Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2021 г. N Ф07-2926/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А26-3059/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36064/2020) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2020 по делу N А26-3059/2020, принятое
по иску ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания"
к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (далее - истец, ООО "Энергокомфорт". Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение, исполнитель) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 57226 рублей 68 копеек задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в январе 2020, 741 рубля 39 копеек пени, начисленных за период с 16.08.2019 по 05.04.2020.
Решением суда от 02.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что все жители многоквартирного дома уведомлены об обязанности заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в адрес истца направлены все имеющиеся документы в отношении абонентов и жилых помещений. По мнению ответчика, истец после получения уведомления обязан открыть лицевые счета на всех абонентов.
14.01.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "Энергокомфорт". Карелия" поступили возражения на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, указывает на допущенную судом в решении опечатку.
21.01.2021 лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ООО "Энергокомфорт". Карелия" (гарантирующий поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" (исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор энергоснабжения N 100-1-11-00034-02-2001 (далее - договор N 100-1-11-00034-02-2001) на поставку электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Пунктом 4.1. указанного договора предусмотрено, что объем электроэнергии, подлежащей оплате исполнителем по данному договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) как разность между объемом электроэнергии. определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объемом электроэнергии, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Данный порядок расчета соответствует порядку, установленному подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В соответствии с пунктом 7.2. указанного договора учет электрической энергии (мощности) осуществляется расчетными приборами учета, в том числе включенными в состав измерительных комплексов, автоматизированных систем учета электроэнергии; точки поставки и места расположения приборов учета определены в приложении N 3 к договору.
Пунктом 4.4. спорного договора в целях определения объема поданной электрической энергии на ответчика возложена обязанность в срок до 26 числа расчетного месяца передать гарантирующему поставщику показания приборов учета электрической энергии по форме Приложений N 7 и N 8.
По условиям договора объем электроэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальной услуги, определяется за расчетный период как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом электроэнергии, подлежащим оплате потребителями, определяемым в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае непредставления показаний ИПУ в установленные договором сроки, расчет объёма электроэнергии, потребленной в помещениях, определяется гарантирующим поставщиком в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
При отсутствии общедомового прибора учета или его неисправности объем услуг, подлежащий оплате исполнителем, определяется по нормативу (пункты 4.1, 4.2., 4.5. договора N 100-1-11-00034-02-2001).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что жилой фонд, в отношении которого заключен договор N 100-1-11-00034-02-2001, является 100% собственностью Министерства обороны Российской Федерации и находится в управлении ответчика.
Поскольку ответчик оплату электрической энергии, поставленной в январе 2020 в спорные МКД, не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
При этом согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Поскольку управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, то именно она признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией, как следствие, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение с 01.01.2017 включает в себя плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом, в соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос 4), указанная плата вносится собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в адрес управляющей организации.
Таким образом, управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты а, б пункта 31, подпункт а пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" как лицо, осуществляющее управление спорными МКД, обязано вносить плату за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества, поскольку на ответчика как в соответствии с действующим законодательством, так на основании договора N 100-1-11-00034-02-2001, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, и, как следствие, обязанность по оплате всего объема потребленного для этой цели коммунального ресурса.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет объема электрической энергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, произведен истцом на основании пункта 4.1 договора и тождественного подпункта "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, исходя из разницы между объемом ресурса по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета и объема ресурса, подлежащего оплате потребителями.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами ответчика о порядке расчета задолженности.
Ответчик производит расчет по жилым помещениям по нормативу, не приводя правовых оснований для такого расчета.
В пункте 7 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определен состав общего имущества в многоквартирном доме и входящий в него перечень внутридомовых инженерных систем. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры зашиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Истец произвел расчет, исходя из того, что, если собственники (наниматели) и пользователи жилых и нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов не представляли показания индивидуальных приборов учета, в указанные периоды расчет потребленной электроэнергии производится в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, либо если период работы прибора учета составил менее 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
В приложении N 3 к договору N 100-1-11-00034-02-2001 сторонами был согласован перечень точек поставки электрической энергии, а именно: ул. Гоголя, д. 11; ул. Повенецкая, д. 4; ул. Гарнизон Томицы, дома 1, 2, 3, 4, 6. 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15.
Сетевой организацией АО "Оборонэнерго" в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" в вышеуказанных домах установлены и допущены в эксплуатацию общедомовые приборы учета, в том числе:
- ул. Гарнизон Томицы, д. 4 прибор учета зав. N 20160145 (акт N 153 от 11.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 6 прибор учета зав. N 21248917 (акт N 154 от 11.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 7 прибор учета зав. N 20158455 (акт N 155 от 11.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 8 прибор учета зав. N 21242220 (акт N 156 от 16.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 9 прибор учета зав. N 10141768 (акт N157 от 16.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 11 прибор учета зав. N 21240747 (акт N 158 от 16.04.2019);
- ул. Гарнизон Томицы, д. 15 прибор учета зав. N 011124090086183 (акт N 161 от 16.04.2019).
Многоквартирные дома по ул. Гарнизон Томицы, д. 4, 6, 7, 8, 9. 11, 15 не отнесены к объектам, на которые в соответствии с Законом об энергосбережении не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт).
Отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме также не имеет определяющего значения для расчетов объема и платы за потребленную электрическую энергию.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого или нежилого помещения согласно пункту 21.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 124, определяется по формуле, из которой следует, что при оснащении дома коллективным (общедомовым) прибором учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, не учитывается и не влияет на размер данной платы.
Довод ФГБУ "ЦЖКУ", что отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме автоматически исключает начисление объема на содержание общего имущества, нормативно не обоснован.
В контррасчете ФГБУ "ЦЖКУ" произведены начисления платы за поставленный ресурс нанимателям жилых помещений по нормативу, что не соответствует нормам права и имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку ответчик документально не опроверг расчет истца, а представленный ответчиком контррасчет противоречит условиям договора N 100-1-11-00034-02-2001 и материалам дела, апелляционный суд полагает доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" необоснованными и подлежащими отклонению.
Коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Одновременно с указанным выше, суд апелляционной инстанции, обнаружив в решении суда первой инстанции опечатку, не изменяя содержание решения суда, руководствуясь нормами статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел в данном случае возможным исправить опечатку в пункте 1 решения (резолютивная часть) от 26.10.2020 и в пункте 1 в резолютивной части решения от 02.11.2020 в части периода начисления неустойки, указав, что вместо фразы "_. 16.08.2019 по 05.04.2020_" следует читать: "_с 16.02.2020 по 05.04.2020_.", что соответствует уточенным исковым требованиям ООО "Энергокомфорт". Карелия" и расчету, представленному одновременно с ходатайством в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2020 по делу N А26-3059/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исправить опечатку в пункте 1 решения (резолютивная часть) от 26.10.2020 и в пункте 1 в резолютивной части решения от 02.11.2020 в части периода начисления неустойки, вместо: "_. 16.08.2019 по 05.04.2020_" читать: "_с 16.02.2020 по 05.04.2020_.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3059/2020
Истец: ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ ф-л "ЦЖКУ" Минообороны России по ЗВО