Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф04-1191/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А45-18973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (07АП-11712/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2020 по делу N А45-18973/2020 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 88, ОГРН: 1125476138193) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630001, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, ОГРН: 1035401913568) о признании недействительными пунктов 1, 2 решения от 26.06.2020 N054/06/42-1182/2020, предписания от 26.06.2020 N054/06/42-1182/2020 в части слов: "Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному учреждения - ГКУ HCО "УКСис" необходимо: 1. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 14 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать условия о применении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 в случае, если в рамках закупки предполагается приобретение товаров, подпадающих под действие таких Ограничений и условий допуска медицинских изделий; 2. Прекратить нарушение ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать требования к представлению в составе вторых частей заявок регистрационного удостоверения на медицинское изделие, если в рамках закупки, в том числе смешанной, предусмотрена поставка медицинских изделий",
Третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница", общество с ограниченной ответственностью "Строй Газ Сервис".
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Новикова Н. Е. по дов. от 23.12.2020, паспорт, диплом,
от заинтересованного лица: Максимейко Е. В. по дов. от 29.12.2020, паспорт, диплом,
от третьих лиц: от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница" - Косичкова О. П. по дов. от 16.20.2020, паспорт, диплом; от ООО"Строй Газ Сервис" - без участия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - заявитель, ГКУ HCО "УКСис", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 решения от 26.06.2020 N 054/06/42-1182/2020, предписания от 26.06.2020 N 054/06/42-1182/2020 в части слов:
"Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному учреждения - ГКУ HCО "УКСис" необходимо:
1. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 14 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать условия о применении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 в случае, если в рамках закупки предполагается приобретение товаров, подпадающих под действие таких Ограничений и условий допуска медицинских изделий;
2. Прекратить нарушение ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать требования к представлению в составе вторых частей заявок регистрационного удостоверения на медицинское изделие, если в рамках закупки, в том числе смешанной, предусмотрена поставка медицинских изделий", заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: на стороне заявителя - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница" (далее - ГБУЗ НСО "ЦКБ"), на стороне заинтересованного лица - общество с ограниченной ответственностью "Строй Газ Сервис" (далее - ООО "Строй Газ Сервис").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратилось Учреждение, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указало на то, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания, а не поставка товаров, а заключаемый по результатам закупки государственный контракт не является смешанным договором; так как предметом рассматриваемого аукциона не является закупка товара, то обязанность применения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) отсутствует; поскольку в рассматриваемом случае осуществляется выполнение работ в соответствии с проектной документацией, заказчик не вправе самостоятельно вносить изменения в разработанную и прошедшую государственную экспертизу проектную документацию, в связи с чем условие, указанное в п. 2.2 Постановления N 102, не может быть реализовано заказчиком по не зависящим от него причинам; судом первой инстанции неправильно применена норма пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); судом первой инстанции также неправильно применена норма пункта 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
В дополнениях к апелляционной жалобе Учреждение ссылается на информацию, размещенную на официальном сайте Новосибирского УФАС, относительно обсуждения вопроса применения Постановления N 102.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
ГБУЗ НСО "ЦКБ" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы Учреждения, считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
От ООО "Строй Газ Сервис" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ООО "Строй Газ Сервис", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и ГБУЗ НСО "ЦКБ" - доводы отзывов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей Управления, Учреждения, ГБУЗ НСО "ЦКБ", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно материалам дела, 11.06.2020 ГКУ НСО "УКСис" на основании заявки заказчика - ГБУЗ НСО "Центральная клиническая больница" - разместило на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания терапевтического корпуса ГБУЗ НСО "ЦКБ" по адресу: г. Новосибирск, ул. Пирогова, 25/1 (реестровый номер закупки 0851200000620003164).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 103 205 997,53 руб.
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Строй Газ Сервис" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ЦКБ", уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000620003164 на выполнение работ по капитальному ремонту здания терапевтического корпуса ГБУЗ НСО "ЦКБ" по адресу: г. Новосибирск, ул. Пирогова, 25/1.
По результатам рассмотрения жалоб комиссия Новосибирского УФАС России признала жалобу ООО "Строй Газ Сервис" обоснованной в части, в связи с чем принято оспариваемое решение и выдано предписание.
Посчитав решение (пункты 1, 2), предписание в оспариваемой части незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии решения и предписания в оспариваемой части требованиям антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с названной статьей Закона N 44-ФЗ Постановлением N 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утвержден Перечень таких товаров (далее - Перечень).
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Из названных норм следует, что участники закупки вправе подать заявку с предложением товаров иностранного производства, при этом такая заявка подлежит отклонению только при наличии условий, указанных в пункте 2 Постановления N 102.
Постановлением N 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень). Перечень N 1 включает в себя консоли подвода медицинских газов и электропитания. Данному изделию соответствует код 32.99.59.000 по ОКПД2.
Из материалов дела следует, что 11.06.2020 на сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона по капитальному ремонту здания терапевтического корпуса ГБУЗ НСО "ЦКБ" по адресу г. Новосибирск, ул. Пирогова, д.25/1 (N 0851200000620003164).
Согласно сметному расчету N JIC 02-01-02 объект закупки включает, в том числе, поставку реанимационной консоли двухзарядной дл. 1600 мм.
Проанализировав документацию об аукционе и проект контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предметом закупки в данном случае являются выполнение работ по капитальному ремонту здания с поставкой для этого медицинских изделий, в связи с чем верно указал, что в рамках данной закупки закупается оборудование, подпадающее под ограничения и условия допуска иностранных товаров, предусмотренные Постановлением N 102.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что утвержденные Постановлением N 102 ограничения и условия допуска не содержат указаний на допустимость их применения только в рамках закупок, предметом контракта которых является исключительно поставка товара.
Ссылка Учреждения в дополнениях к апелляционной жалобе на позицию Новосибирского УФАС при обсуждении вопроса о применении Постановления N 102 при закупке товара или также по закупкам на выполнения работ, оказания услуг, подлежит отклонению, поскольку не указывает на применение положений Постановления N 102 при проведении закупок на выполнение работ, оказания услуг, в рамках которых также осуществляется поставка товара.
Таким образом, положения Постановления N 102 подлежат применению и в случае, когда государственные и муниципальные контракты содержат как работы или услуги, так и поставку товара.
Отклоняя довод заявителя о том, что применение Постановления N 102 не представляется возможным, поскольку первая часть заявки не предполагает указания наименования страны происхождения товара и конкретных показателей товара, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программноаппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Руководствуясь указанной нормой, суд первой инстанции верно указал, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать предложение о поставке реанимационных консолей с указанием наименования страны происхождения товара и конкретных показателей товара. Следовательно, применение норм Постановления N 102 являлось возможным.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции пункта 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность.
Таким образом, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности или срока эксплуатации.
На основании части 4 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416).
Согласно пункту 6 Правил N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Таким образом, документация об электронном аукционе на поставку медицинских изделий должна содержать требование о наличии во второй части заявки копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, являющиеся предметом аукциона.
Необходимость получения на ввезенное незарегистрированное медицинское изделие регистрационного удостоверения подтверждается также абзацем 4 пункта 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" (в ред. от 02.06.2020), в котором указано, что ввезенные в Российскую Федерацию медицинские изделия многоразового использования, не зарегистрированные в соответствии с настоящим документом, после 01.01.2021 подлежат уничтожению или вывозу с территории Российской Федерации.
Ввиду того, что реанимационные консоли являются изделием многоразового применения, после ввоза незарегистрированного изделия и перед его реализацией необходимо получить регистрационное удостоверение на медицинское изделие в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 430.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы права и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что решение и предписание в оспариваемой части антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд не принял во внимание и не учел все доводы подателя жалобы, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и довода, не свидетельствует о том, что они не приняты во внимание судом.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2020 по делу N А45-18973/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18973/2020
Истец: Государственное Казенное Учреждение Новосибирской Области "Управление Контрактной Системы"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Новосибирской области "Центральная Клиническая Больница", ООО "Строй Газ Сервис", Седьмой арбитражный апелляционный суд