Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф02-1800/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А58-5715/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Империал" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года по делу N А58-5715/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Империал" (ОГРН 1141450000306, ИНН 1414016430, далее - ООО УК "Империал", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, далее - Управление Госстройжилнадзора РС (Я), управление) о признании недействительным предписания от 23 июля 2020 г. N 08-02-180-20-Л.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года по делу N А58-5715/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что собственник спорной квартиры должен сам ремонтировать пол и утеплять его. Полагает, что поскольку многоквартирный дом (далее - МКД) является новым домом, который был введен в эксплуатацию в 2016 году, постольку застройщик с учетом срока гарантийных обязательств, составляющих 5 лет, должен осуществлять устранение всех недостатков в МКД.
Управление в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2019 г. в управление поступило заявление от гр. Кожокару Е.Ф., собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А, кв. 29, по поводу низкой температуры в квартире, холодных полов (вх.N 3844).
27 декабря 2019 г. в управление поступило заявление от гр. Балан А.И., собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А, кв. 4, по поводу низкой температуры в квартире (вх. N 3876).
16 января 2020 г. Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) издан приказ N 01-09-140-20 о проведении внеплановой выездной документарной проверки в отношении ООО УК "Империал" в период с 22 января по 6 февраля 2020 г. с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (МКД), расположенным по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А.
17 января 2020 г. ООО УК "Империал" по электронной почте получено уведомление о проведении проверки (вх. N 10).
6 февраля 2020 г. по результатам проведенной проверки должностным лицом управления составлен акт проверки N 08-01-72-20-л, в котором отражено:
- управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК "Империал" по договору N 110 от 12 января 2017 г.;
- произведены замеры температуры внутреннего воздуха в кв. N 29 на пересечении диагональных линий помещения на высоте 1 м. от пола, в результате которых температура воздуха составила: гостиная + 24,0° C, в жилой комнате + 24,1° C, что соответствует пункту 15 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г. (далее - Правила N 354);
- согласно замерам температуры поверхности ограждающих конструкций в помещениях кв. N 29 отмечается охлаждение по стыку внутренней и внешней стен и пола (цокольного перекрытия) до +6,8° C; в санитарном узле, по стыку пола и внутренней стены также наблюдаются утечки тепла, температура поверхности составляет до -0,5° C; в кухне по стыку пола и внутренней стены, смежной с соседней квартирой и туалетом, также наблюдаются утечки тепла, температура поверхности составляет до -0,5° C;
- произведены замеры температуры внутреннего воздуха в кв. N 4 на пересечении диагональных линий помещения на высоте 1 м. от пола, в результате которых температура воздуха составила: гостиная + 24,5° C, в ванной комнате + 25,2° C, что соответствует пункту 15 приложения N 1 Правил N 354;
- согласно замерам температуры поверхности ограждающих конструкций в помещениях кв. N 4 отмечается охлаждение по стыку внутренней и внешней стен и пола (цокольного перекрытия) до +7,3° C; в санитарном узле, по стыку пола и внутренней стены также наблюдаются утечки тепла, температура поверхности составляет до +11,6° C;
- согласно произведенным замерам температуры поверхности ограждающих конструкций в помещениях квартир N 29, N 4 установлено, что нормативный температурный перепад между температурами внутреннего воздуха помещений и поверхности ограждающей конструкции (полов) больше 2 градусов, что не соответствует требуемому значению согласно таблице 5 СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий";
- причинами температурного перепада в жилых помещениях является нарушение теплозащитных свойств цокольного перекрытия указанных жилых помещений;
- замеры проведены прибором - тепловизором Testo 875-1 i, заводской N 60690655, свидетельство о поверке N 487183 от 11 июня 2019 г., действительно до 10 июня 2020 г.
Проверка проведена с участием представителя общества Непомнящих А.А.
6 февраля 2020 г. по результатам проведения внеплановой документарной проверки Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) вынесено предписание N 08-02-61-20-л, которым заявителю предписано в срок до 1 июня 2020 г.: обеспечить теплоустойчивость, восстановить теплотехнические свойства цокольного перекрытия кв. N 29 и кв. N 4 многоквартирного дома (нарушение пункта 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 г. N 170, пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290).
Акт проверки и предписание направлены в адрес общества заказным письмом с уведомлением 7 февраля 2020 г.
Предписание N 08-02-61-20-л от 6 февраля 2020 г. обществом не оспорено.
13 июля 2020 г. Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) издан приказ N 01-09-1490-20 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Империал" в период с 15 июля по 11 августа 2020 г. с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 6 февраля 2020 г. N 08-02-61-20-л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А.
С приказом о проведении проверки ознакомлена законный представитель общества Арончикова А.В. под роспись (стр.1 акта проверки от 23 июля 2020 г.).
Проверка согласована с органами прокуратуры (решение о согласовании от 14 июля 2020 г. N 73-22-2020).
15 июля 2020 г. ООО УК "Империал" получено уведомление о проведении проверки, направленное управлением по электронной почте.
23 июля 2020 г. по результатам проведенной проверки должностным лицом Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) составлен акт проверки N 08-01-524-20-л, в котором отражено следующее: осмотром, проведенным 23 июля 2020 г., установлено, что работы по восстановлению теплотехнических свойств цокольного перекрытия выполнены непосредственно только под жилым помещением N 29, там же установлен маячок и организовано наблюдение за трещиной. Предписание исполнено не в полном объеме.
Проверка проведена в присутствии законного представителя общества Арончиковой А.В., которой в тот же день вручен акт проверки под роспись.
23 июля 2020 г. по результатам проведения внеплановой проверки Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) вынесено предписание N 08-02-180-20-л, которым заявителю предписано в срок до 1 сентября 2020 г.: обеспечить теплоустойчивость, восстановить теплотехнические свойства цокольного перекрытия кв. N 4 многоквартирного дома (нарушение пункта 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 г. N 170, пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290).
Предписание вручено законному представителю общества Арончиковой А.В. в день его вынесения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО УК "Империал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 196 жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 г. N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)", пункта 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) судом установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции, внеплановая выездная проверка проведена на основании приказа Управления Госстройжилнадзора РС (Я), согласована с органами прокуратуры, заявитель был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки, законный представитель общества участвовала при составлении акта проверки от 23 июля 2020 г. Следовательно, грубых нарушений требований Закона N 294 -ФЗ в ходе проведения управлением проверки в отношении заявителя не установлено, проверка проведена управлением в пределах предоставленных полномочий.
На основании пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В пункте 2 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А, осуществляет ООО УК "Империал" по договору управления от 12 января 2017 г. N 110.
Оспариваемым предписанием заявителю предписано: обеспечить теплоустойчивость, восстановить теплотехнические свойства цокольного перекрытия кв. N 4 многоквартирного дома. Факт того, что в квартире по адресу: г. Ленск, ул. Рабочая, д. 3А, кв. 4, температурный перепад зафиксирован актом проверки от 6 февраля 2020 г. и обществом не оспаривается.
Обществу вменено неисполнение пункта 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 г. N 170, пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), согласно пункту 4 которых под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
Таким образом, действующим законодательством на управляющую компанию возложены обязанности по надлежащему содержанию имущества многоквартирного дома, вне зависимости от наличия или отсутствия аналогичных обязанностей иных лиц, в том числе застройщиков, осуществлявших строительство многоквартирного дома.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе ожидать исполнения обязательств по устранению недостатков, возникших в общедомовом имуществе, как виновными в возникновении соответствующие недостатков лицами, так и управляющей компанией в рамках исполнения принятых ею на себя согласно договору обязательств по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Наличие двух не взаимозависимых обязанных субъектов, исходя из общих принципов гражданского законодательства, по общему правилу, не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, и положениями статьи 407 ГК РФ не отнесено к основаниям прекращения обязательств кого-либо из таких субъектов.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, обязанность по соблюдению требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на общество в силу положений жилищного законодательства, Правил N 491, договора управления многоквартирным домом.
Как установлено пунктом 5.2 СП 50.13330.2012. "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003", утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 265, перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4° C.
Таким образом, перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений в квартире N 4 не должен превышать 4° C.
Согласно пункту 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Так, в силу пункта 3 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся:
- выявление нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами;
- в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся:
- выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний;
- выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит;
- выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила;
- выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов;
- выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками - точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;
- проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия);
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 4).
На основании статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N170).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 4.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно акту проверки от 6 февраля 2020 г. температура воздуха в гостиной составила + 24,5 C°, в ванной комнате + 25,2 C°, температура поверхности ограждающих конструкций в помещениях кв. N 4 составила до +7,3 C° (отмечается охлаждение по стыку внутренней и внешней стен и пола (цокольного перекрытия)); в санитарном узле, по стыку пола и внутренней стены также наблюдаются утечки тепла, температура поверхности составила до +11,6 C°; перепад между температурами внутреннего воздуха помещений и поверхности ограждающей конструкции (полов) больше 2 градусов, что не соответствует требуемому значению.
Следовательно, перепад температуры поверхности ограждающей конструкции не соответствуют указанным выше требованиям.
Из материалов дела следует, что причинами низкой температуры в жилом помещении является нарушение теплотехнических свойств перекрытий, а также гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами многоквартирного дома. Обществом данный факт не оспаривается.
При этом в силу пункта 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил N 491, в состав общего имущества включаются в том числе: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что к общему имуществу здания относятся помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Следовательно, стены и цокольная часть многоквартирного дома относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома, а устранение нарушений защитных свойств и гидроизоляции является обязанностью управляющей компании в силу статьи 161 ЖК РФ.
Фактически общество не оспаривает наличие выявленных нарушений, однако полагает, что для выполнения работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, требуется проведение ремонта (устранение недостатков) застройщиком многоквартирного дома.
Однако именно управляющая компания обязана выполнить необходимые ремонтные работы по устранению переохлаждения наружных стен в жилых помещениях многоквартирного дома (МКД) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 307-ЭС19-27380 по делу N А13-16637/2017).
По мнению судебной коллегии, работы, указанные в предписании, относятся к работам, установленным Минимальным перечнем, который не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
В данном случае возникновение недостатков вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщиком и наличие у него обязательства по устранению нарушения в течение гарантийного срока не исключают установленные законодательством обязанности управляющей организации по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Иной подход в ситуации наличия недостатков в содержании жилого дома, требующих принятия неотложных мер к их устранению, приводит к несоразмерному ограничению прав жителей многоквартирного дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
Как правильно указал суд первой инстанции, независимо от причин возникновения нарушений, создающих угрозу безопасности и комфорту проживания граждан в жилых помещениях, принимать меры к устранению таких нарушений обязана действующая управляющая компания в силу прямого возложения на управляющую компанию обязанности по надлежащему содержанию имущества многоквартирных домов.
При наличии к тому правовых и фактических оснований решение вопроса с застройщиком может быть урегулировано заявителем в рамках гражданско-правовых обязательств. Урегулирование подобных отношений входит в обязанности управляющей организации, действующей на основании договора управления многоквартирным домом в интересах собственников помещений дома. Управляющая компания вправе вести претензионную, исковую работу в целях понуждения исполнителей услуг к устранению допущенных недостатков, а так же вправе взыскать причиненные убытки при устранении выявленных недостатков самостоятельно.
Управление жилым домом должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений. Основная цель предписания заключается в пресечении какой-либо угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Доводов о неисполнимости предписания обществом не заявлено, судом не установлено.
Следовательно, оспариваемое предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, соответствует закону и правомерно выдано управляющей компании, как лицу, ответственному за надлежащее содержание общего имущества МКД, и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
ООО Управляющая компания "Империал" по платежному поручению от 16.12.2020 года N 297 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 16.12.2020 года N 297 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года по делу N А58-5715/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Империал" (ОГРН 1141450000306, ИНН 1414016430) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5715/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Империал"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)