Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 г. N 13АП-38101/20
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А56-86412/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38101/2020) Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 по делу N А56-86412/2020 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ по ЗВО
3-е лицо: 1) Федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; 2) Филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"-" 2 финансово-экономическая служба"
об оспаривании п.5.2.2, п.5.2.4 акта проверки N 52/34дсп от 07.11.2019, п.2 протокола N 66/24дсп от 18.12.2019
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (адрес: 184606, г. Североморск, ул. Корабельная, 1а, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об оспаривании акта п.5.2.2 Акта проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Западному военному округу) (адрес: 191123, Санкт-Петербург, Воскресенская набережная, дом 10, лир А; далее - Управление, ответчик) N 52/34дсп (для служебного пользования) от 07.11.2019 в части признания непроизводственных расходов по оплате судебных издержек в сумме 750933,09 руб. как ущерб бюджету, п.5.2.4 Акта проверки в части непроизводительного использования бюджетных средств на сумму 15600 руб. и п.2 протокола N 66/24дсп (для служебного пользования) от 18.12.2019 в части отказа в удовлетворении ходатайства о снятии с учета указанных сумм.
Определением суда первой инстанции от 09.10.2020 отказано в принятии искового заявления.
Не согласившись с определением суда, истец направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое определение, рассмотреть дело по существу.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 15.10.2019 по 07.11.2019 контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Западному военному округу) проведена проверка по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности Федеральное Казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота" за период деятельности с 01.10.2016 по 30.09.2019.
Результаты проверки отражены в акте от 07.11.2019 N 52/34дсп.
15.11.2019 направлены возражения на акт проверки.
По результатам рассмотрения возражений на акт проверки оформлен Протокол N 66/24дсп от 18.12.2019, пунктом 2 которого принято решение об отказе в удовлетворении возражений по пунктам 3 - 5, 8, 10 акта проверки.
С учетом рассмотренных возражений командира войсковой части - полевая почта 03522, Управление в оспариваемых положениях Акта определило ущерб государству, в том числе по пункту 5.2.2. в сумме 750 933,09 рублей, по пункту 5.2.4. в сумме 15 600 рублей.
Посчитав пункты 5.2.2., 5.2.4. акта N 52/34 дсп от 07.11.2019 и пункт 2 протокола рассмотрения возражений N 66/24 дсп от 18.12.2019 недействительными, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии искового заявления, указал, что данный спор не подлежит рассмотрению в судах.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает определение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии искового заявления суд указал, что оспариваемые акт проверки (для служебного пользования), протокол рассмотрения возражений (для служебного пользования) не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими обжалованию в суде так как по своему содержанию не содержат властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, носят информационный, рекомендательный характер, вынесены для служебного пользования.
Апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Оспариваемый акт проверки констатирует определенные нарушения, допущенные в финансово-экономической и хозяйственной деятельности истца, содержат требования и предложения, обращенные к руководителю названной организации, об устранении нарушений и возмещении ущерба.
Согласно 4 разделу приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" исполнение акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности части (подразделения) для соответствующего командира войсковой части (руководителя подразделения) является обязательным.
Таким образом, содержание оспариваемого акта свидетельствует о том, что он, вопреки выводам суда первой инстанции, непосредственно затрагивает права и возлагает определенные обязанности на истца по устранению нарушений, установленных ревизией, а поэтому подлежит обжалованию в судебном порядке.
Непривлечение истца к какой-либо ответственности по результатам проверки не является препятствием для его обращения в суд с иском об обжаловании акта проверки.
Указанная правовая позиция изложена в Определениях Верховного суда Российской Федерации N 211-КГ17-5 от 28.02.2017, N 201-КА19-11 от 13.06.2019, N 303-ЭС20-3548 от 13.04.2020, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-144387/2018.
Из материалов дела следует, что предметом спора является ненормативный правовой акт, принятый государственным органом, наделенным федеральным законом соответствующими полномочиями, который касается финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федеральное Казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота", содержит властные предписания в отношении отражения в бухгалтерском учете учреждения денежных средств, признанных проверкой ущербом.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в ст. 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (п. 2 ч. 4 ст. 272 АПК РФ).
На новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (ч. 1 ст. 268 АПК РФ). В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует ч. 1 ст. 268 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение суда первой инстанции об отказе в принятии заявления подлежит отмене (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), вопрос подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 по делу N А56-86412/2020 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-86412/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Ответчик: Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ по ЗВО
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Филилал ФКУ "ОСК Северного флота"-" 2 финансово-экономическая служба", 13 ААС
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20590/2021
02.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28182/2021
28.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-86412/20
26.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38101/20