Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2021 г. N Ф09-2596/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А71-11078/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Енисей - Универсал",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 ноября 2020 года по делу N А71-11078/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике (ИНН 4345353389, ОГРН 1134345007103)
к обществу с ограниченной ответственностью "Енисей - Универсал" (ИНН 1835031106, ОГРН 1021801651717)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике (далее Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Енисей - Универсал" (далее - ответчик, ООО "Енисей-Универсал", общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.11.2020 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что вина общества в совершении правонарушения не доказана: сырье произведено третьим лицом и является давальческим сырьем, а общество привлечено к ответственности ввиду наличия этикетки с его реквизитами. Указывает, что административным органом не установлено, и материалы дела не содержат сведений о несоответствии ППК общества действующим требованиям о порядке и периодичности контроля. Наличие микрофлоры в спорном образце может быть как следствием переработки недоброкачественного либо обсемененного сырья, так может стать и последствием ненадлежащей транспортировки либо хранения данного сырья до момента передачи обществу. Считает, что загрязнение либо развитие микрофлоры в продукции именно в момент нахождения у ответчика - не доказано.
Административный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 23 июля 2020 года в рамках государственного задания, в рамках пищевого мониторинга (Приказ Россельхознадзора N 1426 от 25.12.2019 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2020 году для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации") во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", в ООО "АШАН" должностными лицами Россельхознадзора, в присутствии владельца продукции (его представителя) - Ким К., был проведен отбор проб для проведения исследований по качеству и безопасности (Акт отбора проб (образцов) N 1824086 от 23.07.2020, согласно маркировке на упаковке "Шашлык Классический охл" от которой была отобрана проба: Наименование продукта: Шашлык "Классический". Полуфабрикат мясной из свинины мелкокусковой бескостный категории Б, охлажденный; Состав: свинина (количество основного компонента 90 процентов) и растительные добавки; выработана по: СТО 39399805.002-2017; Изготовлено упаковано: 22.07.2020; Срок годности: 12 суток (после вскрытия упаковки 24 часа в пределах срока годности) при температуре от 0°С до +4°С; Общая масса: 1, 702 кг; Выработана: ООО "Енисей- Универсал", адрес производства - Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Каменное, Центральная ул., д. 15а.
Из представленной при отборе проб документации: входящий электронный ветеринарный сопроводительный документ (далее - эВСД), Ветеринарное свидетельство Форма N 2 N 6169283284 от 22.07.2020, товарно-транспортная накладная N 9030 от 22.07.2020, декларация о соответствии ЕАЭС RU Д- RU.АЯ09.В.02600, административным органом установлено, что поставщик продукции: ООО "КОРУС"; грузополучатель: ООО "АШАН"; Товар: Шашлык Классический охл - объём: 89.644 кг.
В соответствии с эВСД N 6163241378 от 22.07.2020, подтверждающим происхождение продукции, "Шашлык Классический охл" выработан ООО "Енисей-Универсал".
На основании вышеуказанной информации, административным органом установлено, что "Шашлык Классический охл" поступил в ООО "АШАН", где производился отбор проб, от ООО "Енисей-Универсал".
Отобранные 23.07.2020 в ООО "АШАН" пробы для лабораторных исследований отправлены в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Свердловский референтный центр Россельхознадзора", для исследований на антибактериальные препараты, микробиологические показатели.
Согласно протоколу испытаний от 05.08.2020 N 5077 испытательной лаборатории ФГБУ "Свердловский референтный центр Россельхознадзора" г. Екатеринбург, в одной пробе продукции "Шашлык Классический охл", объёмом: 240 кг, дата выработки продукции: 22.07.2020; годен до: 03.08.2020, Запись в журнале продукции: N11616392713; Этикетка ООО "Енисей -Универсал", выработанная: ООО "Енисей-Универсал", N сейф-пакета 51253005, получен результат испытаний: Listeria monocytogenes -положительный (норма в соответствии с п.5 ст.7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 - не допускается наличие возбудителей инфекционных заболеваний представляющих опасность для здоровья человека и животных).
Вышеуказанные обстоятельства позволили административному органу прийти к выводу, что 22.07.2020 года в период времени 07 час. 51 мин. (МСК) обществом с ограниченной ответственностью "Енисей - Универсал", допущено производство партии подконтрольной продукции "Шашлык Классический охл", объёмом: 240 кг, дата выработки продукции: 22.07.2020; годен до: 03.08.2020, Запись в журнале продукции: N 11616392713; Этикетка ООО "Енисей -Универсал", выработанная: ООО "Енисей-Универсал", микробиологический показатель Listeria monocytogenes которой - Положительный (обнаружено в 25 г), что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и технических регламентов Таможенного союза.
15.09.2020 управлением в присутствии законного представителя ответчика составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП.
Копия протокола получена 15.09.2020 директором ООО "Енисей- Универсал" Колодкиным А.В., что подтверждено соответствующей отметкой на протоколе.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной, показатели безопасности такой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
В силу Приложения 1 ТР ТС 021/2011 "Микробиологические нормативы безопасности (патогенные)" в мясе и мясной продукции на 25 г массы продукта наличие патогенного микроорганизма Listeria monocytogenes не допускается.
В силу статьи 2 ТР ТС 034/2013 объектами технического регулирования настоящего технического регламента, в том числе являются продукты убоя и мясная продукция.
Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 утверждены В соответствии со статьей 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно статье 12 ТР ТС 034/2013 не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны (статья 13 ТР ТС 034/2013).
В силу статьи 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Микробиологические и гигиенические нормативы безопасности продуктов убоя и мясной продукции (в том числе продуктов убоя и мясной продукции для детского питания) должны соответствовать требованиям согласно Приложениям N 1-3 (статья 15 ТР ТС 034/2013).
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), в силу которых пищевые продукты должны соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других организмов, представляющих опасность для здоровья нынешних и будущих поколений; безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и паразитологическом отношении, по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием установленным гигиеническим нормативам безопасности.
В пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1-2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
По смыслу указанной нормы объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных норм и материалами дела подтверждается, что обществом, осуществляется деятельность с нарушением требований технических регламентов о безопасности пищевой продукции.
Выявленные административным органом нарушения подтверждаются материалами дела, в том числе актом отбора проб, протоколом испытаний, Ветеринарным свидетельством Форма N 2 N 6169283284 от 22.07.2020, товарно-транспортной накладной N 9030 от 22.07.2020, декларацией о соответствии ЕАЭС RU Д- RU.АЯ09.В.02600.
Нормирование микробиологических показателей безопасности пищевых продуктов осуществляется для большинства групп микроорганизмов по альтернативному принципу, т.е. нормируется масса продукта, в которой не допускаются бактерии группы кишечных палочек, большинство условно-патогенных микроорганизмов, а также патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и Listeria monocytogenes. В других случаях норматив отражает количество единиц в 1 г (мл) продукта (КОЕ/г, мл).
Бактерии группы кишечной палочки (БГКП, также называются колиморфными и бактериями) - условно выделяемая по морфологическим и культуральным признакам группа бактерий семейства энтеробактерий, используемая санитарной микробиологией в качестве маркера фекальной контаминации, относятся к группе так называемых санитарно-показательных микроорганизмов. Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах. Однако, некоторые типы кишечной палочки вырабатывают опасные токсины в процессе своей жизнедеятельности (преимущественно эндотоксины), которые могут привести к возникновению отравления.
Следовательно, в действиях юридического лица усматривается наличие угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, так как несоблюдение условий хранения пищевой рыбной продукции, а также наличие в пищевой рыбной продукции возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, административным органом доказано.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что нарушение вышеприведенных требований технических регламентов и санитарно-эпидемиологических норм несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (пищевых отравлений), а соответственно угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит правомерными выводы административного органа и суда первой инстанции о доказанности события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доказательств того, что обществом своевременно были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании.
Назначенное судом обществу административное наказание соответствует размеру санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Ссылка общества на судебную практику судом апелляционной инстанции рассмотрена и отклонена, поскольку обстоятельства настоящего дела не равнозначны приведенным апеллянтом делам, поскольку судебные акты были вынесены при иных фактических обстоятельствах.
Довод апеллянта о том, что продукция могла быть обсеменена микроорганизмами на любой стадии: как взращивания животного, так и на этапе вскрытия упаковки, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку доказательств, подтверждающих такую позицию, в нарушение ст. 65 АПК РФ апеллянтом не представлено, ходатайств о проведении иных исследований не заявлено. Материалы дела содержат только исследование на антибактериальные препараты, микробиологические показатели Федерального государственного бюджетного учреждения "Свердловский референтный центр Россельхознадзора" проб, взятых в ООО "АШАН, поступивших от ООО "Енисей-Универсал".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2020 года по делу N А71-11078/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Енисей - Универсал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11078/2020
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "Енисей-Универсал"