г. Ессентуки |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А63-9591/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда "Региональный фонд развития курортов и поддержки гражданских инициатив" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2020 по делу N А63-9591/2020, принятое по исковому заявлению Правительства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601978607, ИНН 2634011856) к Фонду "Региональный фонд развития курортов и поддержки гражданских инициатив" (г. Кисловодск, ОГРН 1162651069074, ИНН 2628057549) о взыскании 1 280 312,49 руб., при участии в судебном заседании представителя Фонда "Региональный фонд развития курортов и поддержки гражданских инициатив" - Маденко Н.Д. (директор), в отсутствие представителей иных лиц, надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ставропольского края (далее - правительство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Фонду "Региональный фонд развития курортов и поддержки гражданских инициатив" (далее - фонд) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 1 272 662,61 руб. и 7 649,88 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Ставропольского края.
Решением от 16.10.2020 требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован существенными нарушениями фондом условий соглашения о предоставлении субсидии.
В апелляционной жалобе фонд просил решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование фактических обстоятельств дела. Заявитель указал, что не был надлежаще уведомлен о начавшемся процессе.
В отзыве на апелляционную жалобу правительство просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании директор фонда поддержал доводы, изложенные на апелляционной жалобе, заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Рассмотрев ходатайство, суд отказал в его удовлетворении, поскольку в нарушение статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документы, указанные в ходатайстве не были представлены в суд первой инстанции и доказательств наличия уважительных причин их не предоставления суду первой инстанции у заявителя не имеется.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Правительством в июле 2019 года в соответствии со статьей 12 Закона Ставропольского края от 10.10.2013 N 80-кз "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае", постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2013 г. N 112-п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Ставропольского края субсидий на осуществление некоторых видов деятельности социально ориентированными некоммерческими организациями в Ставропольском крае" (далее - Порядок) проведен конкурс социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на право получения из бюджета Ставропольского края субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по реализации социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае (далее - конкурс).
По результатам конкурса распоряжением Правительства от 15.08.2019 N 335-рп "Об определении победителей конкурса социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на право получения из бюджета Ставропольского края субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по реализации социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае в 2019 году и утверждении объемов субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по реализации социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае, предоставляемых победителям такого конкурса" фонд определен одним из победителей конкурса и ему утвержден объем субсидии в размере 1 797 329,17 руб.
19 августа 2019 года между правительством и фондом заключено соглашение N 457 о предоставлении из бюджета Ставропольского края субсидии (далее - соглашение).
Получатель субсидии соблюдает Порядок, в том числе цели и условия предоставления субсидий, предусмотренные Порядком и соглашением (пп. 2.2.1. соглашения).
Пункт 31 порядка предусматривает, что субсидии могут быть использованы получателями только на цели, указанные в социальном проекте. За счет предоставленных субсидий получатели вправе осуществлять оплату аренды нежилых помещений, а также оплату товаров, работ, услуг, связанных с выполнением мероприятий социальных проектов, проводимых социально ориентированными некоммерческими организациями. Использование получателями субсидий на иные цели запрещается.
Фонд обеспечивает в срок до 01.12.2019 достижение следующих показателей результативности (целевых показателей) предоставления субсидии: проведение обучающих мероприятий до медийному волонтерству и популяризации добровольчества для не менее чем 500 человек; формирование медиа-центра, состоящего из не менее 20 волонтеров; ежемесячное участие в обучающих, проектных и социально значимых мероприятиях проекта - не менее 200 человек; дополнительно вовлечено в добровольчество не менее 20 000 человек за период реализации проекта; информационный охват в решионе - не менее 200 000 человек, в СевероКавказском федеральном округе за пределами Ставропольского края - не менее 100 000 человек; 48 выходов в региональных СМИ; 30-500 публикаций о добровольческой деятельности в социальных сетях (2.2.4 соглашения).
Фонд представил на конкурс социальный проект, целью которого являлось создание системы вовлечения граждан в добровольческое движение, обеспечивающей качественное информирование, просвещение и приобщение к механизмам поддержки добровольчества не менее 20000 волонтеров в Ставропольском крае в 2019 году.
Расходы субсидии при реализации социального проекта согласно представленному фондом отчету по направлениям составили 2 000 000,00 рублей.
Платежным поручением от 22.08.2019 N 2176 правительство перечислило фонду денежные средства в сумме 1 797 329,17 руб.
Правительство осуществляет самостоятельно в пределах установленной компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 2.1.2 соглашения).
В январе 2020 года правительством проведена проверка соблюдения фондом условий, целей и порядка использования субсидий за 2019 год, по результатам которой составлен акт обязательной проверки соблюдения социально ориентированной некоммерческой организацией - фонд условий, целей и порядка использования субсидий из бюджета Ставропольского края на частичное возмещение расходов по реализации социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае от 28.01.2020 N 1 (далее - акт проверки).
Актом проверки установлено нецелевое использование субсидии в размере 1 272 662,61 руб. При проверке достоверности представленного отчета установлено следующее.
- в графу отчета "Объем субсидии, использованный на реализацию социального проекта" неправомерно включена сумма 200 000,00 руб., которая согласно социальному проекту заявлена как собственные расходы некоммерческой организации;
- социальный проект предусматривает 3 этапа реализации начиная с июля по октябрь 2019 года. При этом с целью размещения некоммерческой организации в офисных помещениях в смете социального проекта предусмотрена аренда помещений длительностью 6 месяцев (по декабрь 2019 года). Однако согласно платежному поручению от 02.09.2019 N 477512 некоммерческой организацией произведена оплата за аренду помещения с 01.09.2019 по 14.08.2020 на сумму 640 000,00 руб. Таким образом, оплата в сумме 417 471,3 руб. за период 01 января - 14 августа 2020 года является нецелевым расходованием бюджетных средств. Также следует отметить, что отсутствуют договор аренды помещения, акты выполненных работ;
- в отчете отсутствуют подлинники и копии документов, подтверждающие расходы (договор, акт выполненных работ, платежное поручение и т.д.) по приобретению сервисов для продвижения медиа-контента на сумму 46 000,00 руб.;
- отсутствует акт выполненных работ за услуги по настройке и сопровождению таргетированной рекламы на сумму 144 000,00 руб., (платежное поручение от 03.09.2019 N 302036), что не позволяет подтвердить достоверность произведенных расходов, а также целевое использование средств субсидии. Приложенный договор от 01.09..2019 N 17 с ООО "Региональный туристический центр" на услуги настройки и сопровождения таргетированной рекламы не содержит оттиска печати исполнителя, что не позволяет достоверно определить подлинность заключенной сделки;
- отсутствует акт выполненных работ за изготовление, сборку и установку баннеров на сумму 70 000,00 руб. (платежное поручение от 08.11.2019 N 34), что не позволяет подтвердить достоверность произведенных расходов, а также целевое использование средств субсидии. Приложенный договор от 03.09.2019 N 6/19 с ООО "ЕИЦ на изготовление полиграфической продукции не содержит оттиска печати исполнителя, что не позволяет достоверно определить подлинность заключенной сделки;
- в отчете отсутствуют подлинники и копии документов, подтверждающие расходы по организации образовательных программ на сумму 100 000 руб.;
- по статье расходов на оплату проезда экспертов образовательных мероприятий в отчете отсутствуют подлинники и копии документов, подтверждающие расходы на сумму 604 руб., отсутствуют акты выполненных работ в соответствии с договором от 24.08.2019 N 2408 с ИП Юртайкиным Сергеем Анатольевичем на сумму 60 000 руб., приложенный договор ль 24.08.2019 N 2408 не содержит оттиска печати исполнителя;
- отсутствуют акты выполненных работ на ремонт нежилых помещений на сумму 300 000,00 руб. (платежные поручения от 07.10.2019 N 17, от 22.11.2019 N 52), что не позволяет подтвердить достоверность произведенных расходов;
- в представленных в отчете документах отсутствует информация о произведенных расходах по оплате труда, включая: НДФЛ и страховые взносы, на сумму 134 587,31 руб.
25 марта 2020 года правительство направило в адрес фонда письмо N 07-30/4961 с требованием о возврате полученных средств гранта в сумме 1 272 662,61 руб.
Неисполнение фондом требования о возврате денежных средств гранта послужило основанием для обращения правительства в суд с требованиями по настоящему делу.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка грант должен быть израсходован получателем на цели, предусмотренные настоящим пунктом, в течение 18 месяцев с даты поступления средств гранта на лицевой счет неучастника бюджетного процесса.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.2.8 Соглашения, согласно которому получатель гранта обязуется израсходовать грант на цели, предусмотренные подпунктами 3.2.3 и 3.2.4 настоящего соглашения, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет получателя.
Пункт 2.2.5 соглашения предусматривает случаи, при которых субсидия подлежит возврату в доход бюджета Ставропольского края, в частности, по фактам проверок, проведенных Правительством и установления нецелевого использования субсидии.
В соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и (или) органом государственного финансового контроля, и (или) в случае недостижения получателем показателей результативности (целевых показателей) предоставления субсидии, а также в иных случаях, установленных Порядком, требует возврата полученной субсидии в доход краевого бюджета.
Суд установив, факт нецелевого использования субсидии, непредставление полных и достоверных документов, подтверждающих обратное, пришел к выводу о возврате субсидии в доход краевого бюджета (пункт 2.2.5 соглашения).
Обращаясь в суд первой инстанции, правительство также просило взыскать с фонда проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7649,88 руб. за период с 25.05.2020 по 03.07.2020.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитор) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ответчик своевременно не исполнил обязательства по перечислению субсидии, в связи с допущенной просрочкой в перечислении субсидии, у правительства возникло право требования с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за спорный период.
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами и признан верным.
Довод фонда о ненадлежащем извещении о судебном процессе отклоняется.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Согласно частям 1, 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.2020 принято к производству исковое заявление, судебный акт направлен в адрес лиц, участвующих в деле по юридическим адресам и адресам, имеющимся в материалах дела.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом фонда является: 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Азербайджанская, дом 43. Этот же адрес фонд указал и в своей апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции в целях извещения фонда о начавшемся судебном процессе направил почтовое извещение N 35504849829182 о принятии искового заявления к производству по вышеуказанному адресу, однако корреспонденция вернулась в суд с отметкой "истек срок хранения".
Направленное в адрес фонда определение от 03.08.2020 о назначении судебного заседания (почтовое извещение N 3550450795940) также вернулась в суд с отметкой "истек срок хранения".
Определением от 21.09.2020 судебное разбирательство отложено, о чем фонд уведомлен посредством направления телеграммы, которая вручена руководителю фонда лично (т. 2 л.д. 157).
Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 17412/08).
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого лица и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должно нести сам фонд.
В силу статьи 123 АПК РФ участвующие в деле лица и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, в том числе, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Действуя добросовестно, фонд мог воспользоваться правом на представление дополнительных доказательств либо возражений, предусмотренные статьей 41 АПК РФ, однако указанные права последним реализованы не были.
В такой ситуации оснований полагать, что фонд был лишен возможности участвовать при рассмотрении дела в суде первой инстанции, защищать свои права и законные интересы и представлять аргументированные возражения, доказательства у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2020 по делу N А63-9591/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9591/2020
Истец: Правительство Ставропольского края
Ответчик: ФОНД "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ