Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф08-2529/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2021 г. |
дело N А32-20018/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от ответчика: представитель Землянская Ярослава Борисовна по доверенности от 15.01.2019;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 в части отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве по делу N А32-20018/2009
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
к открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть"
(ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502)
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Темрюкского района, государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании отсутствующим права собственности на скважину, обязании ответчика произвести снос скважины,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ответчик, общество) с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности на скважину N 1 ЮМГ (инвентарный номер 31474), расположенную по адресу: Темрюкский район, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в пользу общества, 01.07.2008 N регистрации 23-23-44/036/2008-064; погашении регистрационной записи о праве собственности от 01.07.2008 N регистрации 23-23/44/036/2008-064 и об обязании ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу освободить земельный участок площадью 51 121 кв. м с кадастровым номером 23:30:1305006:112, расположенного по адресу: Темрюкский район, 6,5 кв. м на северо-восток от г. Темрюка, на берегу Курчанского лимана, путем сноса за свой счет скважины N 1 ЮМГ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Темрюкского района (далее - администрация), государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь" (далее - предприятие), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2009 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2009 по делу отменено, дело направлено дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о процессуальном правопреемстве. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2016 в удовлетворении заявления департамента отказано
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2016 отменено, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено. Апелляционный суд произвел процессуальную замену истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Постановление мотивировано тем, что департамент указал что, земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:112 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, площадью 57 959 456 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 был передан в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарский край на основании распоряжения Федерального агентства по Управлению государственным имуществом N 64-р от 03.02.2016 по акту приема-передачи имущества от 09.02.2016.
Суд апелляционной инстанции произвел процессуальную замену территориального управления на департамент с учетом пояснений департамента, территориального управления относительно нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:112 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 и правовой позиции общества, согласно которой общество не возражает против удовлетворения ходатайства о процессуальном правопреемстве и не поддерживает ранее высказанные возражения относительно позиции департамента и территориального управления.
26.01.2018 Департамент имущественных отношений Краснодарского края заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве истца по делу с ДИО КК на Администрацию муниципального образования Темрюкского района.
Определением суда от 16.04.2018 производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2018 по делу N А32-20022/2009 об отказе в процессуальном правопреемстве и его вступления в законную силу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказано.
Определение мотивировано тем, что судами по аналогичному делу N А32-20022/2009 установлено, что снятие земельных участков с государственного кадастрового учета означает изъятие его из гражданского оборота как несуществующего объекта, что исключает саму возможность перехода вещного права к кому-либо, в том числе к муниципальному образованию, то есть процесс правопреемства (определение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2018 по делу N А32-20022/2009; Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 03.08.2018 по делу NА32-20022/2009; определение ВС РФ от 31.01.2019 N 308- ЭС15-14328).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.10.2020 N КУВИ -002/2020-26259665 земельный участок с кадастровым номером 23:30:135006:112 расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, 6.5 км на северо-восток от г. Темрюка, на берегу Курчанского лимана, снят с кадастрового учета 21.07.2008, сведения для заполнения раздела 2 - Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
Вопросы фактической площади передаваемого земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 из одного уровня собственности в другую должны были быть урегулированы между прежним и настоящим субъектами зарегистрированных прав.
При указанных обстоятельствах, законных оснований для замены истца в порядке процессуального правопреемства заявитель не доказал.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил определение отменить, произвести замену в порядке процессуального правопреемства истца (взыскателя) по данному делу на администрацию муниципального образования Темрюкский район.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в связи с переходом к департаменту права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 общей площадью 57 959 456 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ГСП "Светлый путь" и объект недвижимого имущества - рисовую систему общей площадью 58 860 000 кв.м., расположенную по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ГСП "Светлый путь" (далее - рисовая система) в процессе рассмотрения данных споров произведена процессуальная замена истца на Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Как следует из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 21.12.2017 N 17469/016, исходя из актуальных сведений о местоположении границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:1305000:67, в его территорию не входили земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1305000:97, 23:30:1305000:98, 23:30:1305000:221 и 23:30:1305000:223, сведения о которых в настоящее время аннулированы в Едином государственном реестре недвижимости в связи с истечением срока временного характера сведений об указанных земельных участках.
Поскольку распоряжением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом N 64-р от 03.02.2016, актом приема-передачи имущества от 09.02.2016 земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 передан в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарскому краю без учета площади земельных участков занятых скважинами, то у департамента отсутствуют правовые основания для предъявления требований в отношении земель неразграниченной государственной собственности.
Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, за исключением отдельных случаев.
Согласно общедоступным сведениям ЕГРН, отраженным в выписке от 03.11.2017 N 99/2017/33912021 (копия прилагается), в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных в пределах указанного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Кроме того, по имеющейся в департаменте информации ответчиком осуществляется плата за пользование земельным участком, занятым скважиной, в местный бюджет администрации муниципального образования Темрюкский район.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" апелляционную жалобу не признало, просило определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв мотивирован тем, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у него субъективного материального права на спорный участок под скважиной N 1 ЮМГ и переход такого права от истца к администрации.
Общество обращает внимание суда на то, что основанием заявленного истцом иска являлся факт вхождения спорного участка под скважиной N 1 ЮМГ в составе принадлежащего Краснодарскому краю участка с к.н. 23:30:1305000:67.
В ходе рассмотрения дела (в том числе, в судебных заседаниях по делу 15.09.2020 и 09.11.2020) истец признал необоснованность заявленных им требований, поскольку на основании представленных 21.12.2017 ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений (т. 5, л.д. 53-54) установил, что спорный участок с к.н. 23:30:1305006:112 не входил в состав участка с к.н. 23:30:1305000:67, в связи с чем спорная скважина N 1 ЮМГ также не расположена на земельном участке с к.н. 23:30:1305000:67.
Данные выводы истца являются обоснованными и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам (в том числе сведениям из ЕГРН), подтверждающим тот факт, что в границах земельного участка с к.н. 23:30:1305000:67 не расположена скважина N 1 ЮМГ, и то, что расположенный под скважиной N 1 ЮМГ земельный участок не перешел во владение и распоряжение истца.
Таким образом, истец подтвердил, что спор с обществом у него отсутствует, никакие его права и законные интересы не затрагиваются и заявленные им требования являются необоснованными.
В настоящее время у общества отсутствуют споры с иными, кроме истца, органами государственной власти и с органами местного самоуправления по вопросу о строительстве и эксплуатации скважины N 1 ЮМГ, претензии такими лицами к обществу не предъявлялись.
Администрация не обращалась в суд с ходатайством о процессуальном правопреемстве истца на администрацию в данном деле. Более того, в отзыве на исковое заявление N 24-04/251 от 21.05.2010 (т. 3, л.д. 95-96) администрация указала, что считает заявленные истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению судом.
Также 09.11.2020 от администрации в материалы дела поступил отзыв на ходатайство истца, из которого следует, что администрация возражает против заявленного истцом ходатайства и полагает отсутствующими основания для процессуального правопреемства по делу.
Представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от 02.10.2020 в отношении спорного земельного участка с к.н. 23:30:135006:112 подтверждается, что такой участок снят с кадастрового учета 21.07.2008.
Общество полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что снятие земельного участка с государственного кадастрового учета означает изъятие его из гражданского оборота как несуществующего объекта, что исключает саму возможность перехода вещного права к кому-либо, в том числе - к муниципальному образованию, и наличие оснований для процессуального правопреемства по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации муниципального образования Темрюкского района указало, что считает определение суда первой инстанции от 09.11.2020 законным и обоснованным.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика пояснил, что истец никогда не обладал правом на спорный земельный участок.
На вопрос суда о том, чем подтверждается, что земельный участок N 112 не перешел в собственность Краснодарского края, представитель ответчика пояснил, что в материалах дела имеются выписки, подтверждающие, что земельный участок N 112 не входит в земельный участок с кадастровым номером 67, позднее также была представлена выписка о том, что скважина N 1 не находится в границах 67 земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 N 303-ЭС18-23092, необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.08.2019 N 309-ЭС19-6328 по делу N А76-11131/2016, правопреемство по вещно-правовым искам возможно. В качестве общего правила, которое определяет возможность процессуального правопреемства, возникающего на основе правопреемства материально-правового, федеральный законодатель закрепил изменение субъектного состава спорного правоотношения - выбытие одной из его сторон.
Однако данная правовая позиция о возможности правопреемства в вещно-правовом споре к рассматриваемому делу не применима по следующим основаниям.
Процессуальная замена истца в 2017 году с территориального управления на департамент была произведена на основании пояснений сторон о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:112 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, право собственности на который перешло 10.02.2016 к субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Доказательств того, что полномочия по распоряжению земельным участком, на котором расположена спорная скважина N 1 ЮМГ, перешли от Департамента имущественных отношений Краснодарского края к администрации муниципального образования Темрюкского района, то есть был осуществлен переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, в материалы дела не представлены.
Кроме того, из материалов дела и пояснений сторон, в том числе самого департамента, следует, что правомочий по распоряжению спорным участком департамент никогда не имел.
На настоящий момент департамент признает, что субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю не передавался земельный участок, на котором расположена спорная скважина N 1 ЮМГ.
Департамент указывает, что у него отсутствуют правовые основания для предъявления требований в отношении земель неразграниченной государственной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:135006:112 снят с кадастрового учета 21.07.2008.
Судом первой инстанции в обжалуемом определении обоснованно разъяснено, что снятие земельного участка с государственного кадастрового учета означает изъятие его из гражданского оборота как несуществующего объекта, что исключает саму возможность перехода вещного права к кому-либо, в том числе к муниципальному образованию. Вопросы фактической площади передаваемого земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 из одного уровня собственности в другую должны были быть урегулированы между прежним и настоящим субъектами зарегистрированных прав.
Фактически доводы департамента сводятся к тому, что на основании положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация имеет право на обращение с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности на скважину N 1 ЮМГ и освобождении земельного участка под ним, но департамент не приводит доказательств перехода такого права от департамента к администрации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что администрация муниципального образования Темрюкский район возражает против процессуального правопреемства по данному делу.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению определения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 в части отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве по делу N А32-20018/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20018/2009
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, ТУ Росимущества по КК
Ответчик: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Третье лицо: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район, Государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13530/2021
11.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15173/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20018/09
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2529/2021
22.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21347/20
14.06.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9013/16
13.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-20018/2009
25.11.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20018/09