г. Пермь |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А50-21393/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-21393/2020,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Комитету по физической культуре и спорту администрации Соликамского городского округа (ОГРН 1025901974823, ИНН 5919421205)
о взыскании санкций в сумме 78 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - Фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в арбитражный суд к Комитету по физической культуре и спорту администрации Соликамского городского округа (далее - должник, страхователь, Комитет) с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 78 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 02.11.2020, мотивированное решение изготовлено 10.11.2019), в удовлетворении требований Управления отказано в связи с допущенными процессуальными нарушениями при вынесении решения.
Не согласившись с судебным актом, Управление ПФР обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе управление настаивает на доводах о законности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ и соблюдении процедуры привлечения к ответственности; поясняет, что на основании Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 рассмотрение материалов и акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования было перенесено на 14.05.2020 в 12 час. 30 мин., уведомление о переносе сроков рассмотрения акта было направлено страхователю заказной почтовой корреспонденцией 08.04.2020, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020.
Комитетом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 01.03.2020, сведения фактически представлены 04.03.2020).
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 11.03.2020 N 203S18200006916, в котором предлагалось привлечь Комитет к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Акт проверки, содержащий информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки, направлен страхователю почтой 15.03.2020.
14.05.2020 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 203S1900009071, которым должник привлечен к ответственности по статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 78 500 рублей. Решение направлено страхователю 15.05.2020.
Поскольку в установленный требованием срок (до 26.06.2020) задолженность в полном объёме не уплачена, на основании пункта 1 части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика указанной финансовой санкции в размере 78 500 рублей.
По результатам рассмотрения заявления арбитражным судом выдан судебный приказ от 30.07.2020 по делу А50-17203/2020, который на основании определения от 13.08.2020 по тому же делу отменен в связи с представленными комитетом возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Фондом нарушена процедура привлечения к ответственности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 названного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из положений пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, предельный срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год истекал 01.03.2020, между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены страхователем 04.03.2020, то есть с нарушением установленного срока.
С учетом установленных обстоятельств, в отсутствие доказательств объективной невозможности соблюдения заявителем требований Закона N 27-ФЗ по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях (бездействии) страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Расчёт судом проверен и признан правильным, соответствующим требованиям статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности по статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 78 500 рублей является законным и обоснованным.
Между тем, повторно проверив соблюдение процедуры привлечения к ответственности, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о допущенных фондом нарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
В абзаце 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ определено, что акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с абзацем 9 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Такой срок составляет 15 дней (абзац 8 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как правильно установлено судом, в акте от 11.03.2020, в котором помимо обстоятельств совершения страхователем нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, содержалась информация о дате, времени и месте его рассмотрения - 20.04.2020 14 час. 00 мин., однако решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вынесено 14.05.2020.
Доказательств, подтверждающих, что страхователь извещался о времени и месте рассмотрения акта на 14.05.2020, в материалы дела не представлено.
Заявляя в апелляционной жалобе о том, что уведомление о переносе сроков рассмотрения акта было направлено страхователю заказной почтовой корреспонденцией 08.04.2020, управление соответствующих доказательств не представляет; список внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020, на который ссылается апеллянт, в материалах дела отсутствует (ст. 65 АПК РФ).
При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности, фонд во избежание нарушения прав и законных интересов страхователя обязан с достоверностью убедиться в том, что последний надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки.
Существенное нарушение порядка привлечения к ответственности, поскольку в нарушение положений пунктов 1, 4, 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным правоотношениям в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", непредставление в материалы дела доказательств извещения страхователя о составлении акта проверки, направления страхователю акта проверки, а также доказательств его извещения о месте и времени рассмотрения материалов проверки означает отсутствие доказательств соблюдения требования по обеспечению возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и возможности этого лица представить объяснения и в силу п. 12 ст. 101.4 названного Кодекса. Указанное относится к числу существенных нарушений процедуры рассмотрения акта и иных материалов проверки.
Результаты проверки, полученные с существенным нарушением порядка привлечения к ответственности, не могут являться основанием для взыскания санкции, напротив, могут служить основанием для отмены принятого решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
На основании вышеизложенного, поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности управлением не подтверждена, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-21393/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21393/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛИКАМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА