в соответствии с которой ООО "АЛЬФА" ИНН 7811724864, КПП 781101001, в лице Темеровой Вероники Александровны имеет право действовать со всеми полномочиями от имени Общества, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в приеме спорных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость.
23.01.2020 доверенность, на основании которой осуществлялась подача спорных деклараций, была аннулирована Инспекцией после получения сообщения от Общества, что спорные декларации были представлены не им.
Вместе с тем, вопреки позиции налогового органа доказательств того обстоятельства, что доверенность, представленная при подаче спорных налоговых деклараций была заверена электронной подписью доверителя, а также наличие полномочий представителя по доверенности на подачу спорных деклараций, доказательств наличия электронной подписи руководителя Общества на спорных декларациях Инспекцией в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
Из сообщения ООО "Компания "Тензор" (организации, осуществляющей передачу соответствующих сведений в налоговый орган по каналам ТКС) от 27.12.2019 в адрес Общества следует, что 15.10.2019 на сервер оператора электронного документооборота не поступало отчетности, отправленной абонентом - Обществом в адрес Инспекции.
Доводы налогового органа об ошибке сотрудника, не внесшего в информационный ресурс электронный образ доверенности, не имеют правового значения, поскольку являются проблемами внутриорганизационного характера.
Отклоняются апелялционной коллегией возражения апелляционной жалобы со ссылкой на приложенные к ней документы, а именно доверенность от 03.10.2019.
Дополнительные доказательства подлежат представлению в суд апелляционной инстанции с соблюдением требований, установленных частью 2 статьи 268 АПК РФ, и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В данном случае невозможность представления документов приложенных к апелляционной жалобе в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, ответчиком не обоснована, с учетом датирования представленных документов 2019 годом, что не позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод об уважительности причин непредставления указанных доказательств суду первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 по делу N А56-14368/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14368/2020
Истец: ООО "СИНЕРГИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ