город Омск |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А75-10976/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13395/2023) Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2023 по делу N А75-10976/2023 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1138600001693, ИНН 8601999247, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 118 А) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104), при участии в деле третьих лиц, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" (ОГРН 1178617023617, ИНН 8603231309, адрес: 628616, город Нижневартовск, улица Мира, дом 36 помещение 1001), Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1138601000845, ИНН 8601049397, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 18), о признании недействительным предписания от 07.03.2023 N 27.08-Пр-КНО-65,
при участии в судебном заседании представителей:
от Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов - Калашникова А.А. (по доверенности от 28.12.202 N 56 сроком действия по 31.12.2024), Ряднов А.В. (по доверенности от 17.01.2024 N 4 сроком действия по 31.12.2024),
УСТАНОВИЛ:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - заявитель, фонд, Югорский фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, служба, Жилстройнадзор Югры) о признании недействительным предписания от 07.03.2023 N 27.08-Пр-КНО-65.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" (далее - ООО "УК "Диалог", управляющая компания), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент, Депстрой и ЖКК Югры).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2023 по делу N А75-10976/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Югорский фонд капитального ремонта обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемым предписанием от 07.03.2023 N 27.08-Пр-КНО-65 фонду предписано "предпринять весь комплекс мер, направленных на устранение выявленных нарушений, обеспечить работоспособность замененных при капитальном ремонте полотенцесушителей", что не соответствует обязанностям фонда, поскольку работоспособность спорных приборов зависит от множества факторов, в том числе и не связанных с полнотой и качеством выполненных работ по капитальному ремонту.
Фонд отмечает, что согласно результатам проведенной службой проверки, выявлено три причины нарушения циркуляции нагревающих приборы горячей воды, лишь одна из которых связана с неполнотой выполнения работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения. Податель апелляционной жалобы полагает, что прямая взаимосвязь имеющегося дефекта работы полотенцесушителей с неполнотой проведения работ по капитальному ремонту службой не установлена, не доказано наличие вины фонда в возникновении данного дефекта; факт невыполнения привлеченной фондом подрядной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Ремикс" (далее - ООО "Ремикс"), запланированных работ в полном объеме обусловлен действиями ряда собственников помещений, воспрепятствовавших проведению указанных работ, то есть обстоятельством непреодолимой силы для этой подрядной организации; наличие у фонда полномочий по инициированию внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих установление нового срока проведения невыполненных работ, не является основанием для вывода об обязанности фонда свершить действия по актуализации данной программы.
Жилстройнадзором Югры и ООО УК "Диалог" в материалы дела представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указанные лица с доводами апелляционной жалобы фонда не согласились, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего изменению не подлежащим.
Определением суда апелляционной инстанции от 30.11.2023 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 16.01.2024.
Определением суда апелляционной инстанции от 22.01.2024 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 01.02.2024.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 01.02.2024 представители Югорского фонда капитального ремонта поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Жилстройнадзор Югры, департамент, ООО "УК "Диалог", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.01.2023 в Жилстройнадзор Югры поступило обращение ООО "УК "Диалог" N 27-Вх-627 о направлении обращений жильцов дома N 56А по ул. Мира в г. Нижневартовске по вопросам выполнения мероприятий в ходе работ в рамках реализации окружной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
На основании решения службы от 02.03.2023 N 27.08-Пр-КНО-65 в период с 02.03.2023 по 07.03.2023 в отношении фонда проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведенной проверки служба пришла к выводу о нарушении фондом обязательных требований в части не обеспечения фондом как региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах надлежащего капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения, относящейся к общему имуществу дома, в доме N 56А по ул. Мира в г. Нижневартовске.
В результате проверки установлено, что до начала работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме полотенцесушители были подсоединены к системе теплоснабжения, а при выполнении капитального ремонта полотенцесушители переведены на систему горячего водоснабжения; при переводе полотенцесушителей с отопления на систему горячего водоснабжения сама замена полотенцесушителей произведена не во всех жилых помещениях указанного дома в связи с недопуском отдельными собственниками подрядной организации к проведению работ внутри квартир.
В ходе проверки служба пришла к выводу о нарушении фондом пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ),
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 07.13.2023 N 27.08-Пр-КНО-65.
По результатам проверки фонду выдано обязательное к исполнению предписание от 07.03.2023 N 27.08-Пр-КНО-65, в котором указано в срок до 13.04.2023 предпринять весь комплекс мер, направленных на устранение выявленных нарушений, обеспечить работоспособность замененных полотенцесушителей в жилых помещениях.
Не согласившись с выданным предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.10.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения, связанные с пользованием общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 утверждены Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - государственный контроль (надзор), Правила N 1702).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1702 государственный контроль (надзор) осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный контроль (надзор).
Согласно пункта 1 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п (далее - Положение), служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляющим функции по государственному регулированию контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
Пунктом 6.4 Положения установлено, что служба осуществляет региональный государственный жилищный надзор. В связи с вышеизложенным, служба является уполномоченным органом на осуществление государственного контроля (надзора).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 1702 одним из оснований для проведения контрольного мероприятия в отношении регионального оператора является наличие у органа государственного жилищного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно пункту 37 Правил N 1702 в случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения региональным оператором установленных требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений.
В рассматриваемом случае проверка проведена службой на основании поступившего обращения управляющей компании 30.01.2023, к которому были приложены обращения собственников многоквартирного жилого дома N 56А по ул. Мира в г. Нижневартовске, по вопросу о неполном проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения, что повлекло невозможность эксплуатации полтенцесушителей, подсоединенных к системе горячего водоснабжения, у всех собственников помещений в указанном доме.
Таким образом, в настоящем случае оспариваемое предписание выдано органом жилищного надзора по итогам проведенной в отношении фонда как регионального оператора внеплановой документарной проверки в рамках регионального государственного жилищного надзора в пределах предоставленных службе полномочий.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в числе прочего, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо, водоснабжения, водоотведения
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Пунктом 2.4.2 Правил N 170 установлено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что капитальный ремонт проводится в целях нормального функционирования всех инженерных систем в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно- регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Отношения в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре регулируются Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон N 54-оз).
Согласно статье 9 Закона N 54-оз окружной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) югорским оператором капитального ремонта общего имущества в таких домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких многоквартирных домах и региональным оператором.
Окружная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории автономного округа (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, и многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в соответствующем многоквартирном доме, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает предельную стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленную в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, а также домов, в которых имеется менее чем пять квартир, домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации окружной программы капитального ремонта приняты решения о сносе или реконструкции, и многоквартирных домов, расположенных на территориях закрывающихся населенных пунктов. Исключение таких многоквартирных домов из окружной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в окружную программу;
3) плановый период (три календарных года) проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в окружную программу, по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой Правительством автономного округа.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 54-оз в целях реализации окружной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта Правительством автономного округа на каждый плановый период, определенный окружной программой капитального ремонта (три календарных года), утверждается краткосрочный план реализации окружной программы капитального ремонта с распределением по годам в пределах указанного срока.
Статьей 17 Закона N 54-оз предусмотрено, что привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется югорским оператором, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как уже указывалось ранее, в силу пунктов 3, 4, части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
При этом региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Из системного толкования положений приведенных норм следует, что ответственность регионального оператора обусловлена фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, капитальный ремонт системы теплоснабжения производился на основании договора подряда N 309/СП от 24.08.2018, заключенному между фондом и ООО "Ремикс".
Как установлено судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, ненадлежащая работа полотенцесушителей в упомянутом доме была связана с тем, что при проведении капитального ремонта в 2019 году часть собственников помещений не допустила подрядную организацию ООО "Ремикс" в помещения, в которых находились полотенцесушители, что не позволило выполнить запланированный объем работ.
Так, в материалы дела представлены акты об отказе предоставить допуск в помещение к общему имуществу от апреля 2019 года, оформленные в порядке, установленном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2017 N 560-п "О порядке определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества с многоквартирном доме".
Как следует из процессуальной позиции фонда, выполнение части таких работ не во всем многоквартирном доме приводит к разбалансировке работы стояка горячего водоснабжения и системы водоснабжения в доме в целом. Устранение данного дефекта возможно только при полной замене в многоквартирном доме трубопроводов горячего водоснабжения; для восстановления работоспособности полотенцесушителей собственникам помещений в доме необходимо было предоставить 100 % доступ для замены трубопровода с полотенцесушителями и обратного трубопровода с сушилками для обуви, о чем фонд информировал как управляющую компанию, так и службу в ходе проверки.
Из материалов дела следует, что в связи с невозможностью выполнения вышеупомянутых работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения в связи с недопуском ООО "Ремикс" в жилые помещения, работы по договору подряда N 309/СП от 24.08.2018 были окончены; в связи с сокращением объема выполненных работ оплата подрядчику за счет средств фонда произведена пропорционально выполненным работам
При этом согласие собственников на допуск в жилые помещения было получено только в 2022 году, то есть после окончания работ, выполненных ООО "Ремикс".
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что не все собственники не допускали сотрудников подрядной организации к выполнению ремонтных работ в их жилые помещения, но и в тех квартирах, куда был обеспечен допуск подрядной организации на момент проведения службой проверки, функционирование полотенцесушителей, подсоединенных к системе горячего водоснабжения, не осуществлялось.
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 182 ЖК РФ к обязанностям регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме относится обязанность обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
Такой порядок на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2017 N 560-п "О порядке определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества с многоквартирном доме" и в ходе проверки службе были предоставлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о воспрепятствовании собственников помещений допуску сотрудников подрядной организации для надлежащего выполнения капитального ремонта системы горячего водоснабжения.
Вместе с тем, по верному указанию суда первой инстанции, воспрепятствование собственников помещений проведению работ по капитальному ремонту, зафиксированное в установленном законом порядке, на является основанием для бездействия фонда как регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, если в результате проведения части работ по капитальному ремонту не достигнута преследуемая цель, которой в рассматриваемом случае являлась работоспособность системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме.
Установление фактов воспрепятствования проведению работ собственниками помещений в многоквартирном доме является основанием для актуализации региональной программы, а именно - переноса работ на более поздний срок (пункт 4 части 4 статьи 168 ЖК РФ).
На основании пункта 1 статьи 12 Закона N 54-оз окружная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год на основании результатов мониторинга технического состояния МКД в порядке, утвержденном правительством автономного округа.
Невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием оказанию услуг и (или) выполнению работ определяется в порядке, установленном Правительством автономного округа (пункт 3.7.1 Порядка).
На основании акта о невозможности выполнения работ (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) региональный оператор в соответствии с подпунктом "б" пункта 223 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Правительством Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, по соглашению с подрядной организацией продлевает срок оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта на следующий год. При этом если следующий год является первым годом очередного (нового) периода Программы, в Программу вносятся соответствующие изменения.
В случае отказа подрядной организации от продления срока оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренный договором о проведении капитального ремонта, сокращается на объем услуг и (или) работ, выполнить который не представляется возможным по причине недопуска. Фактически оказанные подрядной организацией услуги и (или) выполненные работы подлежат приемке в Порядке приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленном постановлением Правительства автономного округа от 20.06.2014 N 222-п (пункт 3.7.2).
В случае если до истечения продленного срока оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, допуск подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома не предоставлен, повторно оформляется акт о невозможности выполнения работ (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ). Объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренный договором о проведении капитального ремонта, сокращается на объем услуг и (или) работ, выполнить который не представляется возможным по причине неоднократных недопусков. Фактически оказанные подрядной организацией услуги и (или) выполненные работы подлежат приемке в Порядке приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленном постановлением Правительства автономного округа от 20.06.2014 N 222-п.
В силу пункта 3.7.4 Порядка услуги и (или) работы по капитальному ремонту, не оказанные и (или) не выполненные в связи с воспрепятствованием их оказанию/выполнению, переносятся на второй или третий периоды Программы, следующие за периодом Программы, в котором не осуществлено их оказание/выполнение, за исключением случая, установленного подпунктом 3.7.5 настоящего пункта.
В свою очередь в пункте 3.7.5 Порядка предусмотрено, что в случае, когда услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме оказать/выполнить невозможно в связи с недопуском подрядной организации собственниками помещений в многоквартирном доме к инженерным сетям и расположенному на них санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию, расположенным в принадлежащих им помещениях, и доля этих помещений составляет менее 10 процентов от общего числа помещений в соответствующем многоквартирном доме, установление нового периода для завершения этих услуг и (или) работ не осуществляется на основании обращения регионального оператора в уполномоченный орган.
Таким образом, в силу упомянутых норм прав афонд как региональный оператор в случае недопуска собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации для надлежащего выполнения работ по капитальному ремонту имеет полномочия инициировать перенос срока выполнения работ на более поздний срок.
Вместе с тем, в настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фонд не направлял в адрес Депстроя и ЖКК Югры как уполномоченного органа государственной власти предложения в части переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту инженерных систем дома N 56А по у л. Мира в г. Нижневартовске.
Подателем апелляционной жалобы в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что им в установленном порядке принимались предусмотренные законодательством меры по актуализации Программы и переносу сроков капитального ремонта инженерных сетей упомянутого дома на более поздний срок, что является законным основанием для выдачи фонду предписания, предусматривающего принятие всего комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения работоспособности замененных при капитальном ремонте полотенцесушителей в жилых помещениях.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что факт неполного выполнения работ по ремонту системы горячего водоснабжения в спорном доме не является нарушением фондом норм действующего законодательства, что выявленные дефекты работы полотенцесушителей возникли не в результате ненадлежащего выполнения работ привлеченной фондом подрядной организацией, а являются следствием нарушения прав одних собственников помещений другими собственниками помещений в доме, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что неправомерное поведение части собственников помещений не освобождает фонд как регионального оператора по совершению действий, направленных на перенос срока выполнения ремонтных работ на более поздний срок путем актуализации Программы, что им сделано не было. При этом бездействие фонда в рассматриваемом случае нарушило в первую очередь права добросовестных собственников помещений, допустивших подрядную организацию к выполнению ремонтных работ в помещения, но в итоге не получивших услугу по капитальному ремонту надлежащего качества.
Законность и исполнимость предписания означают возложение на лицо только тех обязанностей по устранению нарушений, исполнение которых является обязательным для такого лица в силу закона. В рассматриваемом случае обязанность фонда как регионального оператора заключается в обеспечение процесса осуществления мероприятий Программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, и контроль за достижением в результате этих мероприятий необходимого уровня качества выполняемых робот по капитальному ремонту.
Отсутствие в оспариваемом предписании службы конкретных действий, которые должен совершить заявитель, не свидетельствует о неисполнимости этого предписания, поскольку фонд не ограничен в способе устранения выявленных нарушений статьи 182 ЖК РФ и, исходя из имеющихся у него полномочий, вправе сам выбрать способ действий, позволяющий исправить допущенные нарушения прав собственников.
Установление срока исполнения предписания, не позволяющего совершить действия по актуализации Программы, на что указывает податель апелляционной жалобы, не является основанием для признания предписания незаконным, поскольку фонд не лишен права обратиться в службу за продлением срока исполнения предписания. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств совершения каких-либо действий, направленных на восстановление прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку содержит требование, основанные на норме закона.
Отказав в удовлетворении требования фонда, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. В свою очередь апелляционная жалоба заявителя не содержит обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции и влекущих отмену судебного акта по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что фондом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на фонд. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2023 по делу N А75-10976/2023 - без изменения.
Возвратить Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 46000 от 14.11.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10976/2023
Истец: ЮГОРСКИЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДИАЛОГ"