г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А21-8169/2020 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34328/2020) ООО "Таможенно-Брокерское Агентство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.10.2020 г. по делу N А21-8169/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерское Агентство"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерское Агентство" (далее - ООО "Таможенно-Брокерское Агентство", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - ответчик, Таможня) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10012000-1157/2020 от 28.07.2020 г., в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.10.2020 г., принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 27.10.2020 г.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.10.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Общество указало, что Таможней не определен предмет административного правонарушения, поскольку товары, указанные в постановлении и явившиеся предметами административного правонарушения, не идентифицируются (индивидуализируются) с товарами, отобранными в качестве проб (образцов). В оспариваемом постановлении и акте отбора проб и образцов товаров отсутствуют сведения о маркировке, цвете, размере, индивидуальных признаках товаров, что также не дает оснований полагать о том, что это одни и те же товары.
В установленный определением суда срок, письменный отзыв на жалобу Таможней не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.11.2018 на Калининградский таможенный пост декларантом - ООО "Таможенно-Брокерское Агентство" подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10012020/101118/0071507 для помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (значение графы 37 ДТ - "78 00 000") товара N 1: одежда, принадлежности к одежде, домашние текстильные изделия, бывшие в употреблении, в ассортименте, в мешках одежда и принадлежности к одежде, производитель: неизвестен, товарный знак: товарный знак отсутствует, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: отсутствует. Вес брутто 14177 кг, вес нетто 13965 кг.
Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 6309 000 00 0 (графа 33 ДТ).
В рамках системы управления рисками таможней проведен досмотр товара, в ходе которого (акт таможенного досмотра N 10012030/161118/000184) выявлена взрослая и детская одежда и обувь без признаков ношения с этикетками и ярлыками, часть одежды имеет первичную упаковку: платки - 31 шт., полотенца - 2 шт., постельное белье - 4 комплекта, рубашки - 9 шт., трусы мужские - 21 шт., белье нижнее женское - 29 шт., колготки - 3 пары, бюстгальтеры - 21 шт., пижамы - 46 шт., свитера - 24 шт., футболки - 78 шт.. толстовки с капюшоном - 7 шт., пальто - 3 шт., куртки - 10 шт., жилеты - 4 шт.. блузки - К) шт., джинсы - 2 пары, брюки - 24 пары, головные уборы детские и взрослые - 99 шт., платья, юбки - 6 шт., обувь (в основном домашние тапочки и сланцы) - 29 пар. Общий вес нетто - 61.235 кг. Детская одежда: брюки - 12 пар, боди - 4 шт., пиджаки - 2 шт., куртки - 2 шт., комбинезон - 1 шт., платья - 1 шт., кофты - 22 шт. Общий вес нетто - 7.285 кг.
20.11.2018 в связи с несоблюдением условий выпуска товара, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС, Калининградским таможенным постом (ЦЭД) в выпуске товара N 1 отказано.
При проведении таможенного контроля в отношении указанного товара была проведена таможенная экспертиза. В соответствии с заключением эксперта ЭКС ЦЭКТУ г. Калининград от 25.12.2018 N 12401006/0038883 представленные образцы (одежда, обувь и др. изделия) не имеют признаков эксплуатации и значительного износа.
Исходя из сведений, указанных в заключении таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ г. Калининград от 25.12.2018 N 12401006/0038883, отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров ОТН и ПТ) таможни в отношении части товара N 1 по ДТ N10012020/101118/0071507 приняты Решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 22.02.2019 NN РКТ-10012000-19/000036 - РКТ-10012000-19/000064, в соответствии с которыми товары классифицированы в товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС: 6104; 6105; 6106; 6108; 6109; 6110; 6112; 6201; 6204; 6207; 6208; 6213; 6214; 6302.
Согласно служебной записке отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни от 25.02.2019 N 25-09/0283, от 22.06.2020 N 25-09/0884, в соответствии с пояснениями к товарной позиции 6309 ТН ВЭД ЕАЭС одежда без признаков износа (новая) должна быть включена в соответствующие товарные позиции. Исходя из сведений, установленных в результате таможенной экспертизы, об идентификации товаров, материалах изготовления, половозрастной принадлежности, на основании применения ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, товар, представленный для совершения таможенных операций по ДТ N10012020/101118/0071507 (товар N 1), следует классифицировать как товары, не относящиеся к товарам, бывшим в употреблении, различными кодами по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 6309 ТН ВЭД ЕАЭС "Одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении" для включения в данную товарную позицию изделия, ограниченный список которых дан в пунктах (1) и (2) пояснений, должны соответствовать двум следующим требованиям:
- (A) Они должны иметь признаки значительного износа независимо от того, требуется или нет их чистка или ремонт перед использованием. Новые изделия с дефектами качества, крашения и т.д. и загрязненные в магазине в данную товарную позицию не включаются.
- (Б) Они должны быть представлены навалом (например, в товарных вагонах) или в тюках, мешках или аналогичных упаковках для товаров, поставляемых навалом, или в кипах, связанных вместе без внешней упаковки или небрежно упакованными в ящики.
В противном случае товары должны быть включены в соответствующие товарные позиции.
Более того, согласно служебной записки отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни от 11.03.2019 N 26-09/0265, от 26.03.2019 N 26-09/0329, от 17.06.2020 N 26-09/0660 товары: одежда, принадлежности к одежде, домашние текстильные изделия с учетом разъяснений ОТН и ПТ таможни, включены в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 228 от 15.10.2013. Товары: одежда и обувь детская..., включены в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза 6 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза N 797 от 23.09.2011. Обращение продукции легкой промышленности на территории Союза возможно только после подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования о соответствии или сертификации.
Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 от 25 декабря 2012 года, определено, что представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется при помещении под таможенную процедуру свободная таможенная зона, продукции (товаров) бывшей в употреблении (эксплуатации).
В графе 44 ДТ N 10012020/101118/0071507 по товару N 1 сведения о документах о соответствии отсутствуют.
Усматривая в действиях Общества достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10012000-1157/2020 и назначено проведение административного расследования, по окончании которого в отношении Общества 13.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10012000-1157/2020 от 28.07.2020 г. Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в силу следующего.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Согласно статье 32 раздела XIII Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под "перемещением товаров через таможенную границу Союза" понимается - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС установлено, что лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствий с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, если: декларантом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294) к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 294 к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;
б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;
в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;
г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
На основании пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Таким образом, в силу приведенных норм установлена обязанность декларанта по соблюдению запретов и (или) ограничений, в том числе, при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
За несоблюдение таких требований действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
В рассматриваемом случае установлено, что Обществом задекларирован товар N 1: одежда, принадлежности к одежде, домашние текстильные изделия, бывшие в употреблении, в ассортименте, в мешках одежда и принадлежности к одежде, производитель: неизвестен, товарный знак: товарный знак отсутствует, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: отсутствует. Вес брутто 14177 кг, вес нетто 13965 кг.
В ходе контроля таможней установлено, что задекларированный товар не имеет признаков эксплуатации и значительного износа, что подтверждается заключением таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ г, Калининград от 25.12.2018 N 12401006/0038883.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недостоверности сведений о свойствах и характеристиках товара, а также об его классификационном коде, что повлекло за собой несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что Таможней не определен предмет административного правонарушения, поскольку товары, указанные в постановлении и явившиеся предметами административного правонарушения, не идентифицируются (индивидуализируются) с товарами, отобранными в качестве проб (образцов), а в оспариваемом постановлении и акте отбора проб и образцов товаров отсутствуют сведения о маркировке, цвете, размере, индивидуальных признаках товаров, что также не дает оснований полагать о том, что это одни и те же товары были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены.
Как следует из акта отбора проб от 23.11.2018 г. при его составлении присутствовал представитель Общества - Егоров С.А. Отобранные пробы в присутствии представителя Общества упакованы в 10 черных полимерных пакетов, опломбированных свинцовой пломбой ФТС. Впоследствии указанные образцы переданы в экспертное учреждение, в котором при визуальном осмотре мешков видимых повреждений обнаружено не было (л.д. 127 оборот).
Замечаний на указанный акт при отборе проб от представителя Общества не поступило.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции и сходя из представленных документов, в том числе акта отбора и экспертного заключения, предмет административного правонарушения определен правильно.
Более того, ссылки на расхождения в количестве товара, указанного в постановлении и акте отбора проб, также отклоняются судом, поскольку на экспертизу передавался ни весь товар, а только его часть. Вместе с тем, указанное не означает, что часть товара, не переданная на экспертизу, не является предметом административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции также не установлено.
Апелляционная коллегия ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
Санкция части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
По мнению суда апелляционной инстанции штраф, назначенный административным органом в минимальном размере санкции примененной статьи в сумме 50 000 руб. в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 октября 2020 года по делу N А21-8169/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерское Агентство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8169/2020
Истец: ООО "ТАМОЖЕННО-БРОКЕРСКОЕ АГЕНТСТВО"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ