Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2021 г. N Ф07-2139/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А56-43129/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Борисов К.С. по доверенности 13.01.2021;
от ответчика: Масыч А.Ю. по доверенности от 15.09.2020;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30389/2020) Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2020 г. по делу N А56-43129/2020, принятое
по заявлению Жилищного комитета Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - административный орган, УФАС по СПб) от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-62/2020
Решением суда от 26.09.2020 г. в удовлетворении заявления Жилищному комитету Санкт-Петербурга отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.09.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в действиях Комитета как организатора торгов отсутствует состав вмененного ему правонарушения, поскольку предварительный отбор осуществлялся созданной организатором торгов Комиссией, которая принимает решение самостоятельно большинством голосов, Жилищный комитете не имеет права и возможности влиять на принимаемые Комиссией решения.
В судебном заседании представитель Комитета жалобу поддержал; представитель УФАС жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Санкт-Петербургским УФАС жалобы (вх. от 19.07.2019 N 21623-ЭП/19) ООО "Невская Лифтовая Компания" (далее - заявитель) на действия Организатора конкурсного отбора в части неправомерного отказа в допуске к участию, комиссией УФАС вынесено решение N 78/26620/19 от 13.08.2019 о признании в действиях комиссии Организатора конкурсного отбора нарушения подпункта "б" пункта 52 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
Указанное решение УФАС было оспорено в судебном порядке в рамках дела N А56-117813/2019 и судами трех инстанции признано законным.
Как установлено судами, предметом конкурсного отбора явилось включение в реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Комитет в конкурсной документации (пункт 11 раздела V) установил следующие требования о наличии в штате участника предварительного отбора минимального количества квалифицированного персонала: участнику на момент подачи заявки на участие в предварительном отборе необходимо иметь в своем штате по месту основной работы не менее трех специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, имеющих высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет (перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, определяется в соответствии с Перечнем N 688; стаж работы по специальности (по направлению подготовки, по специальности высшего образования) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки после получения диплома о высшем образовании).
Требования к составу заявки на участие в предварительном отборе в части подтверждения наличия квалифицированных сотрудников установлен подпунктом "б" пункта 38 Положения N 615 и включает предоставление следующих документов: копию штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
В соответствии с протоколом от 27.06.2019 N 21/13В-19 конкурсная комиссия Комитета приняла решение об отказе во включении ООО "НЛК" в указанный реестр. Заявка Общества была отклонена на основании подпункта "а" пункта 53 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 23 названного Положения. Как следует из указанного протокола, комиссия Организатора отбора пришла к выводу, что сотрудник Общества, имеющий диплом о высшем образовании по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности", не может быть признан квалифицированным работником, ввиду отсутствия в Перечне N 688 названной специальности, следовательно, ООО "НЛК" не подтвердило наличие у него минимального количества квалифицированного персонала с целью участия в предварительном отборе.
УФАС также установлено и с этими выводами согласились судебные инстанции при рассмотрении дела N А56-117813/2019, что именно конкурсная комиссия Комитета пришла к ошибочному выводу о несоответствии специалиста ООО "НЛК" требованиям пункта 23 Положения N 615 и не включила указанную организацию в реестр.
В ходе рассмотрения дела в УФАС не установлено нарушений в действиях Комитета как организатора торгов, в том числе при формировании Документации, нарушения выявлены только в действиях конкурсной комиссии, которая своим решением большинством голосов отклонила заявку ООО "НЛК", что нашло отражение, как в мотивировочной, так и резолютивной части решения УФАС.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
В развитие данного Положения Жилищным комитетом распоряжением от 08.09.2016 N 1394-р принято решение о создании Комиссии, утверждено Положение о Комиссии, ее состав. Распоряжением от 08.09.2016 N 1396-р утверждено Положение о порядке проведения предварительного отбора организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга.
Согласно Положению о комиссии она является коллегиальным совещательным органом, принимает решение большинством голосов.
Полномочия комиссии также прописаны в Положении N 615.
Согласно пункту 51 Положения N 615 комиссия по проведению предварительного отбора:
а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям;
б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;
в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Пунктом 52 Положения предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Из совокупного анализа вышеприведенных положений следует, что Жилищный комитет, как организатор отбора не имел права и возможности влиять на коллегиальное решение Комиссии, а соответственно, организатор торгов и не может нести ответственность за принятые комиссией решения. Кроме того, независимая комиссия формировалась из сотрудников не только Жилищного комитета, но также из сотрудников иных организаций.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, образует нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Действительно, к административной ответственности по данной статей может быть привлечено как должностное лицо, так и юридическое лицо, но только при доказанности в его действиях субъективной стороны правонарушения.
В соответствии с пунктами 1.1 и 3.2.44 Положения о Жилищном комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175, Жилищный комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и уполномочен вести реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга.
Но решение о включении в реестр организации принимает независимая комиссия, на решение которой организатор отбора повлиять не может, что следует из Положения о комиссии, что свидетельствует об отсутствии в действиях Комитета субъективной стороны вмененного ему правонарушения применительно к конструкции вины юридического лица, установлено частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сослался на примечание к статье 2.4 КоАП РФ в обоснование правомерности привлечения в данном конкретном случае к административной ответственности организатора торгов, однако в данном примечании лишь установлено, каким образом определяется размер штрафа для членов конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, и установлено, что они несут административную ответственность как должностные лица.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, могут являться, в том числе юридические лица, но при наличии в их действия вины.
Учитывая, что комиссия является коллегиальным совещательным органом, решение принимает путем голосования простым большинством голов, Комитет не только не может, но и не имеет права влиять на принимаемые комиссией решения, принимая во внимание также, что нарушения при формировании документации по отбору подрядных организацией и установленных в такой документации квалификационных требований УФАС не выявлено, оснований для привлечения Комитета к административной ответственности не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как основанное на ненадлежащей оценке обстоятельств дела, с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-62/2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2020 года по делу N А56-43129/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-62/2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43129/2020
Истец: Жилищный комитет
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу