Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2021 г. N Ф04-2301/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А03-20760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича (N 07ап-9398/20), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2020 по делу N А03-20760/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича к Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 о признании недействительным решения от 09.09.2019 N 37-пдс о возмещении излишне понесенных расходов, с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Зенкиной Юлии Сергеевны,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зенкин Александр Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель, страхователь, ИП Зенкин А.С.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 1 (далее - заинтересованное лицо, Фонд, страховщик, ГУ АРО ФСС) о признании недействительным решения от 09.09.2019 N 37-пдс о возмещении излишне понесенных расходов. К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зенкина Юлия Сергеевна.
Решением суда от 17.08.2020 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, представленные документы прямо свидетельствуют о выполнении Зенкиной Ю.С. штатных обязанностей юриста.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Зенкин Александр Сергеевич зарегистрирован в качестве лица, имеющего право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 04.09.2014. Основным видом деятельности является - Производство электромонтажных работ, так же в ЕГРИП зарегистрировано еще 10 дополнительных видов деятельности. С 15.11.2017 состоит на учете в Филиале N 1 ГУ - Алтайского РО Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов под регистрационным номером 2201013534.
Филиалом N 1 ГУ - Алтайского РО Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ИП Зенкина А.С. за период с 15.11.2017 по 31.12.2018 проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, представленных страхователем для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением страхователя, по итогам которой составлен акт от 12.08.2019 N 149-ПДС, в котором страховщик указал на выявленные нарушения, которые заключаются в излишне понесенных страховщиком расходах в общем размере 360 964,09 руб., из которых: на выплату пособия по беременности и родам в сумме 185056,20 руб., единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 18802,88 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 157105,01 руб., следующему застрахованному лицу - Зенкиной Ю.С.
По результатам рассмотрения акта Филиалом N 1 ГУ - Алтайского РО Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение от 09.09.2019 N 37- ПДС о возмещении излишне понесенных расходов.
Названным решением страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 360964,09 руб. на расчетный счет страховщика.
Не согласившись с решением Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.09.2019 N 37-ПДС о возмещении расходов, ИП Зенкин А.С. обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что Фонд правомерно отказал в зачёте и выделении средств на осуществление расходов на цели обязательного социального страхования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела ИП Зенкин Александр Сергеевич, зарегистрировавшись 15.11.2017 в качестве страхователя в филиале N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, 27.11.2017 представил реестр сведений для выплаты пособия по беременности и родам Зенкиной Ю. С., 04.07.2018 ИП Зенкиным А.С. был представлен реестр сведений для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Зенкиной Ю. С.
На основании представленных страхователем сведений, филиалом N 1 отделения Фонда произведена выплата пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а так же в период с 08.03.2018 по 31.12.2018 (10 месяцев) на лицевой счет Зенкиной Ю.С. Фонд перечислял ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной проверки у ИП Зенкина А.С. Фондом истребованы (требованием) документы.
В ответ на истребование документов Зенкиным А.С. были представлены пояснения: штатное расписание за 2017 и 2018 не велось; оборотно-сальдовые ведомости за 2017-2018 по счетам бух. учета отсутствуют, в связи с тем, что бух учет по счетам не ведется; Форма N 2 не ведется (отчет о прибылях и убытках); сводные ведомости по заработной плате и расчетные ведомости по видам начислений и по сотрудникам отсутствуют, в связи с тем, что не было начислений; книга регистрации приказов за 2017,2018 не ведется, производственные приказы отсутствуют; Приказ о приеме на работу Зенкиной Ю.С. отсутствует, принята на основании трудового договора; должностная инструкция юриста отсутствует; табели учета рабочего времени Зенкиной Ю.С. за октябрь-декабрь 2017, январь-декабрь 2018 отсутствует.
На дату 01.07.2019 (дата пояснения) данные документы отсутствовали.
На акт проверки N 149-ПДС от 12.08.2019 Зенкин А.С. в возражениях указал (от 27.08.2019), что с выводами акта не согласен, в связи с тем, что Зенкина Ю.С. действительно выполняла трудовые функции юриста и продолжает их выполнять в настоящее время после окончания отпуска по уходу за ребенком. Попросил предоставить еще 5-7 рабочих дней для предоставления письменных доказательств осуществления трудовых функции Зенкиной Ю.С. и попросил перенести рассмотрение результатов проверки на дату после 15.09.2019, так как Зенкина Ю.С. занята в судебных заседаниях в период с 09 по 13 сентября 2019 в г. Томске и г.Тюмени. 28.08.2019 Зенкину Ю.С. был направлен ответ, что рассмотрение состоится 09.09.2019 Зенкин А.С. никаких документов подтверждающих факт выполнения Зенкиной Ю.С. не представлял до 2020.
Данные обстоятельства ИП Зенкиным А.С. в судебном заседании не опровергнуты, а подтверждены.
В ходе судебного заседания Зенкиной Ю.С. представлены табели учета рабочего времени за период с июня по октябрь 2017 года, где Зенкина Ю.С. работает по 8 часов в день. Представлены документы о сдаче отчетов за полугодие, 3 квартал и 2017 год. Дата сдачи отчетов указана 06.07.2020.
Зенкина Ю.С. в ходе судебного заседания пояснила, что Зенкин А.С. является добросовестным налогоплательщиком и предоставила отчеты 4-ФСС за указанный период, в которых усматривается начисление Зенкиной Ю.С. заработной платы ежемесячно в размере 11 000 рублей за полный месяц за период с июля по сентябрь 2017. И за не полно отработанные месяцы, а именно июнь и октябрь 2017. Вместе с этим, Фондом установлено, что отчеты за период с 2017 по полугодие 2020 не сдавались, что подтверждает недобросовестность страхователя, которые получили средства Фонда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно критически отнесся к данным документам, принимая во внимание первичные пояснения Зенкина А.С., представленные в ходе выездной проверки, согласно которых Зенкиной Ю.С. заработная плата ей не начислялась. Ведомостей по заработной плате не представлено, начислении по заработной плате не было, табели учета рабочего времени Зенкиной Ю.С. не велись.
Отклоняя доводы о том, что Зенкина Ю.С. фактически осуществляла трудовую деятельность у предпринимателя с июня 2019, суд первой инстанции обоснованно указал, что они не имеют правового значения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Из материалов дела усматривается, что трудовой договор с Зенкиной Ю.С подписан Зенкиным А.С. 15.10.2017. Дата оформления трудовой книжки Зенкиной Ю.С., а также дата записи о приеме на работу - 15.10.2017.
Соответственно официально трудовые отношения между Зенкиной Ю.С. и Зенкина А.С., а соответственно и отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (Зенкина А.С.) по всем видам обязательного социального страхования возникают с 15.10.2017.
Так же в материалы дела Фондом представлены документы, свидетельствующие о том, что при постановке на учет по беременности и родам 27.09.2017 года, Зенкиной Ю.С. указано место работы - ООО "Горавтотранс".
В подтверждении своей работы Зенкина Ю.С. предоставила переписку с общей эл. почты, которая принадлежит Зенкину А.С. Между тем, коллегия суда апелляционной инстанции соглашается, что данная переписка не подтверждает именно работу Зенкиной Ю.С.
Кроме того, в письменных пояснениях, данных в период проведения проверки, Зенкин А.С. указал, что принял супругу, в связи с тем, что принял решение участвовать в торгах, проводимых в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, так как Зенкина Ю.С. обладает большим опытом в указанной узко-специализированной деятельности.
Однако данный факт опровергается распечаткой с сайта госзакупок. Впервые ИП Зенкин А.С. участвовал в 2020 году.
Таким образом, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия представлены заявителем, вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что в соответствии с производственным календарем на 2017 год, утвержденным Министерством труда и социального развития, 15.10.2017 является выходным днем (воскресенье). Следовательно, трудовой договор с Зенкиной Ю.С. был заключен в день, который являлся выходным днем в целом, так и для Зенкиной Ю.С. в частности. 19.10.2017 начался отпуск по беременности и родам Зенкиной Ю.С., то есть, фактически отпуск по беременности и родам у неё начался через три дня от даты оформления трудовых отношений, наличие которых доказывает страхователь.
Формальное соответствие представленных документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях общества, поскольку Зенкиной Ю.С. была принята непосредственно перед наступлением страхового случая.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Зенкиной Ю.С. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Зенкиной Ю.С. на работу и обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
При этом, выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. В случае, если работодателем допущены нарушения или злоупотребления при выплате социальных пособий, спорные расходы должны быть произведены за его счет.
Доводы Зенкина А.С. о том, что трудовой договор оформлен позднее в связи с наличием формальных проблем, поскольку не является специалистом ни в кадровой, ни в бухгалтерской деятельности, ему не было известно, что он должен встать на учет в качестве страхователя при трудоустройстве первого сотрудника, а так же то, что он как добросовестный налогоплательщик обращался за консультациями в специализированные компании по данному поводу, и полагал, что отчетность сдается и взносы им оплачиваются, судом рассмотрены и отклонены, как не соответствующие материалам дела.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из материалов дела усматривается, что заявитель обратился в консалтинговую компанию "Канцлер" с целью трудоустройства Зенкиной Ю.С. Зенкиным представлен договор с Канцлером от 22.04.2016, где указано, что Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по передаче составленных, заполненных и подписанных собственноручно директором Заказчика и заверенные печатью Заказчика документы в 2 экземплярах, а также на электронном носителе, сверить их, сделать отметку на бумажном носителе о приме документов, своевременно отправить информацию, предоставить по требованию Заказчика документы подтверждающие факт и срок приема передаваемой информации и т.д.
Однако документов, которые передавал Зенкин А.С. при проведении проверки не представлено. Представленная квитанция об отправке отчетов ООО "Гусар" которая датирована только 03.07.2020.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 г. N 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
Таким образом, для получения соответствующего возмещения страхователь, являясь работодателем, должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений.
Возмещение средств из Фонда социального страхования РФ является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Создание искусственной ситуации с целью получения от Фонда социального страхования Российской Федерации средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и нормам статьи 10 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах.
Необоснованная выплата Зенкиной Ю.С. пособий означает переложение бремени участия в образовании средств Фонда социального страхования на другие категории граждан, что ведет к нарушению конституционного принципа справедливости общественных интересов (статья 17 Конституции РФ), а также нарушению основного принципа осуществления обязательного социального страхования - устойчивостью финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой эквивалентностью страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования; обязательностью уплаты страхователями страховых взносов (статья 4 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования").
Проверив выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля" (далее - Закон N 294- ФЗ) коллегия считает их обоснованными.
Процедура проведения контрольных мероприятий государственными внебюджетными фондами регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 26.14 Закона N 125-ФЗ страховщик (территориальные органы Фонда) проводит камеральные и выездные проверки. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
Кроме того, на основании части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя также проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125- ФЗ.
Согласно части 3 статьи 33 Закона N 212-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 26.14 Закона N 125-ФЗ также предусмотрено, что территориальные органы страховщика проводят выездные проверки страхователей на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок страхователей.
При этом, как верно отмечено судом, положения Законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ не обязывают органы контроля где-либо публиковать график плановых выездных проверок, как и уведомлять страхователей о проведении проверок.
Как пояснил представитель Фонда в судебном заседании, в рассматриваемом случае совместным приказом от 24.12.2018 N 374/3654 ГУ-Отделения ПФР по Алтайскому краю и отделения Фонда утвержден план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на 2019 год.
В утвержденный на 2019 год план-график выездных проверок включен заявитель с указанием месяца начала проверки по плану - июнь.
Таким образом, выездная проверка в отношении заявителя проведена отделением Фонда на основании совместного плана-графика выездных проверок на 2019 год.
Согласно части 4 статьи 35 Закона N 212-ФЗ и пункта 4 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ, решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов (страхователя); предмет проверки; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч.5 ст.35 Закона N 212-ФЗ, п.5 ст.26.16 Закона N 125- ФЗ).
Приказом Фонда от 11.01.2016 N 2 (приложение N 7 к приказу), зарегистрированным в Минюсте России 18.02.2016 N 41133, утверждена форма решения о проведении выездной проверки (форма 9-ФСС), не предусматривающая указания срока проведения выездной проверки, а также перечня документов, истребуемых для проверки.
Соответственно, территориальный орган Фонда, как верно указал суд, не может в решении о проведении выездной проверки указывать период её проведения и перечень запрашиваемых к проверке документов.
Проведение проверки было поручено Прудниковой Татьяне Владимировне - главному специалисту-ревизору филиала N 1 отделения Фонда.
Исходя из общих положений статьи 35 Закона N 212-ФЗ и статьи 26.16 Закона N 125- ФЗ, при выездной проверке может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении. Такая проверка страхователя проводится территориальным органом Фонда не чаще чем один раз в три года. Выездная проверка страхователя не может продолжаться более двух месяцев, при проведении выездной проверки обособленного подразделения страхователя срок проверки не может превышать один месяц. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Справка о проведенной проверке составляется в последний день проведения выездной проверки.
Относительно документов, запрашиваемых при проведении проверки, обоснованно отмечено, что страхователь обязан обеспечить возможность должностных лиц территориального органа Фонда, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч.21 ст.35 Закона N 212-ФЗ, п.21 ст.26.16 Закона N 125-ФЗ).
Процедура истребования (представления) документов при проведении проверки предусмотрена статьями 37 Закона N 212-ФЗ и 26.18 Закона N 125-ФЗ.
В силу части 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ должностное лицо территориального органа Фонда, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Истребуемые документы могут быть представлены в территориальный орган Фонда лично или через уполномоченного представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью (ч.2 ст.37 Закона N 212-ФЗ, п.2 ст.26.18 Закона N 125-ФЗ).
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (ч.2 ст.37 Закона N 212-ФЗ, п.3 ст.26.18 Закона N 125-ФЗ). В случае необходимости территориальный орган Фонда вправе ознакомиться с подлинниками документов (ч.4 ст.37 Закона N 212-ФЗ, п.5 ст.26.18 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, положения Законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ, устанавливающих требования о составлении плана-графика проведения выездных проверок, о порядке и сроках проведения проверки, а также об истребовании документов при проверке, отделением Фонда не нарушены, доказательств обратного заявителем не представлено.
Из материалов дела следует, что 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 19.12.2016 N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" Фондом в ряде субъектов Российской Федерации реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 Алтайский край участвует в реализации указанного пилотного проекта с 01.07.2017.
Пунктом 1 указанного постановления утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В силу пункта 2 Положения N 294, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия. В свою очередь страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия (п.3 Положения N 294).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные п.3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом (п.4 Положения N 294).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в полном объеме), либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (п.8 Положения N 294).
Непосредственная выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (п.9 Положения N 294).
Таким образом, пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в строго установленные законодательством сроки на основании представленных страхователями сведений (документов).
При этом в соответствии с пунктом 17 Положения N 294, контроль за полнотой и достоверностью предоставляемых страхователями сведений осуществляют территориальные органы Фонда.
Согласно пункту 16 Положения N 294, за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность страхователя подтверждать правильность расходования средств на выплату страхового обеспечения предусмотрена пунктом 19 статьи 17 Закона N 125-ФЗ и пункта 6 части 2 статьи 4.1. Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В этой связи, Филиал N 1 при проверке обоснованно пришел к выводу о том, что действия ИП Зенкина А.С. направлены на создание искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования, а страховщиком излишне понесены расходы по выплате пособий, в общем размере 360964,09 руб., в связи с чем, страхователю было правомерно предложено добровольно возместить указанные расходы на расчетный счет страховщика.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2020 по делу N А03-20760/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20760/2019
Истец: Зенкин Александр Сергеевич
Ответчик: ГУ Филиал N 1 Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Зенкина Ю С