Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2021 г. N Ф05-9185/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-14661/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Кимос-Транс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-14661/20 (115-189)
по заявлению ООО "Кимос-Транс"
к ИФНС России N 26 по г. Москве
о признании недействительным,
при участии:
от заявителя: |
Рощин Ф.П. по дов. от 11.01.2021; |
от ответчика: |
Перетряхина А.С. по дов. от 31.07.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кимос-Транс" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд к ИФНС России N 26 по г. Москве (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) с требованиями о признании недействительными постановления N 04-06/175 от 16.07.2018, N 04-06/175/3 от 11.02.2019 о производстве выемки документов и предметов (далее - постановления), о признании незаконными действия по производству выемки, оформленных протоколом от 17.07.2018 и составлению протокола от 11.02.2019, об обязании возвратить подлинные документы, изъятые по протоколам выемки.
Решением суда от 30.10.2020 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и требования.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что налоговый орган на основании решений от 30.03.2018 N 04-16/897 и 29.03.2018 N 04-16/896 проводил выездную налоговую проверку ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс", в ходе которой на основании постановления от N 04-06/175 от 16.07.2018, N 04-06/175/3 от 11.02.2019 была проведена выемка документов и предметов в помещениях по адресу: г.Москва, ул.Наметкина, д.1, с фиксацией данного действия в протоколе, с описями изъятых документов и предметов.
Заявитель обжаловал постановления и действия по производству выемки в УФНС России по г.Москве, которая решением от 12.08.2019 N 21-19/147037 оставила жалобу без удовлетворения.
Решением ФНС России от 31.10.2019 N 21-16/27444 жалоба налогоплательщика на действия должностных лиц Инспекции, выразившиеся в составлении протоколов осмотра территорий, помещений, документов, предметов и на решение УФНС России по г. Москве от 12.08.2019 N 21-19/147037, также оставлена без удовлетворения.
Заявитель, оспаривая постановления и действия, указывает на следующие нарушения:
1) основания для производства выемки отсутствовали, поскольку налогоплательщик предоставлял все документы на требования, направленные ему во время проведения выездной проверки, к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не привлекался, доказательств возможного сокрытия документов не представлено;
2) налогоплательщик не был извещен о производстве выемки, при производстве выемки не были разъяснены права, понятые не были представлены лицам участвующим в выемке от налогоплательщика;
3) инспекцией изымались документы, не относящиеся к деятельности налогоплательщика, в помещениях ему не принадлежащих.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (либо в случае невозможности обеспечить помещение для проверки - проводится на территории налогового органа) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в течение не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (пункты 6 и 7), предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ).
Согласно пунктам 12 и 14 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверке у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ, которые согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ должны быть представлены налогоплательщиком в течение 10 дней с даты получения требования.
Пунктом 3 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 94 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в установленном этой статьей порядке, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, а также в случае отказа в предоставлении или не представление в установленный срок копий документов по требованию о представлении документов, направленному в порядке статьи 93 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка.
Из приведенных норм выше налогового законодательства следует, что:
1) выемка и ознакомление с подлинниками документов может производиться налоговым органом только на территории налогоплательщика на основании мотивированного постановления;
2) выемка производится при наличии достаточных оснований полагать, что имеющиеся у налогоплательщика оригиналы документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;
3) выемка производится при недостаточности копий документов, предоставленных налогоплательщиком, в том числе ввиду необходимости проведения экспертизы, для которой нужны оригиналы документов.
Иных оснований для проведения выемки положения указанных статей НК РФ не содержат, что соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 г. N 18120/10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Организации и физические лица на основании пункта 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям.
Из анализа положений статей 82, 83, 89 и 94 НК РФ следует, что:
- выемка документов и предметов может проводится только в ходе проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, с целью получения оригиналов документов и предметов, необходимых для налогового контроля;
- действие по выемке документов и предметов может проводится на территории (в помещении), являющемся местом нахождения налогоплательщика, в том числе занимаемом на праве собственности, аренды или постоянного (временного) пользования, а также в помещении, в котором находятся (хранятся) документы налогоплательщика, в присутствии налогоплательщика или его представителя, собственника (владельца) помещения, в котором находятся документы, а также понятых.
Налоговым органом в процессе проведения выездной проверки было установлено, что ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс" находятся по одному адресу, используют одни и те же помещения, кадровый персонал, централизованную бухгалтерию, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, вовлечены в единый производственный процесс.
Данные организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по финансово-хозяйственной деятельности, ведение налоговой и бухгалтерской отчетности осуществляется одними лицами, сотрудники данных организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии со своими должностными обязанностями.
Установив указанные обстоятельства, Инспекция с целью избежать сокрытия и уничтожения документов, подтверждающих данные обстоятельства, вынесла постановления о производстве выемки от 11.02.2019 N 04-06/175/2, от 11.02.2019 N 04- 06/175/3.
Довод об отсутствии оснований для вынесения постановлений ввиду представления всех документов по требованиям в ходе выездной проверки, не принимается, поскольку налогоплательщик на требования о представлении документов не представил следующие документы: путевые листы, штатное расписание с наименованием должностей, договора, в рамках которых заявитель выполнял работы собственными силами и иные документы.
В жалобе общество указывает на представление штатного расписания в ответ на требования от 30.03.2018 N 04-11/9785 и 24.12.2018 N 2990.
Между тем, из материалов дела усматривается о необходимости представления штатного расписания с наименованием должностей, в свою очередь из описи налогоплательщика не усматривается надлежащее исполнение требования налогового органа от 24.12.2018 N 2990. Кроме того, факт представления лишь штатного расписания не свидетельствует об исполнении требований налогового органа в полном объеме, поскольку заявителем помимо штатного расписания не были представлены путевые листы и договора, в рамках которых заявитель выполнял работы собственными силами и иные документы.
Суд первой инстанции, с учетом приведенных налоговым органом доводов о не представлении документов на требования, наличии хозяйственных операций с участием этого контрагента и их возможной "фиктивности", пришел к правильному выводу, что указанные обстоятельства являются достаточным основанием для проведения выемки в соответствии с положениями статей 89, 94 НК РФ.
Учитывая изложенное, постановления вынесены Инспекцией в строгом соответствии со статьей 94 НК РФ, ввиду наличия обоснованных сомнений и подозрений в возможном сокрытии и уничтожении документов, необходимых для осуществления налогового контроля, приведенные заявителями доводы противоречат фактическим обстоятельствам и положениям НК РФ.
В ходе осмотра помещений по адресу местонахождения ООО "Кимос-Транс", ООО "ТК Кимос": 117525, г. Москва, ул.Днепропетровская, дом 3, корп.5, Инспекцией установлено, что финансово-хозяйственные документы ООО "Кимос-Транс", ООО "ТК Кимос" по данному адресу не располагаются.
В ходе осмотра помещений по адресу фактического местонахождения ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс": г. Москва, ул. Наметкина, дом 1, Инспекцией установлено, что по указанному адресу находятся офисные помещения ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс", в которых обнаружены финансово-хозяйственные документы указанных организаций, ключи от системы Банк-клиент с наименованиями организаций, флэш-карты и иная информация и предметы, указанные в протоколе от 17.07.2018 N 1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов.
Согласно протоколу от 17.07.2018 N 1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов, осмотр проведен сотрудниками Инспекции при участии представителя указанных организаций Барановой Ю.В., в присутствии понятых и иных лиц (сотрудников полиции).
Выемка проводилась 17.07.2018 по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, дом 1, на основании постановлений от 16.07.2018 N 04-06/175, от 16.07.2018 N 04-06/175/1 произведена выемка, изъятие документов и предметов, касающихся деятельности ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс", составлен протокол от 17.07.2018 N 04-06/1 о производстве выемки, изъятия документов и предметов. Постановления о производстве выемки документов от 16.07.2018 N 04-06/175, от 16.07.2018 N 04-06/175/1 вручены ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс", что подтверждается подписями Громовой Ю.А.
В протоколе N 04-06/1 от 17.07.2018 о производстве выемки, изъятия документов и предметов, а также в протоколе N 1 от 17.06.2018 осмотра территорий, помещений, документов, предметов указаны проверяемые организации ООО "ТК Кимос", ООО "Кимос-Транс", в отношении которых проводились выездные налоговые проверки, также указано, что замечания от участвующих и присутствующих лиц не поступали.
Таким образом, согласно протоколу выемки N 04-06/1 от 17.07.2018 документы и предметы изъяты именно у ООО "ТК Кимос", и ООО "Кимос-Транс", все изъятые документы имеют отношение к финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс" в проверяемом периоде.
Все изъятые документы перечислены в описи к протоколу N 04-06/1 от 17.07.2018 о производстве выемки, изъятия документов и предметов, копия описи получена представителем проверяемых организаций Барановой Ю.В.
Согласно постановлениям от 11.02.2019 N 04-06/175/2, от 11.02.2019 N 04- 06/175/3 о производстве выемки, изъятия документов и предметов, в ходе проведения выездных налоговых проверок в качестве свидетелей были допрошены водители автотранспортных средств, которые осуществляют перевозку медицинского персонала, в рамках государственных контрактов, заключенных с ООО "ТК Кимос", ООО "Кимос-Транс". По результатам допросов установлено, что в настоящее время документы по финансово-хозяйственной деятельности проверяемых организаций находятся по адресу: г.Москва, Нахимовский проспект, д.52/27.
Постановление от 11.02.2019 N 04-06/175/2 о производстве выемки, изъятия документов и предметов 11.02.2019 вручено представителю ООО "ТК Кимос", в постановление от 11.02.2019 N 04-06/175/3 о производстве выемки, изъятия документов и предметов имеется запись об отказе в получении представителем ООО "Кимос-Транс", сделанная в присутствии понятых.
11.02.2019 произведены осмотр и выемка документов с 11.30 по 18.00 в присутствии понятых, специалиста, сотрудников УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве, представителя ООО "ТК Кимос", о чем составлены протокол N 04-06/175/7 от 11.02.2019 о производстве выемки, изъятия документов и предметов и протокол N 175/8 от 11.02.2019 осмотра территорий, помещений, документов, предметов.
В протоколе N 175/8 от 11.02.2019 осмотра территорий, помещений, документов, предметов и в протоколе N 04-06/175/7 от 11.02.2019 о производстве выемки, изъятия документов и предметов указаны организации ООО "ТК Кимос", ООО "Кимос-Транс" в отношении которых проводились выездные налоговые проверки.
В протоколе выемки генеральный директор ООО "ТК Кимос" в качестве замечаний указал на то, что в процессе выемки были изъяты документы, не относящиеся к проверяемым организациям.
При этом, согласно протоколу выемки N 04-06/175/7 от 11.02.2019 документы и предметы изъяты именно у ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс", все изъятые документы имеют отношение к финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТК Кимос" и ООО "Кимос-Транс" в проверяемом периоде, так же в ходе выемки изъяты печати иных организаций.
Все изъятые документы перечислены в описи к протоколу N 04-06/175/7 от 11.02.2019 о производстве выемки, изъятия документов и предметов, с описью ознакомлен генеральный директор ООО "ТК Кимос".
В ходе проведения выездных налоговых проверок Инспекцией вынесены вышеуказанные постановления о производстве выемки документов и предметов в связи с наличием достаточных оснований полагать, что подлинники документов по взаимоотношениям проверяемых организаций с покупателями и поставщиками, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
В мотивировочной части вышеуказанных постановлений подробно изложены обстоятельства, послужившие основанием для вынесения данных постановлений.
В протоколах осмотра от 17.07.2018, от 11.02.2019 и протоколах о производстве выемки от 17.07.2018, от 11.02.2019 отражены сведения, предусмотренные ст.99 НК РФ.
Составление должностными лицами Инспекции одного процессуального документа - протоколов осмотра от 11.02.2019, а также протоколов о производстве выемки от 17.07.2018, от 11.02.2019 по результатам проведенных мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Кимос-Транс" и ООО "ТК Кимос" вопреки доводам жалобы не свидетельствует об отражении в данных протоколах недостоверной информации или сведений, несоответствующих фактическим обстоятельствам.
Форма протокола о производстве выемки, изъятия документов и предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Инспекцией проведена выемка документов в присутствии представителей общества, сотрудников полиции, специалиста и понятых, о чем составлены протоколы выемки документов и предметов по установленной форме с приложением описи изъятых документов и предметов.
Копии документов от 25.10.2018 N б/н изъятые по постановлению о производстве 16.07.2018 N 04- 06/175/1 и описанные протоколом выемки документов от 17.07.2018 N 04-06/1 направлены заявителю, о чем имеется подпись представителя по доверенности Прокловой М.А., а также в ходе выемки от 11.02.2019 N04-06/75/3 о чем также имеются соответствующие описи с подписями представителя по доверенности Прокловой М. А.
Таким образом, налоговый орган при производстве выемки и изъятии документов действовал в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, объективных данных, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения осмотра и выемки документов им предметов, заявитель не представил.
Ссылки заявителя на письмо Прокуратуры г.Москвы от 26.12.2019, в котором установлен факт нарушения налоговым органом п.7 ст.94 НК РФ при составлении протоколов выемки необоснованны, поскольку не свидетельствует о нарушении Инспекцией требований ст.99 НК РФ к протоколу.
Доводы заявителя о том, что факт совместного хранения документов не свидетельствует об аффилированности организаций, подлежит отклонению.
В данном случае в предмет доказывания не входит обязанность доказывания совершения обществом соответствующего правонарушения, поскольку это устанавливается в процессе проверки и описывается в акте проверки и итоговом решении, предметом доказывания являются обстоятельства, свидетельствующие именно о возможном сокрытии доказательств.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "Кимос-Транс".
Все приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела и с соблюдением требований процессуального законодательства.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-14661/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14661/2020
Истец: ООО "КИМОС-ТРАНС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО Г. МОСКВЕ